Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России, Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя Удмуртского УФАС России - <_>., члены Комиссии: <_>- начальник отдела контроля закупок Удмуртского УФАС России, <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Удмуртского УФАС России, кворум соблюден,
рассмотрев дело N АА08-12/2018-70 Ж по жалобе акционерного общества "КЭНПО-Трейд" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "Можгинское дорожное предприятие" (далее - Заказчик), закупочной комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку концентрата минерального "Галит" марки "А" с антислеживающей добавкой (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 31806783281, далее - Запрос котировок),
на заседании Комиссии 28.08.2018, 31.08.2018:
в присутствии:
представителя Заявителя: <_>. по доверенности б/н от 01.01.2018;
представителей Заказчика: <_>. по доверенности от 26.01.2018 N25-18-д; <_>. по доверенности от 28.08.2018 N81-18-д;
представителей организатора закупки - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики": <_>. по доверенности от 01.02.2018 N3-юр; <_>. по доверенности от 27.08.2018 N8-юр;
представителя участника закупки - общества с ограниченной ответственностью "Байконур": <_>. по доверенности от 24.08.2018 б/н,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 17.08.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, закупочной комиссии при проведении Запроса котировок.
Удмуртское УФАС России, рассмотрев представленную жалобу и документы, в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), признало их достаточными для принятия жалобы к рассмотрению.
По мнению Заявителя, проведение Запроса котировок осуществляется Заказчиком с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках). Также заявитель считает, что закупочная комиссия неправомерно признала заявку АО "КЭНПО-Трейд" на участие в Запросе котировок не соответствующей требованиям документации о закупке.
На заседании Комиссии представитель Заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме. При этом пояснил, что Заказчиком в документации о закупке неправомерно в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлены характеристики и показатели товара, являющегося объектом закупки, которым соответствует товар только одного производителя - ОАО "Беларуськалий", что, по мнению Заявителя, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.
Представители Заказчика, представители ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" с доводами жалобы не согласились, пояснили, что поскольку в настоящее время в Российской Федерации отсутствует документ, принятый в соответствии с законодательством о техническом регулировании, регламентирующий производство концентрата минерального "Галит", предназначенного для применения при изготовлении противогололедных материалов, Заказчиком при описании объекта закупки в части показателей и технических характеристик товара использованы показатели и характеристики, размещенные производителями такого товара в открытом для ознакомления неопределенного круга лиц доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках. Представлены письменные пояснения.
Из представленных письменных пояснений членов закупочной комиссии следует, что поскольку заявка АО "КЭНПО-Трейд" содержала предлагаемый к поставке товар с указанием его характеристик, которые не соответствовали характеристикам товара, установленным в документации о закупке, указанная заявка признана несоответствующей требованиям документации о проведении Запроса котировок.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу Заявителя, документацию о проведении Запроса котировок, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в открытом доступе, установила следующее.
02.08.2018 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок.
14.08.2018 - дата окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок.
14.08.2018 - дата рассмотрения заявок участников закупки.
Начальная (минимальная) цена договора установлена в размере 11 798 080,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок от 14.08.2018 N344213 для участия в Запросе котировок были поданы 3 заявки. Заявка участника закупки, которой присвоен порядковый номер 2, признана закупочной комиссией соответствующей требованиям документации о закупке. Заявки участников Запроса котировок, которым присвоены порядковые номера 3 и 1 (соответствуют заявкам ООО "Байконур" и АО "КЭНПО-Трейд") признаны закупочной комиссией не соответствующими требованиям документации о закупке.
На момент рассмотрения жалобы договор не заключен.
1. Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы Заявителя о неправомерном признании закупочной комиссией заявки АО "КЭНПО-Трейд" на участие в закупке не соответствующей требованиям документации о Запросе котировок, считает его необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
- порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 8 информационной карты документации о проведении Запроса котировок закупочная комиссия отклоняет заявку участника закупки, в том числе, в случае несоответствия заявки на участие в запросе котировок требованиям закупочной документации, в том числе наличие в такой заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы продукции, а также несоответствие формы, оформления, содержания заявки.
