Резолютивная часть решения оглашена 23 августа 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 28 августа 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
|
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
|
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Администрация Тракторозаводского района города Челябинска (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Центр Крипс" (далее - Общество, победитель), его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по организации и проведению выставки "Общественно-политический вернисаж" (извещение N 0169300061918000041), в присутствии:
- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности N 01-1664 от 22.08.2018;
- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности N 01-1668 от 22.08.2018;
- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности N 01-1663 от 22.08.2018;
- генерального директора Общества. , действующего на основании Решения N 5 ООО "Центр Крипс",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Центр Крипс", его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по организации и проведению выставки "Общественно-политический вернисаж" (извещение N0169300061918000041).
Согласно материалам дела Заказчиком 23.07.2018 объявлено о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 000 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 31.07.2018 в 09:00.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 31.07.2018 N 0169300061918000041 заявка ООО "Центр Крипс" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Победителю электронного аукциона 31.07.2018 направлен проект контракта для подписания.
Срок подписания контракта ООО "Центр Крипс" истек 06.08.2018, в связи с чем, 07.08.2018 Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Директор ООО "Центр Крипс" на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что Общество не имело намерений уклониться от заключения контракта, контракт не был подписан в регламентированный срок по причине выхода из строя компьютера победителя закупки, однако 07.08.2018 Обществом на счет Заказчика перечислена сумма в размере обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением N 128 от 07.08.2018 и в адрес Заказчика направлен подписанный контракт (на бумажном носителе, поскольку площадка не представила возможность подписать контракт после истечения регламентированного срока).
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон Комиссия руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Заказчиком 31.07.2018 опубликован проект контракта в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) для дальнейшего его подписания победителем закупки.
В регламентированный Законом о контрактной системе срок до 06.08.2018 ООО "Центр Крипс" не подписало контракт и не представило подтверждение предоставления обеспечения исполнения контракта, в связи с чем, 07.08.2018 признано Заказчиком уклонившимся от заключения контракта.
Директор ООО "Центр Крипс" на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что Общество не имело намерений уклониться от заключения контракта, контракт не был подписан в регламентированный срок по причине выхода из строя компьютера победителя закупки, однако 07.08.2018 Обществом на счет Заказчика перечислена сумма в размере обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением N 128 от 07.08.2018 и в адрес Заказчика направлен подписанный контракт (на бумажном носителе, поскольку площадка не представила возможность подписать контракт после истечения регламентированного срока, вх. N 09-200/1836 от 09.08.2018).
Представитель Заказчика на Заседании Комиссии Челябинского УФАС России подтвердил, что сумма в размере обеспечения исполнения контракта поступила на счет Администрации Тракторозаводского района города Челябинска.
Также Заказчик обратил внимание, что Администрация Тракторозаводского района города Челябинска ранее заключала контракты с ООО "Центр Крипс" на организацию мероприятий, все обязательства по данным контрактам исполнены Обществом без нареканий.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь серьезный экономический характер.
Согласно материалам дела в регламентированный Законом о контрактной системе срок ООО "Центр Крипс" не подписало контракт и не представило подтверждение предоставления обеспечения исполнения контракта.
Однако на заседании Комиссии Челябинского УФАС России установлено, что ООО "Центр Крипс" на счет Заказчика перечислена сумма в размере обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением N 128 от 07.08.2018. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России подтвердил, что данные средства поступили на счет Администрации Тракторозаводского района города Челябинска.
Таким образом, Победителем совершено действие, подтверждающие его намерение заключить рассматриваемый контракт.
Также установлено, что Обществом в адрес Заказчика направлен подписанный контракт на бумажном носителе, поскольку площадка не представила возможность подписать контракт после истечения регламентированного срока. Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность подписания контракта на бумажном носителе после истечения срока подписания такого контракта на электронной торговой площадке.
Комиссия Челябинского УФАС России относительно довода Победителя о невозможности подписать контракт в установленный законом срок в связи с поломкой компьютера обращает внимание, что в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно, на свой страх и риск, следовательно, указанный факт является предпринимательским риском ООО "Центр Крипс".
Вместе с тем, принимая во внимание факт перечисления Победителем сумма в размере обеспечения исполнения контракта на счет Заказчика, а также учитывая совокупность обстоятельств настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Центр Крипс", его учредителях и директоре.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрацией Тракторозаводского района города Челябинска об ООО "Центр Крипс", его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 августа 2018 г. N РНП-74-99/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.09.2018