Резолютивная часть решения оглашена 5 сентября 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 сентября 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
*** - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; *** - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; *** - специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
|
|
рассмотрев дело N 57-03-18.1/2018 по жалобе ООО "Уралсиб-Азия" на действия (бездействие) ПАО "Фортум" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора выполнения работ по ремонту зданий и сооружений электростанций ЧТЭЦ- 1,3,4 филиала Энергосистема Урал ПАО "Фортум" в 2018-2019 гг. (Данные электронной системы SAP SRM: лот - F100011209) (извещение 31806744681), в присутствии представителя ПАО "Фортум", действующей по доверенности от 03.07.2018,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО "Уралсиб-Азия" на действия (бездействие) ПАО "Фортум" (далее также - заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора выполнения работ по ремонту зданий и сооружений электростанций ЧТЭЦ- 1,3,4 филиала Энергосистема Урал ПАО "Фортум" в 2018-2019 гг. (Данные электронной системы SAP SRM: лот - F100011209) (извещение 31806744681) (далее - запрос предложений, закупка).
В жалобе указано следующее.
ООО "Уралсиб-Азия" подана заявка на участие в запросе предложений.
Заявка ООО "Уралсиб-Азия" отклонена закупочной комиссией по причине несоответствия отборочному критерию "Отсутствие неурегулированных претензий Общества и /или его аффилированных лиц к участнику и/или группе лиц Участника".
Установление такого критерия, по мнению ООО "Уралсиб-Азия", противоречит принципам, закрепленным в статье 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель заказчика пояснил следующее.
Установление критерия "Отсутствие неурегулированных претензий Общества и /или его аффилированных лиц к участнику и/или группе лиц Участника" на этапе допуска является правом общества, предусмотренным нормами Закона о закупках, в частности частью 5 статьи 3, пунктами 12,13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Указанный критерий закреплен в Положении о закупке, закупочной документации, заказчиком раскрыто определение "неурегулированных претензий".
ПАО "Фортум" и АО "УТСК" составляют одну группу лиц в понимании пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Между АО "УТСК" и ООО "Уралсиб-Азия" имеются неурегулированные претензии по договору от 04.04.2018 N 17/3500/18/10103 на выполнение работ по организации офисов для работ с клиентами и размещения абонентских служб АО "УТСК" филиала Челябинские тепловые сети, связанные с нарушениями ООО "Уралсиб-Азия" требований договора по соблюдению правил охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности в ходе проведения работ.
В связи с чем на основании пункта 5.2.5 документации запроса предложений заявка ООО "Уралсиб-Азия" не допущена к участию в закупке.
Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Заказчик провел открытый запрос предложений на право заключения договора выполнения работ по ремонту зданий и сооружений электростанций ЧТЭЦ- 1,3,4 филиала Энергосистема Урал ПАО "Фортум" в 2018-2019 гг.
Извещение о проведении запроса предложений размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 23.07.2018.
Начальная (максимальная) цена договора - 24 520 000 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 03.08.2018 в 15 часов 00 минут.
Дата и время рассмотрения заявок - 15.08.2018 в 15 часов 00 минут.
Дата и время подведения итогов - 22.08.2018 в 15 часов 00 минут.
На участие в запросе предложений поступило 6 заявок (ООО "Флагманстрой", ООО "Спецмонтаж", ООО Южуралтеплострой", ООО "Аспект", ООО "Уралсиб-Азия", ООО "ИнвестСтрой-Урал").
Протоколом отбора от 16.08.2018 ООО "Уралсиб-Азия" признано несоответствующим отборочному критерию "Отсутствие неурегулированных претензий Общества и/или его аффилированных лиц к Участнику и/или группе лиц Участника", в связи с чем заявка общества не допущена к участию в запросе предложений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении запроса предложений заказчик руководствовался Законом о закупках и Положением о закупке ПАО "Фортум" (далее - Положение о закупке).
