Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Авто-Газ-Сервис" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района при проведении электронного аукциона: "Благоустройство общественной территории в ст-це Вознесенской Лабиского района Краснодарского края по ул. Мира 35/1 (первый этап)" (извещение N 0118300006318000014) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует неправомерный, по его мнению, отказ в допуске к участию в электронном аукционе. Считает, что поданная заявка соответствует положениям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Вознесенского сельского поселения Лабинского района проводился электронный аукцион: "Благоустройство общественной территории в ст-це Вознесенской Лабиского района Краснодарского края по ул. Мира 35/1 (первый этап)" (извещение N 0118300006318000014).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 548 400,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.08.2018 г N0118300006318000014-1 ООО "Авто-Газ-Сервис" отказано в допуске на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, а именно: В позиции N3 "Бетон тяжелый" установлено требование: "Наибольшая крупность зерен заполнителя от 10 мм. Требуется соответствие ГОСТ 26633-2015". Участником указано: "Наибольшая крупность зерен заполнителя 15 мм. Соответствует ГОСТ 26633-2015". Согласно ГОСТ 26633-2015 Наибольшая крупность зерен заполнителя 15 мм отсутствует. Участником предоставлены недостоверные сведения. Отказано в допуске по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, или несоответствие требованиям аукционной документации, а именно: - В позиции N13 "Портландцемент" установлено требование: "Цемент требуется ПЦ-Д0/ЦЕМ I. Требуется соответствие ГОСТ 30515-2013, ГОСТ 10178-85; ГОСТ 31108-2016". Участником указано: "Цемент ЦЕМ-I. Соответствует ГОСТ 30515-2013, ГОСТ 10178-85; ГОСТ 31108-2016". Согласно инструкции: "В случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований (значений) или характеристик товара, участник обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику. Такие характеристики сопровождаются союзом "или" или символом "\" или ";"". Таким образом участник, осуществив выбор между цементами ПЦ-Д0 и ЦЕМ I не осуществил выбор между ГОСТ 10178-85 и ГОСТ 31108-2016, которые регламентируют данные цементы..
В соответствии с п.2) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
По п.3 "Бетон тяжелый", п.13 "Портландцемент" раздела "Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ" установлено:
- Бетон тяжелый. Требуется искусственный камневидный строительный материал, получаемый в результате формования и твердения рационально подобранной и уплотненной бетонной смеси. Класс прочности на сжатие: В15. Бетонные смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ 7473-2010. В качестве вяжущих материалов требуется сульфатостойкий портландцемент с минеральными добавками или без минеральных добавок, согласно ГОСТ 22266-2013. В качестве мелкого заполнителя требуется природный песок; песок из отсевов дробления. В качестве крупного заполнителя требуется щебень из плотных горных пород; щебень из отсевов дробления плотных горных пород, согласно ГОСТ 8267-93. Наибольшая крупность зерен заполнителя от 10 мм. В составе бетона добавки: стабилизирующей / пластифицирующей, согласно ГОСТ 24211-2008. Марка по морозостойкости по первому базовому методу: выше F1100. Требуется соответствие ГОСТ 26633-2015.
- Портландцемент. Требуются общестроительные цементы на основе портландцементного клинкера. По вещественному составу цемент требуется типа - портландцемент. Цемент требуется ПЦ-Д0/ЦЕМ I. По вещественному составу цемент на основе портландцементного клинкера типа I. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф в цементе не более: 370 Бк/кг. По скорости твердения общестроительные цементы подкласса прочности нормальнотвердеющие или быстротвердеющие. Начало схватывания цемента должно наступать не ранее 45 мин. Требуется соответствие ГОСТ 30515-2013, ГОСТ 10178-85; ГОСТ 31108-2016.
Участником закупки по п.3 "Бетон тяжелый", п.13 "Портландцемент" указано:
- по п. Бетон тяжелый: Наибольшая крупность зерен заполнителя 20 мм.
- по п. Портландцемент: Цемент ЦЕМ I. Соответствует ГОСТ 30515-2013, ГОСТ 31108-2016. Товарный знак НОВОРОСЦЕМЕНТ.
В соответствии с пояснениями заказчика при формировании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.08.2018 г N0118300006318000014-1 была допущена техническая ошибка, а именно, при указании причин отказа в допуске по заявке участника N102 указаны основания для отказа в допуске по заявке 138, и соответственно при указании причин отказа в допуске по заявке участника N138 указаны основания для отказа в допуске по заявке N102.
