Резолютивная часть решения оглашена 11.09.2018 г. Абакан
В полном объеме решение изготовлено 12.09.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии |
|
члены Комиссии
|
|
рассмотрев дело N 14-Р-18, возбужденное в отношении <_> по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившегося в распространении по адресу Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 115, следующего содержания: "Висцеральный массаж живота с применением оздоровительных программ по Огулову А.Т. г. Москва; Функциональная коррекция позвоночника, мышц; Эниокоррекция;" (далее - реклама),
в присутствии <_>,
в отсутствии <_>, уведомленной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,
в отсутствии <_>, уведомленное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛ:
25.04.2018 г. в ходе проведения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) мониторинга наружной рекламы, на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, выявлено размещение информации по адресу Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 115, следующего содержания: "Висцеральный массаж живота с применением оздоровительных программ по Огулову А.Т. г. Москва; Функциональная коррекция позвоночника, мышц; Эниокоррекция".
По данному факту, составлен соответствующий акт о проведении мониторинга от 25.04.2018 и произведена фотофиксация указанной информации.
27.04.2018 г. (исх. N 04-8494/АМ) Хакасским УФАС России направлен запрос в адрес ПАО "МТС" о предоставлении документов и сведений, а именно копии договоров об оказании услуг связи заключенного с владельцами абонентских номеров <_>.
На данный запрос поступил ответ 14.05.2018 г. (вх. N 98/дпс) с приложением запрашиваемых документов.
Исходя из представленных сведений следует, что абонентским номером <_> пользуется <_> при заключении договора об оказании услуг подвижной связи с ПАО "МТС".
Абонентский номер <_> выделен <_> на основании договора об оказании услуг связи, заключенного между <_> и <_>.
Таким образом, установлено, что в рассматриваемой рекламе указаны номера телефонов <_> и <_>.
Согласно пунктов 1 - 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Данная информация полностью подпадает под понятие - реклама, так как имеет все признаки вышеуказанных понятий.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна, в связи с этим, отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Частью 7 статьи 24 Закона о рекламе установлено, что реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" частью 7 статьи 24 Закона о рекламе установлено, что реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению. Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н.
Пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" раскрывает содержание понятия "медицинская деятельность".
Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга".
В связи с этим необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.
Согласно части 4 статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
Пунктом 1 приказа Министерства здравоохранения Российская Федерация от 13.10.2017 N 804н утверждена номенклатура медицинских услуг.
Согласно данной Номенклатуре раздел "А" тип медицинских услуг 21 определен как лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия, остеопатия).
Таким образом, массаж является медицинской услугой, реклама данной услуги должна соответствовать части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей Закона о рекламе.
Пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
Из представленных сведений и документов следовало, что деятельность по оказанию медицинских услуг осуществляют <_>, <_>, соответственно рекламодателями спорной рекламы являются <_>.
Однако, на заседании Комиссии антимонопольного органа <_> и <_> пояснили, что деятельность по оказанию услуг массажа оказывают непосредственно <_> и <_>. Номером телефона <_> пользуется <_> на основании заключенного договора между ней и <_>.
Определением об отложении рассмотрению дела N 14-Р-18 от 19.07.2018 г. Комиссией Хакасского УФАС России принято решение о замене ненадлежащего лица <_> надлежащем лицом <_>, в действиях которой содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, рекламодателем спорной рекламы являются <_> и <_>.
На заседании Комиссии 11.09.2018 г. <_> согласилась с доводами Хакасского УФАС России о том, что рассматриваемая реклама размещена с нарушением части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Хакасского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу, размещенную по адресу Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 115, следующего содержания: "Висцеральный массаж живота с применением оздоровительных программ по Огулову А.Т. г. Москва; Функциональная коррекция позвоночника, мышц; Эниокоррекция" ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
2. Предписание <_> не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения в отношении <_> и <_> дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Председатель Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 11 сентября 2018 г. N 14-Р-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.09.2018