Резолютивная часть объявлена 07 августа 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10 августа 2018 года.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев дело, возбужденное в отношении автономного учреждения "Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл" по признакам нарушения пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в фактическом предоставлении автономным учреждением "Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл" индивидуальному предпринимателю Х. недвижимого имущества в пользование - позиций 3, 4, 5 на поэтажном плане общей площадью 106,9 кв.м., находящегося по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 179, без проведения торгов,
в присутствии представителя ответчика, автономного учреждения "Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл" -
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела N 02-10/10-18 о нарушении антимонопольного законодательства,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступило обращение Прокуратуры города Йошкар-Олы от 14.03.2018 исх. N 08-03-2018 (вх. N 2631 от 19.03.2018) о проверке законности заключения договора N 60 оказания услуг автономным учреждением "Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл" (далее - АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ") от 22.03.2017, без проведения конкурентных процедур.
Приказом Марийского УФАС России от 06.06.2018 N 74 в отношении АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 02-10/10-18 по признакам нарушения автономным учреждением "Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл" пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в передаче АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" индивидуальному предпринимателю Х. недвижимого имущества в пользование - позиций 3, 4, 5 на поэтажном плане общей площадью 106,9 кв.м., находящегося по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 179, без проведения торгов.
При рассмотрении дела ответчик, АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" пояснил, что между автономным учреждением и индивидуальным предпринимателем Х. 22.03.2017 был заключен договор оказания услуг, а не договор аренды. Проектно-сметная документация на проведение ремонтных работ индивидуальным предпринимателем в адрес учреждения и Министерства государственного имущества Республики Марий Эл не поступала и не согласовывалась, следовательно, ремонтные работы не производились. При этом, 26.03.2018 АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" нарочно вручило ИП Х. уведомление и соглашение о расторжении договора N 60 от 22.03.2017 с 10.04.2018. Также ИП Х. неоднократно сообщалось телефонограммой об освобождении данного помещения. 18.06.2018 учреждением был издан приказ об ограничении индивидуальному предпринимателю доступа в данное помещение.
Из письменных пояснений ИП Х. от 09.04.2018 (вх. N 3359) следует, что оплата со стороны АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" и ИП Х А.Г. не производилась. ИП Х. выполнил ремонт в нежилом помещении Спорткомплекса "Юбилейный" блок N 1, 2, 3, литера А, А1, А2, по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 179 на общую сумму 433 700 рублей, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и актом о приемке выполненных работ за отчетный период с 01.04.2017 по 01.09.2017, составленным и подписанным только индивидуальным предпринимателем.
При рассмотрении дела Комиссией Марийского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" в соответствии с Уставом учреждения создано на основании Постановления Правительства Республики Марий Эл от 14.11.2007 N 268 "О создании автономного учреждения "Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл", в целях повышения качества услуг, оказываемых населению в области физической культуры и спорта, реализации приоритетных социальных проектов и программ.
В своей деятельности учреждение преследует цели, связанные с организацией и проведением физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, предоставлением физкультурно-оздоровительных, спортивных и сопутствующих услуг.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава учредителем (собственником имущества) учреждения является Республика Марий Эл. Полномочия учредителя выполняют Министерство молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл, полномочия собственника имущества учреждения выполняет Министерство государственного имущества Республики Марий Эл.
Пунктом 5.2 Устава предусмотрено, что имущество учреждения является собственностью Республики Марий Эл и закрепляется за ним на праве оперативного управления решением Правительства Республики Марий Эл или Министерства государственного имущества Республики Марий Эл.
В оперативном управлении АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" находится спортивный комплекс, блок N 1, 2, 3, назначение: нежилое, 3 - этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 8 676,6 кв.м., инвентарный N 8318, лит. А, А1, А2, адрес объекта: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 179, в котором расположен спортивный комплекс "Юбилейный", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 12МР N 606993 от 07.07.2011.
Между АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" и индивидуальным предпринимателем Х (далее - ИП Х.) 22.03.2017 заключен договор N 60 об оказании услуг АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ".
