Резолютивная часть решения оглашена "30" августа 2018 г. г. Кемерово
Решение в полном объеме изготовлено "03" сентября 2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: <_> - заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;
Членов комиссии: <_> -
<_>- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;
главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок;
при участии:
- <_> - представителя ГКУ КО "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса", по доверенности;
- <_> - представителя Департамента контрактной системы Кемеровской области, по доверенности,
рассмотрев дело N 653/З-2018, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - ГКУ КО "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139200000118006035 "Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог: обустройство примыкания к автомобильной дороге Ленинск-Кузнецкий - Новокузнецк - Междуреченск, км 157+433", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
24.08.2018 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Контракт" (вх. N 4127Э от 24.08.2018 г.) на действия заказчика - ГКУ КО "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса" при проведении электронного аукциона N 0139200000118006035 "Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог: обустройство примыкания к автомобильной дороге Ленинск-Кузнецкий - Новокузнецк - Междуреченск, км 157+433".
По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
09.08.2018 г. в единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным органом - Департаментом контрактной системы Кемеровской области по заявке заказчика - ГКУ КО "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса" были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0139200000118006035 "Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог: обустройство примыкания к автомобильной дороге Ленинск-Кузнецкий - Новокузнецк - Междуреченск, км 157+433" и аукционная документация.
Согласно требованиям части 3 статьи 63 ФЗ N 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Уполномоченным органом извещение о проведении электронного аукциона было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ 09.08.2018 г.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе - 24.08.2018 10:00.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статью 191 Гражданского кодекса РФ о правилах исчисления сроков утверждает, что первый день отсчета 15-дневного срока подачи заявок приходится на следующий день после опубликования извещения о закупке в единой информационной системе.
Однако статья 191 Гражданского кодекса РФ регламентирует ситуацию, когда календарной датой или неким событием установлено начало срока, определенного периодом времени. В рассматриваемом же случае нормой Закона о контрактной системе установлено окончание срока (как дата окончания срока подачи заявок) и фактически утверждено правило обратного отсчета календарных дней.
Все даты, включая дату размещения извещения, дату окончания срока подачи заявок, а также временной отрезок между датой размещении я извещения и датой окончания подачи заявок заказчик устанавливает самостоятельно, но с учетом требований части 3 статьи 63 ФЗ N44-ФЗ к минимальному временному отрезку между датой размещения извещения и датой окончания подачи заявок.
Поскольку срок с даты размещения извещения (09.08.2018 г.) до даты окончания подачи заявок (24.08.2018) составляет 15 дней, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 3 статьи 63 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 ФЗ N44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в извещении и в пункте 18 Информационной карты аукционной документации установлены требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 ФЗ N44-ФЗ.
Кроме того, в извещении и пункте 18 Информационной карты аукционной документации заказчиком указан перечень документов, а именно:
- копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации (ГрК РФ; Приказ Ростехнадзора N 58 от 16.02.2017),
- в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99: наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: - копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункту 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ.
Согласно требованиям части 2 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 при закупке работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Комиссией Кемеровского УФАС России была проанализирована аукционная документация N 0139200000118006035 и установлено, что заказчиком в извещении и аукционной документации установлены требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, следовательно, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 2 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требования части 13 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В пункте 4.3 Проекта контракта подрядчик уведомляет Заказчика (письмом или телеграммой либо телефонограммой):
- за три дня до начала сдачи-приемки работ о готовности к сдаче-приемке выполненных работ, скрытых работ;
- предварительно за 30 дней для организации и проведения приемочной комиссии.
Отсутствие соответствующего уведомления от Подрядчика не препятствует проведению сдачи-приемки выполненных работ, скрытых работ.
Приемка выполненных работ осуществляется и оформляется в соответствии с ГОСТ 32756-2014, указанном в Приложении N 2 к государственному контракту.
Согласно пункту 8.2 Проекта контракта стороны контракта при исполнении контракта считают обязательными для себя требования документов, указанных в приложении N 2 к контракту.
В соответствии с пунктом 5.1.1. ГОСТ 32755-2014 рабочие комиссии назначаются распоряжением (приказом) заказчика не позднее чем в 10-дневный срок после получения письменного извещения подрядчика о готовности объекта строительства к сдаче. Порядок и продолжительность работы рабочих комиссий определяется заказчиком по согласованию с подрядчиком с учетом требований настоящего стандарта.
Согласно пункту 5.2.1 ГОСТ 32755-2014 приемочные комиссии следует назначать не менее чем за 30 дней до начала приемки объекта строительства в эксплуатацию, а по объектам, нормативные сроки продолжительности строительства которых составляет менее 30 дней, - не менее чем за 15 дней. Юридическим лицом, утвердившим проектную документацию с участием заказчика, должны быть определены даты начала и окончания работы приемочной комиссии с учетом установленного срока ввода объектов в эксплуатацию.
Согласно пункту 6.3.1. ГОСТ 32755-2014 Приемка объекта в эксплуатацию оформляется актом приемочной комиссии согласно А.2 Приложения А, который подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается юридическим лицом, назначившим комиссию.
Согласно требованиям части 3 статьи 94 ФЗ N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Поскольку, с учетом имеющихся сроков в пункте 4.3 проекта контракта и сроков, указанных в ГОСТ 32755-2014 возможно определить срок приемки выполненных работ, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 13 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком в Приложении N 2 к государственному контракту перечислены ГОСТы, среди которых указан ГОСТ 30412-96, который утратил силу с 01.10.2016.
Кроме того, заказчиком в Приложении N 2 к государственному контракту допущена техническая ошибка, вместо РД 153-39.4-113-01 указан РД 153-39-113-01, что является нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия заказчика - ГКУ КО "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса" при проведении электронного аукциона N 0139200000118006035 "Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог: обустройство примыкания к автомобильной дороге Ленинск-Кузнецкий - Новокузнецк - Междуреченск, км 157+433" частично обоснованной (в части нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ).
2. Признать заказчика - ГКУ КО "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 653/З-2018 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 30 августа 2018 г. N 653/З-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.09.2018