Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - (_),
члены Комиссии: (_),
рассмотрев дело N 06-06/85-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем (_) (далее - ИП (...), зарегистрированной по адресу: (_) (ИНН 550701235045, ОГРНИП 304550706900421),рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие индивидуального предпринимателя (_), извещенной надлежащим образом,
в присутствии представителя ИП (_) - (_) (доверенность N 55 АА 1783035 от 21.09.2017),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Омским УФАС России 06.09.2017 был выявлен факт распространения на фасаде дома N 12 Б (торговый комплекс) по ул. Химиков в г. Омске информации следующего содержания:
- "Ломбард Низкие процентные ставки (от 0,2 %) комиссионный магазин Принимаем все";
- "Ломбард низкие процентные ставки (0,2%) Принимаем все! 9:00-21:00 комиссионный магазин цокольный этаж - Недвижимость - Бытовая техника - Сотовые телефоны - Ювелирные изделия - Мототехника - Автомобили - Ноутбуки - Золото".
Согласно режимной вывеске деятельность в торговом комплексе осуществляет ИП (_).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к ломбарду и к оказываемым услугам по выдаче займов.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 "О защите конкуренции" является финансовой организацией.
В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
На момент фиксации факта распространения рекламы информация, предусмотренная частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", отсутствовала.
Кроме того, в силу части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В указанной рекламе содержалась информация только об одном условии договора займа - процентной ставке ("от 0,2 % ").
На основании части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В письме от 25.09.2017 ИП (_) указала, что "_данная реклама принадлежит арендатору ООО "Ломбард 55"_ На данный момент договор аренды расторгнут_".
В ответ на определение Омского УФАС России о возбуждении дела N 06-06/85-2017 ИП (_) были представлены пояснения (вх. N 8975 от 09.11.2017) о том, что "_двухэтажный комплекс торгово-бытового обслуживания, площадью 658,4 кв.м, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Химиков, д.12Б угол Блюхера, д.26, корп.1 принадлежит (_) на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана запись_
_Между ИП (_) и Обществом с ограниченной ответственностью "Ломбард 55 (директор (_) (далее по тексту ООО "Ломбард 55", Общество) был заключен договор аренды нежилого помещения для установки павильона (магазина) площадью 15 кв.м_(копия прилагается) Указанным договором не регулируются отношения сторон по поводу размещения рекламных вывесок (порядок согласований и пр.), т.е. условиями договора нее предусмотрена обязанность арендатора согласовывать размещение рекламных вывесок, их макеты и эскизы с арендодателем_
ООО "Ломбард 55", подготовив и распространив рассматриваемую информацию, не согласовывало с ИП (_) ни ее внешний вид, ни ее содержимое_
На момент вынесения определения N 06-06/85-2017 от 26.10.2017 нарушения устранены, информация с фасада комплекса удалена_".
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о демонтаже ИП (_) вышеуказанного рекламного изображения в Омское УФАС России представлено не было.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав от 16.08.2016, помещение по адресу: г. Омск, ул. Химиков, д.12Б угол Блюхера, д.26, корп.1, принадлежит ИП (_) на праве собственности.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора аренды от 15.04.2016, ИП (_) (Арендодатель) как собственник помещения предоставляет, а ООО "Ломбард 55" (Арендатор) принимает часть нежилого помещения для использования в целях установки павильона.
Из пояснений ИП (_) от 25.09.2017 следует, что вышеуказанный договор аренды расторгнут сторонами 31.01.2017.
Договор аренды от 15.04.2016 б/н не содержит положений, предусматривающих возможность размещения ООО "Ломбард 55" каких-либо рекламных конструкций, в том числе не возлагает обязанностей по их согласованию с Арендодателем.
Из текста вышеуказанной рекламы невозможно установить рекламодателя (ООО "Ломбард 55" либо иное лицо), предлагающего свои услуги по предоставлению займов населению.
Вместе с тем в силу статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о том, что ИП (_), как собственник торгового комплекса, не предпринявший необходимых мер по демонтажу рекламного изображения бывшего Арендатора, выступает в данном случае в качестве рекламораспространителя, т.е. лица, осуществляющего распространение рекламы (пункт 6 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
На заседании Комиссии Омского УФАС России представитель (_) пояснила, что в настоящее время ненадлежащая реклама демонтирована, что подтверждается фотоснимками.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о несоответствии рекламы ("Ломбард Низкие процентные ставки (от 0,2 %) комиссионный магазин Принимаем все"; "Ломбард низкие процентные ставки (0,2%) Принимаем все! 9:00-21:00 комиссионный магазин цокольный этаж - Недвижимость - Бытовая техника - Сотовые телефоны - Ювелирные изделия - Мототехника - Автомобили - Ноутбуки - Золото") требованиям, установленным частью 7 статьи 5, частями 1 и 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Учитывая, что нарушение законодательства о рекламе устранено в добровольном порядке, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу нецелесообразности выдачи ИП (_) предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу "Ломбард Низкие процентные ставки (от 0,2 %) комиссионный магазин Принимаем все", "Ломбард низкие процентные ставки (0,2%) Принимаем все! 9:00-21:00 комиссионный магазин цокольный этаж - Недвижимость - Бытовая техника - Сотовые телефоны - Ювелирные изделия - Мототехника - Автомобили - Ноутбуки - Золото", размещенную 06.09.2017 на фасаде здания N 12 Б по ул. Химиков в г. Омске, ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП (_) не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 16 ноября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 ноября 2017 г. N 06-06/85-2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.11.2017