Таким образом, отклонение заявки ООО "Авто-Газ-Сервис" по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.08.2018 г N0118300006318000014-1 противоречит положениям Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
По п.4 "Бетон тяжелый" раздела "Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ" установлено:
- Бетон тяжелый. Требуется бетон для покрытий и оснований автомобильных дорог. Требуется искусственный камневидный строительный материал, получаемый в результате формования и твердения рационально подобранной и уплотненной бетонной смеси. Класс прочности на сжатие: требуется В15. Бетонные смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ 7473-2010. В качестве вяжущих материалов требуется сульфатостойкий портландцемент с минеральными добавками или без минеральных добавок, согласно ГОСТ 22266-2013. В качестве мелкого заполнителя требуется природный песок; песок из отсевов дробления. В качестве крупного заполнителя должен быть щебень из плотных горных пород изверженных; осадочных, согласно ГОСТ 8267-93. Наибольшая крупность зерен заполнителя от 20 мм. Группа песка в составе бетона очень крупный или повышенной крупности. В составе бетона добавки: водоредуцирующие / пластифицирующие / воздухововлекающие (газообразующие), согласно ГОСТ 24211-2008. Марка по морозостойкости по второму базовому методу: не выше F2400. Требуется соответствие ГОСТ 26633-2015.
В соответствии с п.4.4.3 ГОСТ 26633-2015 бетонные смеси для бетонов марки по морозостойкости ( ) и выше следует изготовлять с применением воздухововлекающих (газообразующих) добавок. Содержание вовлеченного воздуха в бетонной смеси должно быть не менее 4%.
В ГОСТ 26633-2015 не указано, что при применении воздухововлекающих (газообразующих) добавок невозможно применение пластифицирующих добавок.
Вместе с тем, участник закупки был отклонен по следующим основаниям: "В составе бетона добавки: пластифицирующие, согласно ГОСТ 24211-2008. Марка по морозостойкости по второму базовому методу: F2200. Соответствует ГОСТ 26633-2015". Согласно ГОСТ 26633-2015 п.4.4.3 бетонные смеси для бетонов марки по морозостойкости F1200 (F2200) и выше следует изготовлять с применением воздухововлекающих (газообразующих) добавок. Содержание вовлеченного воздуха в бетонной смеси должно быть не менее 4%. Участником предоставлены недостоверные сведения.
Таким образом, некорректное описание объекта закупки повлекло необоснованное отклонение заявки участника.
По п.5 "Гвозди" раздела "Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ" установлено:
- Гвозди. Требуются строительные гвозди с плоской головкой или конической головкой. Гвозди круглого сечения требуются из низкоуглеродистой стальной термически необработанной проволоки без покрытия по ГОСТ 3282-74 или из проволоки по нормативно-технической документации (НТД). Условный диаметр стержня, d, мм, 2; 1,6; 1,8; 2,5. Торцовая поверхность головки строительных гвоздей рекомендуется рифленая. Длина гвоздя, l, мм: 25_60. Предельные отклонения на длину гвоздей должны быть равны _d, согласно ГОСТ 283-75. Заостренная часть гвоздя имеет круглое или квадратное сечение. Требуется соответствие ГОСТ 4028-63.
Согласно ГОСТ 4028-63 конструкция и размеры строительных гвоздей с плоской головкой должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1.
Диаметр стержня |
Длина гвоздя |
0,8 |
8 |
|
12 |
1,0 |
16 |
1,2 |
16 |
|
20 |
|
25 |
1,4 |
25 |
|
32 |
|
40 |
1,6 |
25 |
|
40 |
|
50 |
Конструкция и размеры гвоздей с конической головкой должны соответствовать указанным на черт.2-4 и в табл.2.
Таблица 2
мм
|
|
|
|
Условный диаметр стержня d |
Длина гвоздя l |
Размер a |
Наименьший диаметр головки D |
1,8 |
32 |
- |
3,5 |
|
40 |
|
|
|
50 |
|
|
|
60 |
|
|
2,0 |
40 |
1,75 |
4,0 |
|
50 |
|
|
2,5 |
50 |
2,20 |
5,0 |
|
60 |
|
|
3,0 |
70 |
2,65 |
6,0 |
|
80 |
|
|
3,5 |
90 |
3,10 |
7,0 |
4,0 |
100 |
3,55 |
7,5 |
|
120 |
|
|
5,0 |
120 |
4,45 |
9,0 |
|
150 |
|
|
6,0 |
150 |
5,30 |
11,0 |
|
200 |
|
|
8,0 |
250 |
7,13 |
14,0 |
Таким образом, требования, установленные заказчиком, вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать значения характеристик, противоречащие ГОСТ (для диаметра стержня 1,6 мм не применяется длина гвоздя 32 мм и 60 мм, для диаметра стержня 1,8 мм не применяется длина гвоздя 25 мм, для диаметра стержня 2,0 мм не применяется длина гвоздя 25 мм, 32 мм и 60 мм, для диаметра стержня 2,5 мм не применяется длина гвоздя 25 мм, 32 мм и 40 мм), что повлекло отклонение заявок участников.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авто-Газ-Сервис" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района нарушение ч.4, ч.5 ст.67, п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что заказчику - администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе от 31.08.2018 г. N563 по делу ЭА-1554/2018 повторно предписание не выдавать.
4. Повторно материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 сентября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.09.2018