В соответствии с приложением N1 "Техническое задание" документации о проведении Запроса котировок Заказчиком установлены следующие характеристики и показатели товара, являющегося объектом закупки:
Наименование Количество Единица измерения Дополнительное описание
Концентрат минеральный "Галит" марка "А" с антислёживающей добавкой 3 206 т Показатели качества:
Концентрат минеральный "Галит" марка "А", обработан техническим ЖКС
Массовая доля хлористого натрия,%,не менее 98,00.
Массовая доля кальций-иона, %,не более 0,20.
Массовая доля магний-иона, %,не более 0,10.
Массовая доля сульфат-иона, %,не более 0,40.
Массовая доля калий-иона, %,не более 0,40.
Массовая доля нерастворимого в воде остатка, %, не более 1,0.
Массовая доля воды, %,не более 0,70.
Массовая доля калия железистосинеродистого (ЖКС), г/т, не менее 120.
Как следует из заявки АО "КЭНПО-Трейд" на участие в Запросе котировок, указанным участником закупки предложен к поставке товар - концентрат минеральный "Галит", производства ПАО "Уралкалий", со следующими характеристиками и показателями:
"Массовая доля хлористого натрия, %, не менее 97,00.
Массовая доля кальций-иона, %, не более 0,60.
Массовая доля магний-иона, %, не более 0,10.
Массовая доля сульфат-иона, %, не более -.
Массовая доля калий-иона, %,не более 0,40.
Массовая доля нерастворимого в воде остатка, %, не более 1,0.
Массовая доля воды, %, не более 0,70.
Массовая доля калия железистосинеродистого (ЖКС), г/т, не менее 120".
Таким образом, заявка АО "КЭНПО-Тейд" на участие в Запросе котировок содержала предложение к поставке товара с характеристиками, не соответствующие значениям, установленным в документации о закупке в части массовых долей хлористого натрия, кальций-иона и сульфат-иона.
При таких обстоятельствах Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о правомерном признании заявки АО "КЭНПО-Трейд" на участие в закупке не соответствующей требованиям документации о Запросе котировок, поскольку указанные в заявке характеристики предложенного данным участником закупки товара не соответствовали установленным в документации о Запросе котировок требованиям.
2. Рассмотрев довод жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Удмуртского УФАС России признает его обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Из представленных Заказчиком письменных пояснений следует, что при описании объекта закупки Заказчик требованиями документов, применяемых в системе стандартизации не руководствовался ввиду отсутствия соответствующих стандартов, применяемых на территории Российской Федерации, на производство концентрата минерального "Галит". Вместе с тем Заказчиком указано, что при описании объекта закупки Заказчик руководствовался письмом Федерального дорожного агентства от 08.09.2006 N01-28/6301 "О временных требованиях к противогололедным материалам", в соответствии с которым массовая доля хлористого натрия в противогололедном смеси должна составлять не менее 93 процентов.
Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает, что указанное письмо Федерального дорожного агентства не содержит требования о процентном содержании в противогололедных материалах иных химических веществ, помимо хлористого натрия.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.08.2016 N1003-ст в качестве национального стандарта Российской Федерации с 08.09.2016 введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 33387-2015 "Противогололедные материалы. Технические требования".
ГОСТ 33387-2015 устанавливает нормы показателей качества комбинированных противогололедных материалов, в частности, содержание массовой доли компонентов химической части: 5-95 процентов.
При этом указанный ГОСТ не устанавливает требования о процентном содержании в противогололедных материалах каких-либо химических веществ, в том числе, хлористого натрия, кальций-иона, сульфат-иона и иных.
Рассмотрев представленные Заказчиком документы и письменные пояснения, информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах производителей товара - концентрата минерального "Галит", а именно: ОАО "Тыретский солерудник", АО "Аралтуз"; ПАО "Уралкалий"; ОАО "Беларуськалий"; ООО "Русьсоль", Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что установленные в документации о проведении Запроса котировок характеристики закупаемого товара полностью соответствуют ТУ РБ 600122610.016-2002, в соответствии с которым осуществляет производство указанного товара производитель - ОАО "Беларуськалий".
В связи с отсутствием технического регламента, определяющего характеристики концентрата минерального "Галит", производители такого товара осуществляют его производство в соответствии с разработанными самостоятельно техническими условиями, при этом единой маркировки такого товара в зависимости от технических условий его производства не имеется.
