Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай, рассмотрев постановление прокуратуры Усть-Коксинского района от 29.08.2018 г. и материалы дела N53/з об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица заказчика БУЗ РА "Усть-Коксинская районная больница"
УСТАНОВИЛ:
Дело рассматривается в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, строение 2) в присутствии защитника по доверенности с участием прокуратуры г. Горно-Алтайска.
Прокуратурой Усть-Коксинского района в ходе проведения проверки в действиях заказчика БУЗ РА "Усть-Коксинская районная больница" установлены нарушения требований ст. 8, ч. 5 ст. 24, п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при заключении договоров с единственным поставщиком.
Нарушения законодательства о контрактной системе выразились в следующем:
Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запросы котировок, запросы предложений. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями данной главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
В нарушение данной нормы закона 22.05.2018 г. без проведения конкурентных процедур БУЗ РА "Усть-Коксинская районная больница" заключен договор N32 на поставку угля с ООО "Лари-ТЕМ" на общую сумму 154 865 рублей, т.е. на сумму, превышающую сто тысяч рублей.
Согласно информации от 29.08.2018 г. исх. N506, представленной БУЗ РА "Усть-Коксинская районная больница" в адрес прокуратуры Усть-Коксинского района, совокупный годовой объем закупок учреждения на 2018 г. составляет 48 922 306,36 рублей (сорок восемь миллионов девятьсот двадцать две тысячи триста шесть рублей 36 копеек).
Таким образом, пять процентов совокупного годового объема закупок составляет 2 446 115,32 рублей (два миллиона четыреста сорок шесть тысяч сто пятнадцать рублей 32 копейки).
Прокуратурой Усть-Коксинского района в ходе проверки получен перечень договоров, заключенных учреждением по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, т.е. с единственным поставщиком.
Согласно данному перечню, при заключении договора N26171 от 28.04.2018 г. с ООО "Прагмафарм" БУЗ РА "Усть-Коксинская районная больница" превысило порог, установленный в п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, т.е. пять процентов совокупного объема закупок заказчика. Сумма всех заключенных договоров с учетом данной закупки на 28.04.2018 г. составила 2 492 649,98 рублей (два миллиона четыреста девяносто две тысячи шестьсот сорок девять рублей 98 копеек).
Вместе с тем, БУЗ РА "Усть-Коксинская районная больница" продолжило заключение договоров с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Общая сумма договоров, заключенных на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе по состоянию на 28.08.2018 г. составила 7 532 123,02 рубля (указана в перечне закупок, который приложен прокуратурой Усть-Коксинского района в материалы дела).
Прокуратурой Усть-Коксинского района в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.08.2018 г. допущены незначительные опечатки при указании времени совершенного правонарушения в виду того, что даты договоров указаны неправильно (часть договоров имеется в материалах дела). Данные опечатки устранены должностным лицом УФАС по РА в ходе рассмотрения данного дела. Данные опечатки не исключают состав административного правонарушения.
За данные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена ответственность по части 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) - принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Согласно приказу Минздрава Республики Алтай от 30.11.2017 г. N117-к главным врачом БУЗ РА "Усть-Коксинская районная больница" назначен _
Договоры, заключенные после 28.04.2018 г., от имени БУЗ РА "Усть-Коксинская районная больница" подписаны _.
Договор N32 от 22.05.2018 г. на поставку угля с ООО "Лари-ТЕМ" на общую сумму 154 865 рублей от имени БУЗ РА "Усть-Коксинская районная больница" подписан _..
Таким образом, в действиях должностного лица заказчика БУЗ РА "Усть-Коксинская районная больница" содержится состав нарушения ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ.
Время совершения административного правонарушения: 28.04.2018 г. (дата, после которой заключены договоры с единственным поставщиком сверх предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе лимитов) и 22.05.2018 г. (дата заключения договора на сумму, превышающую сто тысяч рублей).
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела N53/з.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
Письменных пояснений по факту нарушения на период совершения правонарушения не представлено.
Представитель по доверенности устно пояснила, что данные нарушения вызваны наличием кредиторской задолженности, и необходимостью бесперебойной работы учреждения в части закупки лекарственных средств и препаратов.
Данные пояснения должностное лицо Управления считает необоснованными, т.к. заключение прямых договоров также приводит в образованию бюджетного обязательства у заказчика по оплате полученных товаров и услуг.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Действия должностного лица заказчика, БУЗ РА "Усть-Коксинская районная больница", повлекли за собой необоснованное сокращение числа участников закупки и нарушение установленного государством порядка осуществления закупок. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей. В связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ, не выявлено.
Руководствуясь статьями 2.4; 7.29; 23.66; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лица заказчика, БУЗ РА "Усть-Коксинская районная больница" виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований ст. 8, ч. 5 ст. 24, п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (заключение на 28.04.2018 г. договоров с единственным поставщиком на сумму 2 492 649,98 руб. (т.е. более двух миллионов рублей и более 5% совокупного годового объема закупок заказчика) и заключение 22.05.2018 г. договора на поставку угля N32 на сумму, превышающую сто тысяч рублей), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", приказу ФАС России от 21.11.2016 г. N 1642/16 "О наделении и порядке осуществления территориальными органами ФАС России полномочий главного администратора доходов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов" штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам:
ОКТМО 84640000;
ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай);
банк получателя: Отделение - НБ Республики Алтай г. Горно-Алтайск;
р/с 40101810500000010000;
БИК 048405001;
л/с 04771212170;
код платежа: 161 116 33020 02 6000 140;
Вид платежа: "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд субъектов Российской Федерации".
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (38822) 5-11-56.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Усть-Коксинский районный суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Расписка в получении постановления (дата выдачи)
Копию постановления N_____ от ________ получил _________________
___________________________________________________________________
Отметка о вступлении в законную силу постановления
Постановление N____ от________ вступило в законную силу_____________
подпись___________________________________________________________
Отметка об исполнении (неисполнении) постановления
Постановление N____ от __________ _________________________________
(исполнено, исполнено частично, не исполнено)
Подпись____________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 20 сентября 2018 г. N 53/з
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.09.2018