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Отборочные критерии установлены в приложении N 1 к Положению о закупке.
В пункте 20 Приложения N 1 к Положению о закупке установлен отборочный критерий "Отсутствие неурегулированных претензий Общества и/или его аффилированных лиц к Участнику и/или группе лиц Участника".
Также данный критерий установлен в пункте 13 таблице N14 Приложения N 3 к закупочной документации.
В целях подтверждения соответствия данному требованию участник должен заполнить соответствующую форму заявления, предусмотренную закупочной документацией.
При этом под "неурегулированными претензиями" понимается наличие неисполненных требований Общества и/или его аффилированных лиц к Участнику и/или группе лиц Участника по ранее заключенным договорам, срок исполнения которых наступил, и при условии, что данные требования не признаны необоснованными вступившим в законную силу решением суда. Термин "группа лиц" определяется в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 5.2.5 закупочной документации в случае если заявка участника или сам участник не отвечает любому из требований, установленному данной закупочной документацией, его заявка отклоняется.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что между АО "УТСК" и ООО "Уралсиб-Азия" имеются неурегулированные претензии по договору от 04.04.2018 N 17/3500/18/10103 на выполнение работ по организации офисов для работ с клиентами и размещения абонентских служб АО "УТСК" филиала Челябинские тепловые сети, связанные с нарушениями ООО "Уралсиб-Азия" требований договора по соблюдению правил охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности в ходе проведения работ.
ПАО "Фортум" и АО "УТСК" составляют одну группу лиц в понимании пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ПАО "Фортум" считает указанные претензии неурегулированными, что и послужило основанием для отклонения заявки ООО "Уралсиб-Азия".
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе следующими принципами:
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Установление такого критерия как "Отсутствие неурегулированных претензий общества и/или его аффилированных лиц к участнику и/или группе лиц участника" в том смысле, в котором оно применяется заказчиком, противоречит указанным в пунктах 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципам ввиду следующего.
Исходя из буквального толкования понятия "неурегулированная претензия" под такой претензией понимается претензия, срок исполнения которой наступил, при условии, что требования по данной претензии признаны обоснованными вступившим в законную силу решением суда.
При таком толковании понятия "неурегулированная претензия" отказ в допуске ООО "Уралсиб-Азия" к участию в закупке является необоснованным.
При этом Комиссия отмечает, что понятие "неурегулированных претензий", установленное в Положении о закупке и в закупочной документации, не является однозначным и может толковаться на усмотрение заказчика или его комиссии.
Так, например, под неурегулированной претензией можно понимать как любую претензию, вне зависимости от наличия судебного решения, которым данная претензия признана обоснованной, так и претензию, обоснованность которой установлена вступившим в законную силу решением суда.
Претензионный порядок в соответствии с нормами гражданского законодательства является формой досудебного урегулирования споров.
В случае невозможности урегулирования претензии в досудебном порядке, в частности, если лицо, которому претензия предъявлена, с ней несогласно, спор подлежит рассмотрению в суде, и только суд в данном случае может признать требования по претензии обоснованными (или необоснованными).
В противном случае, применение такого критерия отбора может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика, в частности такой критерий дает возможность устранить любого участника закупки путем направления в его адрес, в том числе необоснованной, претензии.
Кроме того, отклонение заявки участника по данному критерию в связи с наличием неурегулированной претензии к аффилированным с участником юридическим и/или физическим лицам также не отвечает принципам справедливости, поскольку гражданским законодательством не предусмотрена ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств перед одним из аффилированных лиц.
Также Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что документация запроса предложений не раскрывает понятие "аффилированных лиц".
В пункте 7.1.1 содержится форма письма об участии в закупочной процедуре, согласно которой участник должен задекларировать отсутствие неурегулированных претензий между дивизионом "России" и/или его аффилированными лицами по отношению к участнику и/или его аффилированным с ним юридическим и/или физическим лицами.
