Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2018 года г. Тверь
Решение изготовлено в полном объеме 07 сентября 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
- Соловьев В.Д., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 04-6/2-25-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в выпуске газеты "Авангард" рекламы финансовых услуг с нарушением требований рекламного законодательства,
в отсутствие представителей Автономной некоммерческой организации "Редакция газеты "Авангард" (далее - АНО "Редакция газеты "Авангард"), а также представителей Индивидуального предпринимателя К.далее - ИП К.), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении АНО "Редакция газеты "Авангард" и ИП К. по признакам нарушения частей 1 и 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ"О рекламе" (далее - Закон о рекламе) по факту размещения в выпуске газеты "Авангард" от 29.09.2017 N 38 (10336) информации следующего содержания: "Деньги взаймы. Т. 8920<***>".
Пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Размещенная в газете информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - финансовым услугам, то есть является рекламой по представлению денежных средств (займов).
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено понятие финансовой услуги, согласно которому финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги.
Специальные требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридических лиц - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Согласно части 13 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском кредите) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах", "О кредитной кооперации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон о микрофинансовой деятельности) микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Законом о микрофинансовой деятельности. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона о микрофинансовой деятельности под микрофинансовой деятельностью понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 Закона о микрофинансовой деятельности, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).
Отделение по Тверской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу письмом от 05.07.2018 N Т128-20-1-17/7095 сообщило, что ИП К. не осуществляет деятельность по предоставлению потребительских займов, в связи с чем размещенная реклама содержит признаки нарушения части 13 статьи 28 Закона о рекламе.
Газета "Авангард", в которой размещена вышеуказанная реклама, зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области, что подтверждено свидетельством о регистрации средства массовой информации от 29.06.2010 ПИ N ТУ69-00139 (далее - свидетельство о СМИ).
Согласно свидетельству о СМИ периодическое печатное издание "Авангард" зарегистрировано как общественно-политическая газета; размещение объема рекламы составляет не более 40 %; территорией распространения газеты является - Западнодвинский район Тверской области.
Согласно пункту 2.2 Устава АНО "Редакция газеты "Авангард" предметом деятельности АНО "Редакция газеты "Авангард" является издание, производство, выпуск и распространение общественно-политической газеты "Авангард".
Согласно позиции АНО "Редакция газеты "Авангард", изложенной в письме от 07.06.2018 N 185, услуга по размещению вышеуказанной рекламы осуществлялась на основании заявления К. от 12.09.2018. Макет рекламы определил рекламодатель, документы, разрешающие ведение деятельности по предоставлению займов в редакцию газеты рекламодатель не представлял. Оплата услуг по размещению вышеуказанной рекламы в газете "Авангард" от 29.09.2017 N 38 (10336) подтверждена приходным кассовым ордером от 12.09.2017 N 22.
Согласно информации ПАО "МегаФон" (ответ от 02.07.2018 N 5/1-18-06-исх-87) телефонный номер +7920<***>, указанный в рекламе, как контактный, выделен К. (договор оказания услуг связи от 18.03.2014 N 258085-36-Т).
Согласно сведениям, размещенным на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, К. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20.11.2009, основным видом деятельности ИП К. является розничная торговля одеждой в специализированных магазинах (код ОКВЭД - 47.71)
Размещенная в выпуске газеты "Авангард" информация является рекламой финансовых услуг и финансовой деятельности, поскольку привлекает внимание неопределенного круга лиц к услугам по предоставлению займов.
При этом в рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги или осуществляющего данную деятельность, что является нарушением части 1 статьи 28 Закона о рекламе, а реклама размещена лицом, полномочия которого по предоставлению потребительских займов не подтверждены, что нарушает требования части 13 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 1 и 13 статьи 28 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; а рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случае рекламодателем является ИП К., а рекламораспространителем является АНО "Редакция газеты "Авангард".
Действия АНО "Редакция газеты "Авангард" и ИП К., выразившиеся в размещении вышеуказанной рекламы в выпуске газеты "Авангард" от 29.09.2017 N 38 (10336), совершены с нарушением частей 1 и 13 статьи 28 Закона о рекламе.
АНО "Редакция газеты "Авангард" сообщило, что указанная реклама размещалась в период с 10.02.2017 по 29.12.2017 (в 32 выпусках). Кроме того, номер телефона +7920<***>, указанный в рекламе в качестве контактного, заблокирован.
Комиссия пришла к выводу об отсутствии основания для выдачи предписания АНО "Редакция газеты "Авангард" и ИП К. об устранении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Деньги взаймы. Т. 8920<***>", размещенную в общественно-политической газете Западнодвинского района Тверской области "Авангард" (от 29.09.2017 N 38 (10336)), поскольку при ее размещении нарушены требования частей 1 и 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; признать действия АНО "Редакция газеты "Авангард" (172610, Тверская область, г. Западная Двина, ИНН - 6922003665) и Индивидуального предпринимателя К (170006, г. Тверь) нарушающими требования частей 1 и 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе АНО "Редакция газеты "Авангард" и ИП К. не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения до принятия решения по настоящему делу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, В.Д.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 3 сентября 2018 г. N 04-6/2-25-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.09.2018