Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области <_>, рассмотрев материалы дела о совершении <_>, ИНН 73<_>, родившимся <_>в г. Ульяновске, паспорт <_> выдан УВД <_>г. Ульяновска <_>, зарегистрированным по адресу: <_>, правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие <_>. (о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛ:
В Ульяновское УФАС России поступило обращение физического лица, перенаправленное Федеральной антимонопольной службой (исх. N АК/88391/17 от 15.12.2017, вх. N 7558 от 19.12.2017) и Прокуратурой Ульяновской области (исх. N 25-14-2017/30979-2017 от 11.12.2017, вх. N 7479 от 15.12.2017; исх. N 25-14-2017/32223-2017 от 25.12.2017, вх. N 7758 от 28.12.2017), о распространении в газете "Мозаика-Центр" N 44 (447) за 10.11.2017 рекламы "Управомоченный агрегатор просроченной задолженности", содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").
По указанному обращению Ульяновским УФАС России определением от 25.01.2018 возбуждено дело N 14674/05-2018 по признакам нарушения п. 4 ч. 2, п. 2 ч. 5 и ч. 11 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Решением Ульяновского УФАС России от 23.04.2018 (резолютивная часть решения объявлена 09.04.2018) по делу N 14674/05-2018 реклама общества с ограниченной ответственностью "Вин Лэвел" (далее - ООО "Вин Лэвел"), ОГРН 1141650013559, ИНН 1650289832, размещенная в газете "Мозаика-Центр" N 44 (447) за 10.11.2017 (стр. 20) и N 46 (449) за 24.11.2017 (стр. 20), признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 4 ч. 2, п. 2 ч. 5 и ч. 11 ст. 5 Федерального закона "О рекламе". Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России <_>. вынесено определение от 20.06.2018 о возбуждении в отношении <_> дела об административном правонарушении N 14983-К/05-2018 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Составление протокола об административном правонарушении назначено в Ульяновском УФАС России на 20.07.2018 в 10 час. 00 мин. Определение от 20.06.2018 (исх. N 2753-05 от 20.06.2018) направлено <_> по адресу места жительства заказным письмом с уведомлением N 432068<_> от 21.06.2018, которое, согласно сведениям с официального сайта ФГУП "Почта России", по состоянию на 20.07.2018 адресатом не получено (22.06.2018 имела место неудачная попытка вручения корреспонденции). Впоследствии указанное заказное письмо возвращено в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделении почтовой связи.
В соответствии с ч. 5 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, срок административного расследования по делу может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России <_> подано ходатайство руководителю управления <_> о продлении срока проведения административного расследования по делу N 14983-К/05-2018, которое признано подлежащим удовлетворению, срок административного расследования определением от 20.07.2018 продлен на 1 месяц - до 20.08.2018.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России <_> определением от 20.07.2018 составление протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <_> назначено в Ульяновском УФАС России на 17.08.2018 в 14 час. 00 мин. Указанные определения от 20.07.2018 направлены (исх. N 3224-05 от 20.07.2018) <_> по адресу места жительства заказным письмом с уведомлением N 432068<_> от 23.07.2018, которое по состоянию на 17.08.2018 адресатом не получено - 24.07.2018 имела место неудачная попытка вручения корреспонденции (согласно сведениям с официального сайта ФГУП "Почта России"). Кроме того, определения от 20.07.2018 направлены <_> 24.07.2018 по электронной почте на адрес: <_>.
По состоянию на 17.08.2018 <_> в Ульяновское УФАС России документы, запрошенные определениями от 20.06.2018 и 20.07.2018 по делу N 14983-К/05-2018, иные документы, в том числе ходатайства, не представлены.
На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях временно исполняющим обязанности руководителя Ульяновского УФАС России <_> в отношении <_>, в его присутствии, составлен протокол об административном правонарушении N 143 от 17.08.2018 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола об административном правонарушении N 143 от 17.08.2018 и определение от 17.08.2018 о назначении рассмотрения дела N 14983-К/05-2018 в Ульяновском УФАС России на 31.08.2018 в 14 час. 00 мин. (исх. N 3678-05 от 17.08.2018) вручены под роспись <_> 17.08.2018.
