Решение изготовлено в полном объеме 26 июля 2018 года г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии:
К<_> - заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Б<_> - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Б<_>- главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N 50-ФАС22-Р/06-18, возбужденное по факту размещения и распространения на телеканале "Россия 1" в региональном выпуске новостей недостоверной рекламы о продаже плодовых культур Омского Черлакского питомника,
в отсутствии представителей:
заявителя;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя ИП Люлька <_>(Смоленская область, 215805, <_>);
заинтересованного лица - рекламораспространителя Филиал ФГУП "ВГТР "ГТРК "Алтай" (Алтайский край, г.Барнаул, Змеиногорский тракт, 27),
УСТАНОВИЛА:
в соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, не является препятствием для рассмотрения дела отсутствие сторон, если имеются данные о своевременном извещении о времени и месте рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, определение об отложении рассмотрения дела были направлены в адрес ИП Люлька <_>(215805, Смоленская область, <_>) заказными письмами с уведомлением о вручении. По указанному адресу ИП Люлька <_> почтовую корреспонденцию не получает, что подтверждается отчетами об отслеживании почтовых отправлений с трек-номерами 65606823376550, 65606826020467, размещенными на официальном сайте Почты России.
Заявитель и заинтересованное лицо (ФГУП "ВГТРК" в лице филиала "ГТРК "Алтай"), надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии явку представителей не обеспечили.
С учетом того, что лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, должно получать почтовую корреспонденцию по адресу регистрации, а антимонопольным органом предприняты все возможные в рамках полномочий попытки уведомления ИП Люлька <_> о дате, времени и месте рассмотрения дела, ИП Люлька <_> считается уведомленным.
На основании изложенного, 25 июля 2018 года принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя, лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, заинтересованного лица.
Комиссия Алтайского краевого УФАС России, заслушав доклад члена Комиссии, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.
03 мая 2018 года в Алтайское краевое УФАС России на рассмотрение поступило обращение гражданина РФ, переданное по подведомственности управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, о распространении в апреле 2018 года на телеканале "Россия 1" в региональном выпуске новостей недостоверной рекламы о продаже плодовых культур Омского Черлакского питомника, следующего содержания:
"Дачный сезон начинается. В Барнаул как раз привезли десять тысяч саженцев. Груша, смородина, вишня, малина и жимолость - от такого разнообразия глаза разбегаются_ И это еще не всё - одной только яблони здесь несколько видов. Все растения с закрытой корневой системой - это значит, что корни уже прижились, и дерево нужно просто пересадить.
Сурового мороза эти саженцы не боятся. Омский Черлакский питомник выращивает культуры именно с такими свойствами. Изюминка ярмарки - колоновидные растения. В последние годы их популярность растет - они не требовательны к уходу. Найти ярмарку можно возле ДК "Сибэнергомаш".
СНХ ТИТР: Дмитрий Орешкин, продавец
Колоновидные растения интересны тем, что занимают мало места, поверхностные корни, морозоустойчивы и высокоурожайны. На следующий год они уже вступают в плодоношение".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая рекламная информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к реализуемым саженцам, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
По информации, предоставленной Филиалом ГТРК "Алтай", рекламодателем рассматриваемого рекламного сюжета является ИП Люлька <_>, обратившийся с целью размещения в эфире информации о новых видах плодовых деревьев колоновидной формы. Информация о том, что саженцы из Омского Черлакского питомника была предоставлена им устно, согласованный с ним сюжет вышел в эфир.
Однако, как сообщает Филиал ГТРК "Алтай", на следующий после выхода в эфир рекламного сюжета выяснилось, что рекламируемые плодовые культуры родом из Чишминского района Республики Башкортостан, в связи с чем, информация о том, что плодовые культуры привезены из Омского Черлакского питомника была удалена из сюжета.
В таком виде реклама выходила лишь 12 апреля 2018 года.
Антимонопольным органом установлено, что на сайте СПК "Плодопитомник Черлакский" в сети Интернет содержится информация о том, что компания занимается реализацией саженцев плодово-ягодных и лесо-декоративных культур_Заказы на продукцию формируются круглый год. Отгрузка товара производится по наличию на складе: апрель-май, сентябрь-октябрь.
По информации, предоставленной СПК "Плодопитомник Черлакский" на запрос антимонопольного органа, ИП Люлька <_> в СПК плодовые культуры не приобретал и представителем СПК "Плодопитомник Черлакский" не является.
Из материалов дела также следует, что ярмарка плодовых культур проходила возле ДК "Сибэнергомаш" в г.Барнауле по адресу пр.Ленина, 147 на основании заключенного между ООО "Статус" и ИП Люлька <_> в лице куратора выставок саженцев О<_> договора N 37 от 04.04.2018 г. субаренды нежилого помещения и оборудования.
Федеральный закон "О рекламе" предъявляет общие требования к рекламе: "Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются".
Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Поскольку рассматриваемая реклама содержит информацию о том, что рекламируемые плодовые культуры из Омского Черлакского питомника, а на самом деле саженцы выращены в Чишминском районе Республики Башкортостан, данная реклама вводит потребителей в заблуждение относительно изготовителя рекламируемого товара. Следовательно, рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе рекламируемого товара, что указывает на признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащей.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель, которым, согласно материалам дела является ИП Люлька <_>.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе", антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Материалами дела установлено, что реклама о продаже плодовых культур Омского Черлакского питомника выходила в эфире телеканала "Россия 1" один раз, в связи с чем основания для выдачи ИП Люлька <_> предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу о продаже плодовых культур Омского Черлакского питомника, размещенную и распространенную 12 апреля 2018 года на телеканале "Россия 1", поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП Люлька <_> (215805, Смоленская область, <_>) не выдавать по причине нецелесообразности, в виду устранения допущенного нарушения до возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ИП Люлька<_> дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии К<_>
Члены Комиссии Б<_>
Б<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 25 июля 2018 г. N 50-ФАС22-Р/06-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.07.2018