В соответствии с пунктами 1.1, 1.1.1 договора АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" оказывает индивидуальному предпринимателю услуги пользования помещением спорткомплекс "Юбилейный" на период с 01 апреля по 31 декабря 2017 года, а ИП Х. обязуется оплатить услуги, предоставленные автономным учреждением.
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" обязан предоставить помещение согласно пункту 1.1.1 договора и обеспечить санитарно-гигиеническое состояние помещений, соответствующие нормам санэпидемстанции.
В силу пункта 2.2 договора ИП Х. обязан:
- оплатить услугу по цене, указанной в пункте 3 договора;
- соблюдать правила, установленные для посещения помещения;
- обеспечить сохранность оборудования, инвентаря;
- обязуется использовать помещение исключительно для видов деятельности, предусмотренных его Уставом;
- выполнить собственными силами и за свой счет внутренние отделочные ремонтные работы с приобретением необходимых материалов и оборудования в счет ежемесячной арендной платы, в соответствии со строительными нормами и правилами, законодательством Российской Федерации об охране труда, требованиями экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации и иными законодательно установленными требованиями.
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного договора сумма договора составляет 10 000 рублей в месяц, в том числе НДС 18% - 1 525,42 рублей.
После заключения договора была проведена оценка рыночной стоимости объекта: нежилые помещения N 3, 4, 5 на поэтажном плане суммарной площадью 106,9 кв.м., находящиеся в здании Спортивного комплекса по адресу: Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 179 по состоянию на 15.08.2017, согласно которому годовой размер арендной платы за пользование объектом составляет за объект 116 760 рублей с НДС в год и 98 929,5 рублей без НДС в год.
Также после заключения договора распоряжением Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 31.08.2017 N 785 Министерство дало согласие АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" на предоставлении в аренду нежилых помещений позиций 3, 4, 5 подвала, общей площадью 106,9 кв.м., расположенных в спортивном комплексе, блок N 1, 2, 3, литеры А, А1, А2, по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская д. 179, в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, для размещения типографии.
Таким образом, учреждением передано индивидуальному предпринимателю недвижимое имущество в пользование - позиций 3, 4, 5 на поэтажном плане общей площадью 106,9 кв.м., по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 179 по договору на срок с 01.04.2017 по 31.12.2017.
Вместе с тем, согласно информации, размещенной в сети "Интернет" по адресу: ул. Советская, д. 179, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл в спортивном комплексе "Юбилейный" находится типография "Стиль", принадлежащая ИП Х., что также подтверждается фотоматериалами и актом проверки прокурора г. Йошкар-Олы Л. от 29.05.2018. В соответствии с актом проверки от 29.05.2018 в настоящее время в подвальном помещении спорткомплекса "Юбилейный" размещена типография ИП Х. площадью около 100 кв.м. (нежилые помещения N 3, 4, 5 спорткомплекса "Юбилейный"). При этом, полиграфические услуги ИП Х. также оказывает АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" на основании договора от 09.01.2017 N 68.
Таким образом, несмотря на соглашение о расторжении договора N 60 от 22.03.2018 ИП Х. продолжает использовать вышеуказанное помещение в целях оказания полиграфических услуг, что подтверждается актом проверки прокурора г. Йошкар-Олы Лощининой Н.О. от 29.05.2018 и приложенными к нему фотоматериалами до 18.06.2018.
18.06.2018 АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" издало приказ N 275/1 "Об ограничении доступа ИП Х.
При этом, на дату подготовки настоящего решения, оборудование, принадлежащее индивидуальному предпринимателю для оказания полиграфических услуг, продолжает находится в вышеназванном помещении.
Следовательно, с 22.03.2018 (момент расторжения договора) до 18.06.2018 (дата издания приказа N 275/1) индивидуальный предприниматель использовал бесплатно вышеуказанное помещение в целях оказания полиграфических услуг. Между тем, АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" не предпринимало действия гражданско-правового характера относительно обязания ИП Х. освободить названное помещение.
