Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалобы на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Шушкова А.С., члены Комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шаганц А.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Курдюкова И.Н., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А.,
с участием:
от заявителя - ОАО "Расчетно-информационный центр" - <_> (по доверенности);
от организатора торгов - АО "Ярославльводоканал" - <_>, <_> (по доверенностям),
рассмотрев жалобу ОАО "Расчетно-информационный центр" на действия организатора торгов - АО "Ярославльводоканал" (ИНН 7606099518, ОГРН 1087606002384) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ОАО "Расчетно-информационный центр" (вх. N 12921 от 24.08.2018) на действия (бездействие) организатора (заказчика) торгов - АО "Ярославльводоканал" при проведении открытого конкурса N 31806756937 на оказание услуг (выполнение работ) по организации расчетов за услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения и информационно-вычислительном обслуживании (далее - Конкурс).
Организатор торгов - АО "Ярославльводоканал".
Обжалуемые действия (бездействие) - осуществление заказчиком закупки с нарушениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившихся в установлении требования к участникам закупки о предоставлении копии действующей лицензии ФСБ РФ на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну, а также в установлении критерия оценки участников "Присутствие участника закупки в рейтинге "Право.ru-300".
Организатор торгов не признал нарушений, представил на заседание Комиссии документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 27.08.2018 N 9427/06-07.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в числе прочих на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
26.07.2018 на сайте www.zakupki.gov.ru АО "Ярославльводоканал" размещено извещение о проведении Конкурса.
Согласно извещению датой рассмотрения заявок является 14 сентября 2018 года, датой подведения итогов - 17 сентября 2018 года.
27.08.2018 АО "Ярославльводоканал" Конкурс был приостановлен в связи с поступившим уведомлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о поступлении жалобы и о приостановлении закупки для рассмотрения жалобы по существу (от 27.08.2018 N 9427/06-07).
Доводы жалобы признаны обоснованными в силу следующего.
1). Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 2 Конкурсной документации предметом закупки является заключение агентского договора об оказании услуг (выполнении работ) по организации расчётов за услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения и информационно-вычислительном обслуживании, согласно техническому заданию (Приложение 1).
В пункте 11 Конкурсной документации установлены требования к участникам Конкурса, а также перечень документов, который участники закупки обязаны предоставить в составе заявки, в том числе копию действующей лицензии ФСБ РФ на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну.
Согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Конкурсной документации) Агент оказывает следующий комплекс услуг (работ) по организации расчётов за услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения и информационно-вычислительном обслуживании, включающий в себя следующее:
1. Ведение баз данных собственников (пользователей) жилых помещений в многоквартирных домах и (или) жилых домах г. Ярославля и Ярославского района Потребителей услуг холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее Потребители), адреса которых указаны в Приложении N1 и N2 к Договору об оказании услуг (выполнении работ) по организации расчётов за услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения и информационно-вычислительном обслуживании (далее Потребители).
2. Определение в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения) объемов холодной воды, потребленной Потребителями, исходя из: показаний приборов учета холодной воды (в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета); нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению; иных оснований.
3. Определение в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (водоотведения) объемов сточных вод, сброшенных Потребителями в централизованную систему водоотведения, исходя из: показаний приборов учета холодной воды (в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета); показаний приборов учета горячей воды; показаний приборов учета сточных вод; нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению (водоотведению); иных оснований.
4. Обслуживание лицевых счетов Потребителей, в том числе внесение в программное обеспечение изменений по лицевым счетам Потребителей, касающихся: лиц зарегистрированных (проживающих) в жилых помещениях; нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению (водоотведению); приборов учета; площадей; иных изменений.
5. Принятие от Потребителей показаний приборов учета: холодной воды; горячей воды; сточных вод.
6. Осуществление начислений Потребителям за услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
7. Формирование единых платежных документов (далее ЕПД) за услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения с указанием в платежных документах: банковских реквизитов Агента; информации об Агенте по агентскому договору об оказании услуг (выполнении работ) по организации расчётов за услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения и информационно-вычислительном обслуживании (далее Договор); информации, предусмотренной действующим законодательством РФ; иной информации по заданию Принципала.
