Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
**. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
***. - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
*** - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
рассмотрев дело N 03-02/30-2018, возбужденное в отношении акционерного общества "ТАНДЕР" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475, КПП 230750001, дата внесения в ЕГРЮЛ - 12.08.2002, юридический адрес: улица Леваневского, дом 185, город Краснодар, почтовый адрес: улица Солнечная, дом 15, корпус 5, город Краснодар, 350072, далее - АО "ТАНДЕР") по признакам нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") по факту нарушения рекламного законодательства в рекламах:
- "СКИДКА на все игрушки только 18 и 19 мая 50%" (размещена на странице 31 журнала "гипермаркет МАГНИТ 09.05.2018-22.05.2018");
- "ВЫГОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 18 и 19 мая -50% НА ВСЕ ИГРУШКИ В АКЦИИ НЕ УЧАСТВУЮТ ТОВАРЫ С ЖЕЛТЫМИ ЦЕННИКАМИ. Акция действует только в данном гипермаркете Магнит. Количество товара ограничено. Изображенные товары указаны для примера и не являются объектом рекламирования. Телефон горячей линии 8 800 200 900 2 (Звонок бесплатный с любых номеров Российской Федерации) www.magnit.ru" (размещена на макетах рекламных материалов в зале гипермаркета "МАГНИТ" по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018);
- "18-19.05.2018 скидка 50% на все игрушки!!!! Спешите сделать праздник малышам!!" (размещена на макетах рекламных материалов в зале гипермаркета "МАГНИТ" по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018), размещенные по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018.
в присутствии представителей АО "ТАНДЕР" <_>, в отсутствие заявителя <_>., надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Карельского УФАС России поступило заявление <_>от 25.05.2018 (вх. от 25.05.2018 N 2471) о признаках нарушения рекламного законодательства в рекламах:
- "СКИДКА на все игрушки только 18 и 19 мая 50%" (размещена на странице 31 журнала "гипермаркет МАГНИТ 09.05.2018-22.05.2018");
- "ВЫГОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 18 и 19 мая -50% НА ВСЕ ИГРУШКИ В АКЦИИ НЕ УЧАСТВУЮТ ТОВАРЫ С ЖЕЛТЫМИ ЦЕННИКАМИ. Акция действует только в данном гипермаркете Магнит. Количество товара ограничено. Изображенные товары указаны для примера и не являются объектом рекламирования. Телефон горячей линии 8 800 200 900 2 (Звонок бесплатный с любых номеров Российской Федерации) www.magnit.ru" (размещена на макетах рекламных материалов в зале гипермаркета "МАГНИТ" по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018);
- "18-19.05.2018 скидка 50% на все игрушки!!!! Спешите сделать праздник малышам!!" (размещена на макетах рекламных материалов в зале гипермаркета "МАГНИТ" по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018).
Акция проводилась АО "ТАНДЕР" в гипермаркете "МАГНИТ" по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018.
В заявлении указано, что в период проведения акции в гипермаркете "МАГНИТ" в г. Петрозаводске, заявители <_>. приобрели набор инструментов, 11 шт. на батарейках (СИ):4/12 (чек от 18.05.2018), TMTH игрушка черепашка ниндзя 15 см. (чек от 19.05.2018), коляска для куклы HS0212700 (СИ):2/24 (товарный чек от 19.05.2018 N 13451-437859), скидка в размере 50% от установленной цены на товар не предоставлена.
Из представленных <_>. документов следует, что ценники на указанные товары были изготовлены из белой бумаги, в связи с чем вышеназванные игрушки, приобретенные в период проведения акции с 18.05.2018 по 19.05.2018, согласно макетам рекламных материалов, расположенных в торговом зале гипермаркета "МАГНИТ", полностью удовлетворяют условиям проводимой акции.
По мнению заявителей, указанная реклама не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.
В ходе исследования представленных документов письмом от 08.06.2018 N 1213 (вх. 08.06.2018 N 2734) АО "ТАНДЕР" пояснило, что в соответствии с условиями акции, действовавшей 18 и 19 мая 2018 года в гипермаркете "МАГНИТ" по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Казарменская, д.2, скидка 50% предоставлялась на товарные позиции группы "Игрушки", за исключением товаров, на которые уже действовала другая скидка. Указанная 50% скидка предоставлялась покупателям на кассовых терминалах торгового объекта. Итоговую цену товара покупатель мог видеть в чеке или на кассе самообслуживания после выполнения операции "завершить покупки и оплатить".
Обозначенные в запросе товарные позиции: "Коляска для куклы HS0212700 (СИ):2/24" по цене без учета сидки 699 рублей и "Набор инструментов, 11 шт. на батарейках (СИ):4/12" по цене без учета скидки 479,90 рублей реализовывались со скидкой 50 %, за 349,95 рублей и 239,95 рублей соответственно, что подтверждается кассовыми чеками от 18.05.2018 и 19.05.2018.
