Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
в присутствии представителей:
от ООО "Универсал Клининг Сервис": <...> (доверенность от 23.01.2018 N б/н),
от ОАО "Всерегиональное объединение "Изотоп": <...> (доверенность от 10.07.2017 N 58/131), <...> (доверенность от 10.05.2018 N 58/87),
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Универсал Клининг Сервис" (далее также - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "Всерегиональное объединение "Изотоп" (далее также - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг комплексной уборки помещений, ковросервиса сменных матов, обслуживание кровли в зимний период, с очисткой крыши от снега и наледи с использованием технологий промышленного альпинизма, вывоз ТБО, промывки оконного остекления (реестровый N 31806359910) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в утверждении документации с нарушением требований, установленных действующим законодательством, а также в необоснованном отклонении его заявки от участия в Закупке.
Представители Заказчика против удовлетворения жалобы возражали, представили испрашиваемые документы по спорной Закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) (в редакции, действующий на дату опубликования извещения о проведении Закупки), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках, размещено в ЕИС - 28.03.2018.
11.04.2018 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора 9 892 865, 34 руб.
Датой окончания подачи заявок определено 23.04.2018, датой рассмотрения заявок - 28.04.2018, датой подведения итогов - 04.05.2018.
Согласно доводам жалобы в Закупочной документации содержатся противоречивая информация относительно сроков летнего и зимнего периода оказания услуг.
Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в составе документации о закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
В извещении о проведении Закупки летний период оказания услуг определен с 01 апреля по 01 октября, зимний период - с 01 октября по 01 апреля. В то же время в Техническом задании летний период определен с 01 апреля по 31 октября, а зимний период - 01 ноября по 31 марта.
При этом 23.04.2018 Заказчиком на Официальном сайте был размещен ответ на запрос разъяснений Закупочной документации в соответствии с которым Заказчик признал факт наличия технической ошибки, но не внес в Закупочную документацию соответствующие изменения.
На заседании Комиссии, а также в своих возражениях представитель Заказчика ссылается на положения пункта 2 раздела 1 Положения о закупках, согласно которым любое заинтересованное лицо вправе направить организатору запрос о разъяснении положений документации через ЭТП не позднее не позднее 3 (трех) рабочих дней до окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений. Таким образом, срок направления запросов о разъяснении Закупочной документации истек 18.04.2018.
Вместе с тем запрос разъяснений на который ссылается Заявитель поступил в адрес Заказчика 23.04.2018. Несмотря на это, Заказчиком был дан ответ о том, что летний и зимний периоды по замене грязезащитных ковров, указанные в извещении, соответствуют периодам, указанным в Техническом задании. Летний и зимний периоды по уборке территории определяются согласно техническому заданию и составляют 7 (с 01.04 по 31.10) и 5 (с 01.11 по 31.03) месяцев соответственно.
Представитель Заказчика также пояснил, что в соответствии с пунктом 3 раздела 4 Положения о закупках порядок внесения изменений в Закупочную документацию установлен в пункте 3 раздела 1 Положения о закупках.
Согласно пункту 3 раздела 1 изменения в Закупочную документацию вносятся в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в извещение о проведении закупки и/или документацию, но не позднее срока окончания подачи заявок.
Комиссия считает необходимым отметить, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.
Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в Закупке, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.
В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом организатору закупки надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.
Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия приходит к выводу, что установление в Закупочной документации противоречивых требований к срокам оказываемых услуг нарушает принципы, установленные пунктами 1,2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок от 24.04.2018 N 31806359910-02 ни один из участников Закупки не был отклонен по спорному основанию, что свидетельствует о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты Закупки.
2. Также податель жалобы обжалует неправомерное, по его мнению, отклонение заявки от участия в Закупке.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 24.04.2018 N 31806359910-02 следует, что заявка Заявителя отклонена от участия в Закупке по следующему основанию: "На основании подпункта "д" пункта 8.3 раздела 1 Положения о закупках и подпункта "д" пункта 8.3 части 2 тома 1 Закупочной документации, а именно: несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в Закупке, требованиям документации ( превышение начальной (максимальной) цены единицы по позициям услуги "Предоставление и замена пыле- и грязеудерживающих напольных покрытий" в летний и зимний периоды", "Уборка прилегающей территории" в летний и зимний периоды".
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с извещением, размещенным на Официальном сайте, Закупка проводится с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление 925).
Согласно подпунктом "в" пункта 5 Постановления 925 установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке являются сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки.
Аналогичные положения содержатся в пункте "в" части 1 статьи 6.6 Положения о закупках.
В пункте 9 Извещения о Закупке содержится информация о начальной (максимальной) цене (далее - НМЦ) договора, НМЦ единицы услуги и обязательное требование о непревышении НМЦ договора и НМЦ каждой услуги в текущем уровне цен в базисе поданной участником Закупки цены.
Заявителем в составе заявки были предложены следующие единичные расценки:
Наименование |
|
НМЦ единицы услуги, установленная в Закупочной документации, руб. |
Единичные расценки в заявке ООО "Универсал Клининuг Сервис", руб. |
Предоставление и замена пыле- и грязеудерживающих напольных покрытий" | |||
Летний период |
в месяц |
1868,88 |
1943,22 |
3 года |
33639,86 |
40807,62 |
|
Зимний период |
в месяц |
3737,76 |
3887,29 |
3 года |
67279,73 |
58309,35 |
|
Уборка прилегающей территории | |||
Летний период |
в месяц |
13602,71 |
14195,76 |
3 года |
285656,95 |
298110,96 |
|
Зимний период |
в месяц |
16950,25 |
20613,56 |
3 года |
254253,81 |
309203,4 |
В соответствии с подпунктом "д" пункта 8.3 раздела 1 Положения о закупках и подпункта "д" пункта 8.3 раздела 1 Закупочной документации по итогам отборочной стадии комиссия принимает решение об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора, в том числе случае наличия в такой заявке предложения о цене договора, превышающей НМЦ договора, НМЦ единицы товара, услуги, работы.
Изучив представленную в материалах дела заявку Заявителя, Комиссия установила, что довод представителя Заказчика соответствует действительности. Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для отклонения заявки Заявителя от участия в Закупке.
Исходя из этого, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы и представленные возражения Заказчика, а также оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
С учетом изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Универсал Клининг Сервис" (ОГРН: 1157746934894; ИНН: 7719426866) на действия ОАО "Всерегиональное объединение "Изотоп" (ОГРН: 1087746009130; ИНН: 7704674312) при проведении Закупки обоснованной по первому доводу, в остальной части - необоснованной.
Снять ограничения на размещение Аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 10.05.2018 N ИГ/21966/18.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты Закупки.
Установить в действиях ОАО "Всерегиональное объединение "Изотоп" нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 мая 2018 г. N 1-00-870/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.09.2018