8. Печать ЕПД и их доставку Потребителям в сроки, предусмотренные действующим законодательством РФ. Предоставление Принципалу отчета об осуществлении доставки ЕПД Потребителям.
9. Осуществление работы, необходимой для предоставления гражданам - Потребителям, имеющим право на получение мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ярославской области и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, соответствующих мер социальной поддержки, в том числе: заключение в интересах Принципала соглашений с уполномоченными органами социальной защиты населения об обмене информацией для учета граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате услуг холодного водоснабжения и (или) водоотведения, оказываемых Принципалом; отображение сведений о мерах социальной поддержки, на которые имеет право граждане в платежных документах; своевременное предоставление в органы социальной защиты населения сведений, необходимых для предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате услуг, оказываемых Принципалом.
10. Осуществление: приема Потребителей по вопросам начислений за услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения; приема от Потребителей обращений (заявлений), касающихся начислений за услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения; подготовки ответов на обращения (заявления) Потребителей; корректировок начислений (при необходимости); корректировок оплаты (при необходимости).
11. Размещение в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства сведений о начислениях и поступивших денежных средствах в разрезе лицевых счетов Потребителей (в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" и принятыми в соответствии с указанным законом нормативно-правовыми актами).
12. Ежедневное осуществление ввода в базу данных информации о платежах Потребителей, перечисленных на расчетный счет Агента по Договору.
13. Предоставление Агентом по Договору Заказчику (иным лицам) информации и документов, предусмотренных условиями Договора.
14. Осуществление мониторинга дебиторской задолженности Потребителей по оплате услуг холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принятие мер к взысканию дебиторской задолженности, если такая задолженность образовалась за три и более расчетных периода с учетом задолженности переданной Агенту по Договору Заказчиком.
15. Перечисление Заказчику денежных средств, поступивших Агенту от Потребителей и предоставление реестров платежей в соответствии с условиями Договора.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 "Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" к совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
В соответствии с установленными требованиями, ряд сведений об объектах водоснабжения г. Ярославля отнесены к категории "совершенно секретных", сведения об объектах водоотведения - к "секретным".
Комиссией Ярославского УФАС России из анализа положений Конкурсной документации было установлено, что при исполнении договора не будут осуществляться работы, связанные с непосредственным использованием сведений, составляющих государственную тайну, равно как организация расчетов за услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения и информационно-вычислительном обслуживании между физическими лицами и ресурсоснабжающей организацией, не относится к работам со сведениями, составляющими государственную тайну, следовательно, у заказчика нет необходимости устанавливать требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии действующей лицензии ФСБ РФ на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну.
Довод АО "Ярославльводоканал" о том, что сведения, составляющие государственную тайну, могут потребоваться при принятии мер к взысканию дебиторской задолженности по оплате услуг холодного водоснабжения и (или) водоотведения при определении точки подключения абонента к сетям водоснабжения (водоотведения), не принимается Комиссией Ярославского УФАС России ввиду следующего.
Порядок заключения договора подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и договора водоснабжения и водоотведения регламентирован Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением документов установленных пунктом 90 Правил N 644.
В случае представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме и наличия технической возможности подключения, а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный договор о подключении с приложением условий подключения и расчета платы за подключение (пункт 94 Правил N 644).
Согласно подпунктам "б", "и" пункта 95 Правил N 644 в условиях подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения должны быть указаны точка подключения (технологического присоединения) с указанием адреса (места нахождения точки подключения) и границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства и заявителя.
Подпунктами "б", "з" пункта 96 Правил N 644 установлено, что в условиях подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения должна быть указана точка подключения (технологического присоединения) (адрес, номер колодца или камеры) и границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и заявителя.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утверждены, в том числе Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", приказом Минстроя России от 29 марта 2016 года N 1с/Пр. Ни один из перечней сведений, составляющих государственную тайну, не содержит информации об отнесении сведений, необходимых для осуществления деятельности по организации расчётов за услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения и информационно-вычислительному обслуживанию, а также по взысканию дебиторской задолженности по оплате услуг холодного водоснабжения и (или) водоотведения, к государственной тайне.