В отношении товарной позиции "TMTH игрушка черепашка ниндзя 15 см." действовала другая акция, вследствие чего скидка 50% не была проведена через кассовый терминал. Доакционная цена товара составляла 1739,00 рублей, цена по акции - 1218,00 рублей. Указанная в запросе цена 1289,00 рублей была установлена на другую товарную позицию - "Фигурки Черепашек Ниндзя функц. 12,5 - 15 см. 5 шт.2.
Таким образом, АО "ТАНДЕР" указало, что содержание рекламы фактически соответствовало условиям, на которых товар реализовывался потребителям.
Следует отметить, что приобретенный заявителями "Набор инструментов 11 шт. на батарейках (СИ):4/12" в соответствии с кассовым чеком от 18.05.2018 продан за - 239 рублей 95 копеек, цена в соответствии с ценником - 399 рублей 90 копеек, однако в письме от 08.06.2018 N1213 (вх. 08.06.2018 N 2734) АО "ТАНДЕР" утверждают, что цена без учета скидки на вышеуказанную игрушку составляет - 479 рублей 90 копеек.
Согласно представленным материалам "Коляска для куклы HS0212700 (СИ):2/24" в соответствии с товарным чеком от 19.05.2018 N 13451-437859 продана - 699 рублей 00 копеек, цена в соответствии с ценником - 699 рублей 00 копеек, согласно вышеуказанному письму АО "ТАНДЕР" сообщило, что цена без учета скидки составляла 699 рублей 00 копеек и реализовывалась со скидкой 50% за 349 рублей 95 копеек (кассовый чек от 19.05.2018 N 234 предоставленный АО "ТАНДЕР").
По результатам рассмотрения заявления определением от 25.06.2018 "О возбуждении дела N 03-02/30-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 24.07.2018 в 15 часов 00 минут.
В письме от 17.07.2018 N 44-07/2 (вх. от 19.07.2018 N 3408) АО "ТАНДЕР" представило информацию, аналогичную информации представленной в письме от 08.06.2018 N 1213 (вх. от 08.06.2018 N2734) при этом сообщив, что на фотоснимке заявителя изображен ценник с датой 26.07.2017. Такой формат ценников не используется АО "ТАНДЕР" с октября 2017 года. Цена 339,90 руб. шт. действовала в 2017 году, однако после изменений 11.01.2018 и 26.04.2018 розничная цена составила 479,90 рублей.
Кроме того, в вышеуказанном письме АО "ТАНДЕР" пояснило, что в товарном чеке от 19.05.2018 N 13451-437859, копию которого заявитель представил в материалы дела, в соответствующих графах указана полная розничная цена на товар "Коляска для куклы HS0212700 (СИ):2/24" без учета скидки (699,00 рублей), отдельно указана сумма скидки 548,50 рублей (скидка по позиции "Коляска для куклы HS0212700 (СИ):2/24" = 349,50 рублей + скидка по двум позициям "Игрушка мягкая "Кролик" = 199 рублей), итоговая стоимость товаров указана с учетом скидок. Товарному чеку заявителя соответствует представленный ранее АО "ТАНДЕР" кассовый чек от 19.05.2018 N 224, в котором указана итоговая стоимость каждой единицы товара с учетом скидки. Таким образом, в отношении спорного товара также действовала акция и была предоставлена скидка 50% в соответствии с указанными в рекламе условиями.
Рассмотрение дела состоялось в 15 часов 00 минут 24.07.2018 в присутствии заявителя <_>., представителя АО "ТАНДЕР" <_>), в отсутствие заявительницы <_>. надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела.
В ходе рассмотрения дела представитель АО "ТАНДЕР" предоставила фотоснимок ценника, размещенного в торговом зале на данный момент, на котором указана актуальная цена за "Набор инструментов, 11 шт. на батарейках (СИ):4/12" 479,90 рублей, и который действовал в рассматриваемый период, в свою очередь заявитель представил на обозрение с электронного устройства (сотовый телефон) фотографии ценников и рекламных материалов с отображением даты и времени фотосъемки.
На вопрос комиссии об отсутствии существенной информации в рекламе, представитель АО "ТАНДЕР" пояснила, что реклама "СКИДКА на все игрушки только 18 и 19 мая 50%" размещённая в вышеуказанном журнале дополняется рекламными макетами, расположенными в торговом зале гипермаркета "МАГНИТ" в отделе "Игрушки".
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев письменную позицию АО "ТАНДЕР", изложенную в письме от 17.07.2018 N 44-07/2 (вх. от 19.07.2018 N 3408) и иные материалы дела, комиссия пришла к выводу о необходимости получения дополнительных документов.
Определением от 24.07.2018 "Об отложении рассмотрения дела N03-02/30-2018 по признакам нарушения законодательства о рекламе" рассмотрение дела было назначено на 11 часов 00 минут 23.08.2018.
В соответствии с указанным определением от 24.07.2018 АО "ТАНДЕР" надлежало представить дополнительные документы.
