Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
К<_> - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Б<_> -начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N 52-ФАС22-Р/06-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в г.Барнауле по адресу: пр. Строителей, д.25 (кафе быстрого питания: Manhattan-pizza) рекламной информации о доставке готовых блюд, в которой усматриваются признаки нарушения ст.8 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя и рекламораспространителя ООО "ФортТрейд" (ОГРН 104220226970), в лице маркетолога К<_> (без доверенности),
УСТАНОВИЛА:
13 июня 2018 г. Алтайским краевым УФАС России выявлен факт распространения в г.Барнауле по адресу: пр. Строителей, д.25 (кафе быстрого питания: Manhattan-pizza) рекламных листовок следующего содержания: "MANHATTAN PIZZA & CHEESBURGER ВКУСНАЯ ДОСТАВКА 22-66-22 22-66-99 www. manhattan-pizza.ru американская пицца итальянская пицца бургеры салаты закуски десерты напитки доставка бесплатная. Минимальная сумма заказа от 400р. Часы работы службы доставки: с 10:00 - 22:00 22-66-22 22-66-99 Звонок бесплатный 8 800 700 2166 online- заказ www. manhattan-pizza.r ", в которой усматриваются признаки нарушения ст.8 Федерального закона "О рекламе".
20 июня 2018 г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу N52-ФАС22-Р/06-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО "ФордТрейд".
На определение о возбуждении дела N52-ФАС22-Р/06-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (исхд.N 2953/7 от 20.06.2018 г.) ООО "ФордТрейд" представлен буклет "MANHATTAN PIZZA & CHEESBURGER", в котором также распространяется информация о доставке готовых блюд: "ВКУСНАЯ ДОСТАВКА 22-66-22 22-66-99 www. manhattan-pizza.ru_доставка бесплатная. Минимальная сумма заказа от 400 рублей. Часы работы службы доставки с 10:00 до 22:00 22-66-22 22-66-99 Звонок бесплатный 8 800 700 2166 www. manhattan-pizza.ru", в которой усматриваются признаки нарушения ст. 8 Федерального закона "О рекламе".
19 июля 2018 г. в заседании Комиссии маркетолог ООО "ФортТрейд" К<_>, пояснила, что Общество не знало о необходимости указания в рассматриваемой рекламе сведений, предусмотренных ст. 8 Федерального закона "О рекламе". Рассматриваемая рекламная информация распространялась только в кафе быстрого питания: Manhattan-pizza, расположенных в г.Барнауле Алтайского края. В настоящее время Обществом заказаны листовки и буклеты, с указанием сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителя рекламодателя и рекламораспространителя ООО "ФордТрейд", дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", закрепленному в ст. 3 Федерального закона "О рекламе", является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к организации: Manhattan-pizza, в том числе к оказываемым услугам по реализации и доставке готовых блюд.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О рекламе", в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Определение дистанционного способа продажи товара содержится в п. 2 ст. 497 ГК РФ, в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила).
Согласно Правилам, продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В силу п. 8 Правил продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее - договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Согласно п. 20 договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
На основании изложенного, в данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление товара происходит посредством изучения каталога, буклета, проспекта, фотоснимков, средств связи, в том числе на Интернет-сайте, указанном в рекламе. Указанное свидетельствует о том, что при заказе товара с доставкой у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора купли-продажи.
Таким образом, рассматриваемая рекламная информация о доставке готовых блюд (американская, итальянская пиццы, бургеры, салаты, закуски, десерты, напитки) подпадает под понятие дистанционного способа продажи товаров.
Антимонопольным органом установлено, что согласно информации, размещенной на интернет-сайте www. manhattan-pizza.ru, указанном на рассматриваемых листовках, деятельность по доставке готовых блюд осуществляет ООО "ФортТрейд" (ОГРН 104220226970).
В рассматриваемой рекламе отсутствует информация, обязательная для указания в силу закона о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, таким образом, усматриваются признаки нарушения статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ст.8 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО "ФордТрейд" ст.8 Федерального закона "О рекламе", что выражается в ненадлежащем размещении рекламы продажи товаров дистанционным способом в рассматриваемых рекламных листовках и буклете.
Согласно информации, представленной ООО "ФордТрейд" (вхд. N188308 от 09.07.2018 г.), должностным лицом, отвечающим за подготовку рассматриваемой рекламной информации, является маркетолог К<_> (приказ N9-к от 31.05.2015 г.).
В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пп.37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу ООО "ФордТрейд" о доставке готовых блюд (американская, итальянская пиццы, бургеры, салаты, закуски, десерты, напитки), распространенную в кафе быстрого питания "Manhattan-pizza" г.Барнаула Алтайского края, ненадлежащей, так как при ее размещении и распространении нарушено требование ст.8 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать ООО "ФордТрейд" нарушившим требования ст.8 Федерального закона "О рекламе".
3.Выдать ООО "ФордТрейд" предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении должностного лица ООО "ФордТрейд" - маркетолога К<_> дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: К<_>
Члены Комиссии: Б<_>
К<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 49
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
23 июля 2018 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
К<_> - заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Б<_> -начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 23 июля 2018 г. по делу N 52-ФАС22-Р/06-18 о признании ненадлежащей рекламы продажи товаров дистанционным способом ООО "ФордТрейд", распространяемой в кафе быстрого питания "Manhattan-pizza" г.Барнаула Алтайского края, поскольку при ее распространении нарушены требования ст.8 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "ФордТрейд" в десятидневный срок со дня вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение, ненадлежащей рекламы продажи товаров дистанционным способом, по которой вынесено решение, поскольку при ее распространении нарушены требования ст.8 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО "ФордТрейд" представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 01 августа 2018 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии К<_>
Члены Комиссии: Б<_>
К<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 23 июля 2018 г. N 52-ФАС22-Р/06-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.07.2018