Сведения о точке подключения абонентов к сетям водоснабжения (водоотведения) отражены в условиях подключения (технического присоединения) и не являются сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, АО "Ярославльводоканал" не обосновало необходимость включения требования о наличии действующей лицензии ФСБ РФ на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну, и не доказало, что согласно законодательству о гостайне услуги, входящие в объект закупки, могут оказываться только лицами, которые имеют соответствующий допуск.
Включение требования о предоставлении копии действующей лицензии ФСБ РФ на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну, в Конкурсную документацию не способствует обеспечению развития конкуренции и эффективности осуществления закупок, ведет к необоснованному ограничению количества потенциальных участников закупки и, как следствие, является недопустимым.
2). Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В пункте 19 Конкурсной документации установлены следующие критерии оценок:
- Общая цена договора;
- Наличие состоящих в штате участника закупки квалифицированных специалистов;
- Присутствие участника закупки в рейтинге "Право.ru-300";
- Наличие у участника закупки пунктов приема денежных средств и/или касс/банкоматов/терминалов платежных субагентов, осуществляющих прием денежных средств в оплату платежей от населения без дополнительной комиссии.
Комиссия Ярославского УФАС России пришла к выводу, что в установлении критерия оценки "Присутствие участника закупки в рейтинге "Право.ru-300" отсутствует зависимость между предметом Конкурса (заключение агентского договора об оказании услуг (выполнении работ) по организации расчётов за услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения и информационно-вычислительном обслуживании, согласно техническому заданию (Приложение 1)) и данным критерием.
Присутствие участника закупки в рейтинге "Право.ru-300 не указывает на более высокий уровень квалификации такого участника закупки, не свидетельствует о том, что таким участником закупки будет предложено лучшее условие исполнения контракта, а также не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательства по оказанию услуг по организации расчётов.
Система "Право.ру-300" является добровольной, сам рейтинг создан для оценки юридических компаний, а не расчетных центров. Таким образом, наличие репутации в расчетных услугах в системе "Право.ру-300" проверить невозможно.
Кроме того, система "Право.ру-300" требует регистрационный взнос для участия в рейтинге (т.е. является платной), что является административным барьером для участия в закупке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление в Конкурсной документации критерия оценки "Присутствие участника закупки в рейтинге "Право.ru-300" является необоснованным.
Учитывая вышеизложенное, в действиях АО "Ярославльводоканал" установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 и пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ОАО "Расчетно-информационный центр" (вх. N 12921 от 24.08.2018) на действия (бездействие) организатора (заказчика) торгов - АО "Ярославльводоканал" (ИНН 7606099518, ОГРН 1087606002384) при проведении открытого конкурса N 31806756937 на оказание услуг (выполнение работ) по организации расчетов за услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения и информационно-вычислительном обслуживании обоснованной.
2. Выдать АО "Ярославльводоканал" предписание об аннулировании торгов на право заключения агентского договора об оказании услуг (выполнении работ) по организации расчётов за услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения и информационно-вычислительном обслуживании.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.С. Шушкова
Члены Комиссии:
А.А. Шаганц
И.Н. Курдюкова
К.А. Савичева
Организатор торгов -
АО "Ярославльводоканал"
150003, г. Ярославль, пр-т Ленина,
д. 1а
e-mail: tender@vodokanal.yaroslavl.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
29 августа 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Шушкова А.С., члены Комиссии - ведущий специалист отдела контроля органов власти и рекламы Шаганц А.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Курдюкова И.Н., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А.,
руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании своего решения от 29.08.2018 по жалобе ОАО "Расчетно-информационный центр" на действия организатора торгов - АО "Ярославльводоканал",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Организатору торгов АО "Ярославльводоканал" в срок до 17 сентября 2018 года совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно: аннулировать открытый конкурс N 31806756937 на право заключения агентского договора об оказании услуг (выполнении работ) по организации расчётов за услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения и информационно-вычислительном обслуживании.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России в срок до 17 сентября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.С. Шушкова
Члены Комиссии:
А.А. Шаганц
И.Н. Курдюкова
К.А. Савичева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 августа 2018 г. N 06-07/91-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.09.2018