Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
К <_> - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Б<_> - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N 53-ФАС22-Р/06-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в журнале "Премьера.Premiera" N1(24) март 2018 рекламной информации, в которой усматриваются признаки нарушения ст.8, ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - рекламораспространителя, Ж<_> (ИНН 220413268262), в лице представителя по доверенности В<_> (доверенность от 02.07.2018 г.),
УСТАНОВИЛА:
08 июня 2018 г. Алтайским краевым УФАС России в журнале "Премьера.Premiera" N1(24) март 2018 выявлен факт распространения следующих рекламных материалов:
- на стр. 5 "ЧТОБЫ К ЛЕТУ БЫТЬ КРАСОТКОЙ_ Нужно начинать делать шугаринг уже сейчас! Студия шугаринга "Сахар" г. Бийск, ул. Советская, 212/2 офис 8, т.8-960-945-48-26 Сахарная депиляция (удаление нежелательных волос на теле сахарной пастой) имеет накопительный эффект. С каждой процедурой волос на теле становится меньше, тоньше и светлее. Связано это с природой устройства кожи и организма_. студия шугаринга Сахар" ;
- на стр. 56 салон-парикмахерская Орхидея Турбосолярий Новые лампы Микроблейдинг Архитектура бровей (окрашивание - хна и краситель, оформление, восстановление) - Депиляция для мужчин и женщин - Уходовые процедуры по лицу и телу ТК "Модный" 3 этаж, т. 40-40-29";
- на стр. 33 "КАРАОКЕ-БАР ЗВЕЗДА доставка обедов с 12 до 16 ч., роллов с 20 до 4 ч. БИЗНЕС-ЛАНЧ ВЫХОДНЫЕ БАНКЕТЫ ГДЕ??? В ЗВЕЗДЕ! 40 62 10 8 963 537 23 23 ул. Мерлина, 59 (вход с торца)".
18 июля 2018 г. в заседании Комиссии представитель В<_> нарушение признала, пояснив, что рассматриваемые рекламные макеты были представлены рекламодателями.
Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителя рекламораспространителя Ж<_>, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О рекламе", в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Определение дистанционного способа продажи товара содержится в п. 2 ст. 497 ГК РФ, в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила).
Согласно Правилам, продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В силу п. 8 Правил продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее - договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Согласно п. 20 договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
На основании изложенного, в данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление товара происходит посредством изучения каталога, буклета, проспекта, фотоснимков, средств связи, в том числе на Интернет-сайте, указанном в рекламе. Указанное свидетельствует о том, что при заказе товара с доставкой у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора купли-продажи.
Таким образом, рассматриваемая рекламная информация о доставке обедов и роллов (КАРАОКЕ-БАР ЗВЕЗДА) подпадает под понятие дистанционного способа продажи товаров.
На основании изложенного, в рассматриваемой рекламе: "КАРАОКЕ-БАР ЗВЕЗДА доставка обедов с 12 до 16 ч., роллов с 20 до 4 ч. БИЗНЕС-ЛАНЧ ВЫХОДНЫЕ БАНКЕТЫ ГДЕ??? В ЗВЕЗДЕ! 40 62 10 8 963 537 23 23 ул. Мерлина, 59 (вход с торца)", отсутствует информация, обязательная для указания в силу закона - фамилия, имя, отчество физического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего продажу товаров дистанционным способом, таким образом, усматриваются признаки нарушения статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с ч.7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава от 13.10.2017 N804н, к медицинским услугам относятся: проведение депиляции (A14.01.012) воздействие коротким ультрафиолетовым излучением (A22.30.003), воздействие длинноволновым ультрафиолетовым излучением (A22.30.004).
Следовательно, реклама таких услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Рассматриваемая реклама: "ЧТОБЫ К ЛЕТУ БЫТЬ КРАСОТКОЙ_ Нужно начинать делать шугаринг уже сейчас! Студия шугаринга "Сахар" г. Бийск, ул. Советская, 212/2 офис 8, т.8-960-945-48-26 Сахарная депиляция (удаление нежелательных волос на теле сахарной пастой) имеет накопительный эффект. С каждой процедурой волос на теле становится меньше, тоньше и светлее. Связано это с природой устройства кожи и организма_. студия шугаринга Сахар" и "салон-парикмахерская Орхидея Турбосолярий Новые лампы Микроблейдинг Архитектура бровей (окрашивание - хна и краситель, оформление, восстановление) - Депиляция для мужчин и женщин - Уходовые процедуры по лицу и телу ТК "Модный" 3 этаж, т. 40-40-29", не содержит предусмотренного Федеральным законом "О рекламе" предупреждения о наличии противопоказаний или необходимости получения консультации специалистов, что указывает на признаки нарушения требований ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований установленных, ст.8, ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе", несет, в том числе и рекламораспространитель.
Материалами дела установлено, что учредителем и главным редактором журнала "Премьера.Premiera" является Ж<_> (адрес редакции: 659315, г.Бийск, <_>).
Таким образом, рекламораспространителем является Ж<_>.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения Ж<_> ст.8, ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе", что выражается в ненадлежащем размещении рекламы продажи товаров дистанционным способом, а также рекламы медицинских услуг.
В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пп.37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рассматриваемую рекламу, распространенную в журнале "Премьера.Premiera" N1(24) март 2018, ненадлежащей, так как при ее распространении нарушены требования ст.8, ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
2.Признать Ж<_> нарушившим требования ст.8, ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
3.Выдать Ж<_> предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в районный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: К<_>
Члены Комиссии: Б<_> К<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 51
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
24 июля 2018 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
К<_> - заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Б<_> - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 24 июля 2018 г. по делу N 53-ФАС22-Р/06-18 о признании ненадлежащей рекламы продажи товаров дистанционным способом ("Доставка Звезда") и рекламы медицинских услуг, распространенной в журнале "Премьера.Premiera" N1(24) март 2018, поскольку при ее распространении нарушены требования ст.8, ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Ж<_> в десятидневный срок со дня вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение и распространение, ненадлежащей рекламы продажи товаров дистанционным способом и медицинских услуг, по которой вынесено решение, поскольку при ее распространении нарушены требования ст.8, ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
2. Ж<_> представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10 сентября 2018 года.
Предписание может быть обжаловано в районный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии К<_>
Члены Комиссии: Б<_>
К<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 24 июля 2018 г. N 53-ФАС22-Р/06-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.07.2018