Из содержания извещения и документации о проведении Запроса котировок следует, что объектом закупки является концентрат минеральный "Галит" марки "А". При этом Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает, что установленным Заказчиком в документации о закупке характеристикам соответствует товар производителя ООО "Руссоль", отнесенный указанным производителем к типу "С". Указанное обстоятельство, с учетом отсутствия единой маркировки такого товара, свидетельствует о том, что участникам закупки не представляется возможным предложить к поставке товар иного производителя, чем ОАО "Беларуськалий", с соответствующими документации о закупке техническими характеристиками и показателями ввиду его несоответствия по маркировке.
Также Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает, что из представленных Заказчиком письменных пояснений следует, что для Заказчика из всех показателей закупаемого товара значение имеет лишь содержание в нем хлористого натрия. При этом содержание иных химических веществ в таком товаре на его функциональное значение не влияет. Указанное обстоятельство Заказчиком не оспаривается, доказательств обратного Комиссии не представлено.
Заказчиком не представлены доказательства наличия у него объективной потребности в товаре, соответствующем всем характеристикам, установленным в документации о Запросе котировок.
В соответствии с пунктом 4.1 информационной карты документации о проведении Запроса предложений заявка на участие в закупке должна содержать:
- согласие потенциального участника закупки на поставку товара на условиях, предусмотренных закупочной документацией;
- ценовое предложение, которое подается по форме (Приложение N2 к документации о закупке). Данная форма является обязательной, не соблюдение которой влечет отказ в принятии к рассмотрению предложения (заявки) участника закупки;
- документ подтверждающий обеспечение заявки в связи с подачей ценового предложения: банковская гарантия или платежное поручение;
- доверенность на подписание ценового предложения (в случае, если ценовое предложение подписывается представителем).
Участник закупки в ценовом предложении должен указать наименование страны происхождения поставляемого товара, работ, услуг. Участник закупки несет ответственность за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товаров, работ, услуг, указанных в ценовом предложении.
Отсутствие в заявке указания страны происхождения поставляемого товара, работ, услуг не является основанием для отклонения и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров, работ, услуг.
Таким образом, из условий документации о закупке следует, что у участника закупки отсутствует необходимость предоставления в составе заявки показателей закупаемого Заказчиком товара, установленных в техническом задании документации о проведении Запроса котировок.
Комиссия Удмуртского УФАС России обращает внимание на то, что участником закупки - ООО "Байконур" в заявке на участие в Запросе котировок предложен к поставке товар концентрат минеральный "Галит" марки "А" с указанием ссылки на ТУ 2111-044-00203944-2011 без указания конкретных характеристик предложенного к поставке товара.
Указанным ТУ 2111-044-00203944-2011 руководствуется производитель концентрата минерального "Галит" ПАО "Уралкалий".
Вместе с тем, заявка ООО "Байконур" признана закупочной комиссией не соответствующей требованиям документации о закупке по основаниям предложения к поставке товара, не соответствующего техническому заданию документации о Запросе котировок.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках в части не соблюдения при осуществлении закупки принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и обоснованности указанного довода жалобы.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В связи с установлением в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать закупочной комиссии Заказчика предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, Заказчику - предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупках путем внесения изменений в документацию о проведении Запроса котировок.
Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу акционерного общества "КЭНПО-Трейд" на действия заказчика - АО "Можгинское дорожное предприятие" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку концентрата минерального "Галит" марки "А" с антислеживающей добавкой (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 31806783281), обоснованной.
2. Признать заказчика - АО "Можгинское дорожное предприятие" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку концентрата минерального "Галит" марки "А" с антислеживающей добавкой (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 31806783281) нарушившим пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать закупочной комиссии организатора закупки - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку концентрата минерального "Галит" марки "А" с антислеживающей добавкой (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 31806783281), заказчика - АО "Можгинское дорожное предприятие" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупках путем внесения изменений в документацию о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку концентрата минерального "Галит" марки "А" с антислеживающей добавкой (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 31806783281).
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 10 сентября 2018 г. N АА08-12/2018-70
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.09.2018