Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалобы на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Эко-Планета" - представитель не явился, о месте и времени заседания Комиссии извещен надлежащим образом;
от организатора торгов - ОАО "Рыбинскгазсервис" - <...>, <_> (по доверенностям),
рассмотрев жалобу ООО "Эко-Планета" на действия организатора торгов - ОАО "Рыбинскгазсервис" (ИНН 7610017671, ОГРН 1027601123857) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО "Эко-Планета" (вх. N 13328 от 09.08.2018) на действия (бездействие) организатора (заказчика) торгов - ОАО "Рыбинскгазсервис" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N 31806785978 по отбору организации для предоставления услуг по инвентаризации и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО "Рыбинскгазсервис" (далее - Закупка, запрос предложений).
Организатор торгов - ОАО "Рыбинскгазсервис".
Обжалуемые действия (бездействие) - осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Организатор торгов не признал нарушений, представил на заседание Комиссии документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 14.08.2018 N 8946/06-07.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в числе прочих на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
03.08.2018 на сайте www.zakupki.gov.ru ОАО "Рыбинскгазсервис" размещено извещение о проведении Закупки.
Согласно извещению датой рассмотрения заявок на участие в запросе предложений и датой подведения итогов является 17 августа 2018 года (не позднее).
В период действия срока приема заявок организатору поступила одна заявка на участие в запросе предложений от ООО "Северный экспертный центр" (ООО "Эко-Планета" заявку на участие в запросе предложений не подавало).
Согласно протоколу N 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме ОАО "Рыбинскгазсервис" от 14.08.2018 ООО "Северный экспертный центр" был признан победителем.
Заявитель указывает, что в документации закупки отсутствует требование к участнику закупочной процедуры о наличии у последнего действующей лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), включающей в себя подготовку и предоставление потребителям расчётной информации о загрязнении атмосферного воздуха. Просит обязать Заказчика принять меры по дополнению "Пункта требований Документации" "Требованием о лицензии".
Доводы жалобы не могут быть признаны обоснованными в силу следующего.
Подпункт 45 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает, что лицензированию подлежит деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
В соответствии с пунктом 2 "Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1216)" деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы (услуги):
а) определение метеорологических, авиаметеорологических, климатологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей среды;
б) определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства;
в) подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное);
г) формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Согласно Техническому заданию к документации запроса предложений N 31806785978 целью проведения предусмотренных документацией работ является выполнение работ по инвентаризации и нормированию выбросов загрязняющих веществ (далее - ЗВ) на промышленных площадках и объектах сетей газораспределения, эксплуатируемых ОАО "Рыбинскгазсервис", разработка проектов предельно-допустимых выбросов (далее - ПДВ), согласование проектов ПДВ в контролирующих органах.
Деятельность в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Закона об охране атмосферного воздуха).
Пунктом 1 статьи 22 Закона об охране атмосферного воздуха) определена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводить инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документировать и хранить полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Пункт 2 статьи 22 Закона об охране атмосферного воздуха гласит:
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 N 422 (далее - Правила).
Согласно пункту 7 вышеуказанных Правил при необходимости использования в методике расчета климатических и (или) метеорологических данных такие данные должны быть получены юридическими лицами, имеющими лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Пунктом 7 статьи 12 Закона об охране атмосферного воздуха установлено, что нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (далее - Положение). Согласно пункту 5 данного Положения при разработке нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух применяются методы определения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273 "Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросив вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе" (далее - Методы) утверждены методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе. Согласно пункту 4.6 климатические параметры, необходимые для реализации расчетов по данным Методам, устанавливаются по климатическим данным, опубликованным для всеобщего доступа (в том числе - климатическим справочникам) или предоставленным по заказу организациями, выполняющими работы по определению климатологических характеристик окружающей среды на основании лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). Качество, объем и способы обработки используемых при этом данных метеорологических наблюдений должны соответствовать обязательным метрологическим требованиям к измерениям.
Данные сведения предоставляются ФГБУ "Центральное УГМС" (Гидромет), обладающего соответствующим правом, согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", на основании запроса.
Письмом Минприроды России от 29.03.2012 N 05-12-47/4521 введено в действие "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу". Согласно разделу 3.1 данного Пособия данные о фоне для загрязняющих веществ, по которым ведутся регулярные наблюдения за их содержанием в приземном слое атмосферы, удовлетворяющие установленным требованиям к таким наблюдениям при определении фоновых концентраций - запрашиваются в органах Росгидромета.
Исходя из вышеизложенного, комиссия Ярославского УФАС России установила, что действующим законодательством не предусмотрено обязанности для исполнителей располагать действующей лицензией для разработки проектов ПДВ для выполнения объема работ в рамках Закупки, при этом, участники Закупки имеют возможность получения исходной информации для разработки ПДВ в том числе на основании запросов в адрес организаций, располагающих подобной информацией.
Также установлено, что Заявитель не являлся участником закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Комиссией по делу N 06-07/81-18 не установлено нарушений порядка размещения информации о проведении торгов, а также порядка подачи заявок на участие в торгах.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Эко-Планета" (вх. N 13328 от 09.08.2018) на действия (бездействие) организатора (заказчика) торгов - ОАО "Рыбинскгазсервис" (ИНН 7610017671, ОГРН 1027601123857) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N 31806785978 по отбору организации для предоставления услуг по инвентаризации и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО "Рыбинскгазсервис" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии:
А.В. Семенюк
К.А. Савичева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 августа 2018 г. N 06-07/81-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.08.2018