В протоколе об административном правонарушении N 143 от 17.08.2018 <_> указал, что размещал рекламу по собственной инициативе, как физическое лицо, с протоколом согласен.
По состоянию на 31.08.2018 <_> в Ульяновское УФАС России дополнительные материалы по делу N 14983-К/05-2018 не представлены.
Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе N 14674/05-2018 и дела об административном правонарушении N 14983-К/05-2018 усматривается следующее.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение физического лица, перенаправленное ФАС России (исх. N АК/88391/17 от 15.12.2017, вх. N 7558 от 19.12.2017) и Прокуратурой Ульяновской области (исх. N 25-14-2017/30979-2017 от 11.12.2017, вх. N 7479 от 15.12.2017; исх. N 25-14-2017/32223-2017 от 25.12.2017, вх. N 7758 от 28.12.2017), о распространении в газете "Мозаика-Центр" N 44 (447) за 10.11.2017 рекламы "Управомоченный агрегатор просроченной задолженности", содержащей признаки нарушения Федерального закона "О рекламе". Как следует из обращения, в указанной рекламе используется символика органов исполнительной власти Российской Федерации: Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В ходе рассмотрения обращения сотрудниками Ульяновского УФАС России установлены факты публикации в ноябре 2017 года в газете "Мозаика-Центр" N 44 (447) за 10.11.2017 и N 46 (449) за 24.11.2017 рекламы ООО "Вин Лэвел" "Управомоченный агрегатор просроченной задолженности".
Реклама ООО "Вин Лэвел", размещенная в газете "Мозаика-Центр" N 44 (447) за 10.11.2017 (стр. 20) и N 46 (449) за 24.11.2017 (стр. 20) содержит следующие сведения: "Бесплатная консультация "Закрой кредит", "Управомоченный агрегатор просроченной задолженности", "8-937-037-80-10 - помощь в выкупе долгов у кредитора за 25%; - рассрочка на погашение до двух лет; - возможность улучшения кредитной истории; - гарантия анонимности; - помощь в отзыве исполнительного производства". В нижней части рекламы размещены эмблемы Федеральной налоговой службы (ФНС России), Федеральной службы судебных приставов (ФССП России), логотип Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) и товарный знак АО "Национальное бюро кредитных историй". По нижнему краю рекламного модуля указано: "ООО "Вин Лэвел" ОГРН 1141650013559 ИНН 1650289832 КПП 165001001.".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в данной рекламе являются услуги ООО "Вин Лэвел", ОГРН 1141650013559, ИНН 1650289832.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускаются указания на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицам.
В нарушение п. 2 ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", реклама ООО "Вин Лэвел" содержит изображение официальных символов органов государственной власти, что указывает на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти, в данном случае ФНС России и ФССП России. Использование в рекламе эмблем государственных органов изменяет восприятие статуса организации и повышает привлекательность услуг, в данном случае ООО "Вин Лэвел".
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Распространение рекламы осуществляется для стимулирования спроса на рекламируемые товары (работы, услуги). Посредством рекламы производители товаров, работ и услуг формируют у потребителя позитивное отношение к своей продукции, сообщают о ее основных потребительских свойствах. Вместе с тем, реклама, как источник информации о товаре, может быть использована отдельными хозяйствующими субъектами для получения необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности.
Так, реклама ООО "Вин Лэвел", содержащая эмблемы ФНС России и ФССП России, логотип Роскомнадзора и товарный знак АО "Национальное бюро кредитных историй", повышает привлекательность услуг общества, что выгодно отличает ООО "Вин Лэвел" от других хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке юридических услуг, в том числе по юридической помощи кредитным должникам.
Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В нарушение ч. 11 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе ООО "Вин Лэвел" размещен товарный знак N 405005 без согласия правообладателя - АО "Национальное бюро кредитных историй".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Решением Ульяновского УФАС России от 23.04.2018 (резолютивная часть решения объявлена 09.04.2018) по делу N 14674/05-2018 реклама ООО "Вин Лэвел", размещенная в газете "Мозаика-Центр" N 44 (447) за 10.11.2017 (стр. 20) и N 46 (449) за 24.11.2017 (стр. 20), признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 4 ч. 2, п. 2 ч. 5 и ч. 11 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч.ч. 2 и 5 ст. 5 указанного Федерального закона.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из материалов, представленных в Ульяновское УФАС России ООО "ИРА "Мозаика" (исх. N 3 от 15.01.2018, вх. N 130 от 15.01.2018; исх. N 31 от 04.04.2018, вх. N 1683 от 05.04.2018), следует, что рассматриваемая реклама размещена в соответствии с договором на информационно-консультационное, рекламное обслуживание N 827/17р от 27.10.2017, сторонами которого указаны ООО "ИРА "Мозаика" (исполнитель) и ООО "Вин Лэвел" (заказчик). Однако от исполнителя вместо президента ООО "Вин Лэвел" Каримова Р.М. договор подписан <_> При этом, в договоре фамилия <_> не указана, также не указано, что договор подписан по доверенности N 51407 от 27.10.2017, выданной ООО "Вин Лэвел" <_> Договор печатью ООО "Вин Лэвел" не заверен. Макет рекламы согласован путём электронной переписки с адресов: l.klyuchnikova@mosaica.ru (медиахолдинг "Мозаика") и vyacheslavgaranin@yandex.ru (ООО "Лингар"). Согласно п. 2 доверенности N 51407 от 27.10.2017, выданной ООО "Вин Лэвел" (компанией), <_>, как партнер, имеет право заключать договоры на размещение рекламно-информационных материалов, утвержденных компанией, в средствах массовой информации на бесплатной и платной основе в рамках собственного финансирования. Из пояснений ООО "Вин Лэвел" (вх. N 1254 от 14.03.2018) следует, что в данном случае макет рекламы компанией не был утвержден. Из акта N 54548 от 30.11.2017 (акт подписан <_>) следует, что реклама размещена в ноябре 2017 года в 14 выпусках газет медиахолдинга "Мозаика". Стоимость услуг по размещению рекламы составила 38 640 руб. 00 коп., оплата произведена наличными денежными средствами через кассу ООО "ИРА "Мозаика".
Таким образом, рекламодателем в данном случае является <_>
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, <_> совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из пояснений ООО "Вин Лэвел" (вх. N 2694 от 28.05.2018) следует, что от исполнителя договор на информационно-консультационное, рекламное обслуживание N 827/17р от 27.10.2017 подписан <_>, который, как партнер, имеет право заключать договоры на размещение рекламно-информационных материалов, утвержденных обществом, в средствах массовой информации на бесплатной и платной основе в рамках собственного финансирования. ООО "Вин Лэвел" за нарушение законодательства о рекламе просит привлечь к административной ответственности <_>, так как рекламу, размещенную в ноябре 2017 года в выпусках газет медиахолдинга "Мозаика", с генеральным директором общества <_> он не согласовывал и не утверждал согласно ранее выданной доверенности.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
В частности, учитывается, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы на получение добросовестной рекламы.
Кроме того, состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении <_> к исполнению публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, отягчающими административную ответственность, отсутствуют.
Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное <_>, несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы. Согласно п.п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Аналогичная правовая позиция закреплена в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать в действиях <_>а, ИНН 73<_>, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить <_>, ИНН 73<_>, административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 (Две тысячи) рублей.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 N 49-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.
Штраф уплачивается по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы, л/сч 0468125894).
Налоговый орган: ИНН 7325002331.
Код КПП 732501001.
Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ОТДЕЛЕНИИ УЛЬЯНОВСК, г. Ульяновск, БИК 047308001.
Код бюджетной классификации 161 1 16 26000 01 6000 140.
ОКТМО 73701000.
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).
Об уплате штрафа необходимо сообщить Ульяновскому УФАС России, представив надлежащим образом заверенную копию платежного документа.
При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Заместитель руководителя управления -
начальник отдела И.И. <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 4 сентября 2018 г. N 14983-К/05-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.09.2018