Запрошенные документы АО "ТАНДЕР" представило с письмом от 17.08.2018 N1883 (вх. от 17.08.2018 N3833) с содержанием информации аналогичной, информации указанной в письмах от 08.06.2018 N 1213 (вх. от 08.06.2018 N2734), 17.07.2018 N 44-07/2 (вх. от 19.07.2018 N 3408) при этом сообщив, что товар "TMTH игрушка черепашка ниндзя 15 см." в период 07.05.2018-05.07.2018 находился в распродаже со скидкой 30 % в связи с выводом товарной позиции из ассортимента товарного объекта и реализацией остатков. Цена товара до уценки составляла 1739,9 рублей, после - 1218 рублей. Товар был отмечен желтым ценником.
Кроме того, АО "ТАНДЕР" указало, что информирование покупателей об условиях действия акции "Скидка 50%" осуществлялось на рекламных баннерах, которые размещены в соответствующих отделах гипермаркета. В приложении к настоящему письму приведены соответствующие макеты, из которых следовало, что скидка 50 % предоставляется на игрушки, за исключением товаров, отмеченных желтыми ценниками, к которым относилась, в частности, товарная позиция "TMTH игрушка черепашка ниндзя 15 см.".
Во исполнения определения от 24.07.2018 <_>. письмом от 13.08.2018 (вх. от 13.08.2018 N 3760) представили скриншоты фотоснимков ценников и рекламных материалов с отображением на них даты и времени фотосъемки.
Рассмотрение дела состоялось в 11 часов 00 минут 23.08.2018 в присутствии представителей АО "ТАНДЕР" <_>), в отсутствие заявителей <_>надлежащим образом уведомленных о дате времени и месте рассмотрения дела.
При рассмотрении дела представители АО "ТАНДЕР" поддержали позицию, изложенную в письме от 23.08.2018 (вх. от 23.08.2018 N 3932), признали факт нарушения ФЗ "О рекламе".
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон комиссия установила следующее.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Из пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" следует, что информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ "О рекламе".
Рассматриваемые макеты рекламных материалов и рекламный буклет полностью соответствуют понятию рекламы, поскольку являются информацией, адресованной неопределенному кругу лиц, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования - Игрушки, реализуемые в розницу в гипермаркете "МАГНИТ".
В силу части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, содержащая несоответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В ходе изучения собранной информации установлено следующее.
В период с 18.05.2018 по 19.05.2018 в гипермаркете "МАГНИТ" по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика проводилась рекламная акция, согласно которой игрушки можно было приобрести со скидкой 50 %.
Информация об условиях акции размещалась как на макетах, расположенных в зале гипермаркета "МАГНИТ", так и в журнале "гипермаркет МАГНИТ 09.05.2018-22.05.2018".
Причем, размещенная в журнале и на рекламных макетах информация об обозначении акции разнилась.
Кроме того, установлено, что в период рассматриваемой рекламной акции, предоставляемой с 18.05.2018 по 19.05.2018 в гипермаркете "МАГНИТ" по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия проводились иные акции на ассортимент игрушек, о чем в условиях рассматриваемой рекламы не упоминалось, в связи с чем отсутствовала существенная информация об ассортименте игрушек, принимавших участие в акции "СКИДКА на все игрушки только 18 и 19 мая 50%".
ФЗ "О рекламе" прямо требует обеспечить потребителя достоверной информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей.
В рассматриваемой рекламе отсутствует информация об условиях проведения акции.
Отсутствие в рекламе информации об условиях проведения акции не позволяет потребителю правильно и адекватно воспринимать информацию, вводит их в заблуждение относительно возможности приобрести Игрушки со скидкой 50 %, при этом существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие информации об условиях приобретения Игрушек по акции может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести указанный товар.
На основании вышесказанного, расматриваемая реклама содержит нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
Рекламодателем, согласно статье 3 ФЗ "О рекламе", является - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В данном случае рекламодателем является АО "ТАНДЕР".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:
- "СКИДКА на все игрушки только 18 и 19 мая 50%" (размещена на странице 31 журнала "гипермаркет МАГНИТ 09.05.2018-22.05.2018");
- "ВЫГОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 18 и 19 мая -50% НА ВСЕ ИГРУШКИ В АКЦИИ НЕ УЧАСТВУЮТ ТОВАРЫ С ЖЕЛТЫМИ ЦЕННИКАМИ. Акция действует только в данном гипермаркете Магнит. Количество товара ограничено. Изображенные товары указаны для примера и не являются объектом рекламирования. Телефон горячей линии 8 800 200 900 2 (Звонок бесплатный с любых номеров Российской Федерации) www.magnit.ru" (размещена на макетах рекламных материалов в зале гипермаркета "МАГНИТ" по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018);
- "18-19.05.2018 скидка 50% на все игрушки!!!! Спешите сделать праздник малышам!!" (размещена на макетах рекламных материалов в зале гипермаркета "МАГНИТ" по адресу: улица Казарменская, дом 2, город Петрозаводск, Республика Карелия в период с 18.05.2018 по 19.05.2018). действия АО "ТАНДЕР" нарушающими пункт 4 части 3, часть 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения пункт 4 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" АО "ТАНДЕР" не выдавать в связи с прекращением распространения указанной рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 7 сентября 2018 г. N 03-02/30-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.09.2018