В разделе 1 документации запроса предложений дано следующее понятие дивизион "России" - юридические лица, относящиеся к корпорации Fortum и осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации.
При этом перечень юридических лиц, относящихся к корпорации Fortum, в документации запроса предложений отсутствует.
Установление в закупочной документации максимально конкретных и четких критериев допуска заявок направлено на обеспечение справедливости и равноправия участников закупки и недопустимости субъективного правоусмотрения заказчика при разрешении вопроса о допуске заявки к участию в закупке.
Исходя из принципа недопустимости установления неизмеримых требований, порядок рассмотрения заявок должен быть достаточно формализованным, в противном случае обязанность заказчика по установлению требований к участникам закупки нельзя считать исполненной.
На основании изложенного, участник закупки должен ясно и четко представлять, на соответствие каким требованиям будет рассматриваться его заявка.
Вместе с тем, закрепление в закупочной документации и Положении о закупке критерия допуска "Отсутствие неурегулированных претензий Общества и/или его аффилированных лиц к Участнику и/или группе лиц Участника" не отвечает принципам, закрепленным в пунктах 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании изложенного, действия ПАО "Фортум" по установлению в закупочной документации и Положении о закупке критерия допуска заявок к участию в закупке "Отсутствие неурегулированных претензий Общества и/или его аффилированных лиц к Участнику и/или группе лиц Участника" противоречат принципам, закрепленным в пунктах 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что заявка ООО "Уралсиб-Азия" не могла быть допущена к участию в запросе предложений ввиду следующего.
Как указано в пункте 5.2.1 документации запроса предложений в рамках отбора заявки участников проверяются на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в приложении N3 закупочной документации.
В пункте 1 таблицы N14 Приложения N 3 документации запроса предложений содержится отборочный критерий "Достоверность (действительность) информации и документов, представленных Участником в составе заявки".
В комментарии к данному критерию указано, что в случае выявления недостоверности (недействительности) информации и документов, представленных участником в составе заявки - заявка участника должна быть отклонена.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Челябинского УФАС России, обозрев заявку ООО "Уралсиб-Азия", установила, что в письме (оферте) общества об участии в закупочной процедуре, заполненном по форме, содержащейся в документации запроса предложений, указано на отсутствие у ООО "Уралсиб-Азия" неурегулированных претензий между дивизионом "России" и/или его аффилированными лицами по отношению к участнику и/или аффилированным с ним юридическим и/или физическим лицами.
Между тем, как уже указывалось, между АО "УТСК" и ООО "Уралсиб-Азия" имеются неурегулированные претензии по договору от 04.04.2018 N 17/3500/18/10103 на выполнение работ по организации офисов для работ с клиентами и размещения абонентских служб АО "УТСК" филиала Челябинские тепловые сети.
Таким образом, заявка ООО "Уралсиб-Азия" содержала недостоверные сведения и подлежала отклонению от участия в запросе предложений как несоответствующая отборочному критерию "Достоверность (действительность) информации и документов, представленных Участником в составе заявки".
Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что выявленные нарушения в действиях заказчика по установлению в документации запроса предложений критерия допуска "Отсутствие неурегулированных претензий Общества и/или его аффилированных лиц к Участнику и/или группе лиц Участника" фактически не могли повлиять на результат оценки заявки ООО "Уралсиб-Азия", в связи с чем у антимонопольного органа отсутствуют основания для выдачи предписания.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Уралсиб-Азия" на действия ПАО "Фортум" частично обоснованной;
2. Признать действия ПАО "Фортум", выразившиеся в установлении в закупочной документации и Положении о закупке критерия допуска заявок к участию в закупке "Отсутствие неурегулированных претензий общества и/или его аффилированных лиц к участнику и/или группе лиц участника", нарушением пунктов 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках;
3. Предписание ПАО "Фортум" не выдавать;
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу для решения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 сентября 2018 г. N 57-03-18.1/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.09.2018