Необходимо отметить, что АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" обладало информацией о необходимости проведения торгов при предоставлении в аренду имущества. В частности, 15.02.2018 учреждением на официальном сайте проведения торгов http://torgi.gov.ru было опубликовано извещение о возможности предоставления в аренду нежилого помещения - позиции 3, 4 и 5 подвал, расположенных в спортивном комплексе, блок NN 1-3, литеры А, А1, А2 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 179, площадью 106,9 кв.м. под типографию.
01.02.2018 учреждение телефонограммой уведомило индивидуального предпринимателя о проведении в феврале 2018 года вышеуказанных торгов по предоставлению вышеуказанного имущества в аренду. ИП Х. отказался от участия в вышеназванных торгах в связи с несогласием с условиями предложенного договора аренды.
Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, изучив позиции сторон и лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении АУ "Управление спортивных сооружений РМЭ" пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, в том числе за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Кроме того, оснований для заключения договора без проведения торгов в порядке исключений, предусмотренных частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, у учреждения не имеется.
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеназванные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, передача недвижимого имущества конкретному хозяйствующему субъекту могла быть осуществлена исключительно путем проведения торгов.
Документы, подтверждающие проведение торгов в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции при предоставлении вышеуказанного недвижимого имущества по названному договору в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, передача в аренду конкретному хозяйствующему субъекту вышеуказанного имущества без проведения торгов ставит ИП Х. в более выгодные условия по сравнению с иными хозяйствующими субъектами.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных сферах, были лишены права доступа к имуществу на конкурентной основе. Доступ к такому ресурсу в результате рассматриваемых действий АУ "Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл" был предоставлен исключительно ИП Х. с нарушением требований действующего законодательства, что привело к ограничению и устранению конкуренции на рынке на рынке передачи недвижимого имущества.
Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 названного Порядка, а именно проводится обзор рынка.
Для квалификации действий, по статье 17.1 Закона о защите конкуренции не требуется проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, достаточно определить временные, продуктовые и географические границы товарного рынка.
В соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220 (далее - Порядок) с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 30 января 2015 г. N3, составлен краткий обзор об исследовании товарного рынка, который приобщен к материалам настоящего дела.
Временной интервал исследования товарного рынка определен с учетом особенностей товарного рынка и включает в себя период с 22.03.2017 по дату подготовки краткого обзора. Продуктовые границы определены исходя из предмета договора, а именно передача недвижимого имущества.
Таким образом, в рамках проведенного краткого обзора установлено, что рынок предоставления недвижимого имущества не является закрытым и ограниченным в связи с тем, что любой хозяйствующий субъект вправе принять участие в соответствующих торгах, следовательно, является конкурентным.
На основании вышеизложенного, Комиссия Марийского УФАС по рассмотрению дела N 02-10/10-18 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о наличии в действиях АУ "Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл" нарушения пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в фактическом предоставлении автономным учреждением "Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл" индивидуальному предпринимателю Х. недвижимого имущества в пользование - позиций 3, 4, 5 на поэтажном плане общей площадью 106,9 кв.м., находящегося по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 179, без проведения торгов.
Кроме того, Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым выдать автономному учреждению "Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем возврата недвижимого имущества - позиций 3, 4, 5 на поэтажном плане общей площадью 106,9 кв.м., находящегося по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 179 в оперативное управление автономного учреждения "Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл".
При этом, указанное предписание не лишает права автономного учреждения "Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл" в дальнейшем предоставить имущество в пользование в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях автономного учреждения "Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл" нарушение пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в фактическом предоставлении автономным учреждением "Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл" индивидуальному предпринимателю Х. недвижимого имущества в пользование - позиций 3, 4, 5 на поэтажном плане общей площадью 106,9 кв.м., находящегося по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 179, без проведения торгов.
2. Выдать автономному учреждению "Управление спортивных сооружений Республики Марий Эл" обязательное для исполнения предписание о прекращение нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лица, допустившего нарушение.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 7 августа 2018 г. N 02-10/10-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.08.2018