Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Петров Д.А - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- организатора торгов - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области - _. (доверенность N _ от _) и _ (доверенность N _от _), также являющихся членами аукционной комиссии организатора торгов;
- подателя жалобы - Индивидуального предпринимателя Саковникова Сергея Алексеевича и _ (нотариальная доверенность N _ от _.);
- участника аукциона - Общества с ограниченной ответственностью "ОСиС" (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 25, оф. 42; далее - ООО "ОСиС") - генерального директора _., _ (доверенность N _ от _) и _ (доверенность N _ от _);
- участника аукциона (победителя) - Общества с ограниченной ответственностью "ОборонСтрой" (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 25, оф. 42; далее - ООО "ОборонСтрой") - генерального директора _.,
рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Саковникова Сергея Алексеевича (175400, Новгородская область, г. Валдай, ул. Гагарина, д. 11, кв. 10; далее - ИП Саковников С.А.) на действия аукционной комиссии организатора торгов - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (173002, Новгородская область, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 13 "а"; далее - Министерство) при проведении открытого аукциона на право пользования участками недр местного значения на территории области с целью геологического изучения (поиски и оценка), разведки и добычи валунно-гравийно-песчаного материала на участке недр "Добывалово-Восточный", расположенном в Валдайском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 110718/0874464/04 о проведении которого было размещено на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) 11.07.2018,
УСТАНОВИЛА:
28.08.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ИП Саковникова С.А. на действия аукционной комиссии организатора торгов - Министерства при проведении открытого аукциона на право пользования участками недр местного значения на территории области с целью геологического изучения (поиски и оценка), разведки и добычи валунно-гравийно-песчаного материала на участке недр "Добывалово-Восточный", расположенном в Валдайском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 110718/0874464/04 о проведении которого было размещено на официальном сайте 11.07.2018 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
В соответствии с Протоколом N 1 заседания аукционной комиссии по проведению открытого аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи валунно-гравийно-песчаного материала на участке недр "Добывалово-Восточный", расположенном в Валдайском муниципальном районе Новгородс-кой области от 14.08.2018 (далее - Протокол N 1) на участие в данном аукционе было подано 4 заявки: ИП Саковникова С.А., Общества с ограниченной ответственностью "Предприятие коммунального хозяйства" (175400, Новгородская область, г. Валдай, пр. Васильева, д. 74А; далее - ООО "Предприятие коммунального хозяйства"), Общества с ограниченной ответственностью "ОборонСтрой" (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 25 офис N 42; далее - ООО "ОборонСтрой"), Общества с ограниченной ответственностью "ОСиС" (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 25 офис N 42; далее - ООО "ОСиС").
Как следует из Протокола N 2 заседания аукционной комиссии по проведению открытого аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи валунно-гравийно-песчаного материала на участке недр "Добывалово-Восточный", расположенном в Валдайском муниципальном районе Новгородс-кой области от 21.08.2018 (далее - Протокол N 2) аукционная комиссия организатора торгов - Министерства приняла решение допустить к участию в аукционе всех лиц, подавших заявки на участие в нем.
При этом, один из членов аукционной комиссии - главный специалист отдела правового регулирования Администрации Валдайского района _ в Протоколе N 2 выразила особое мнение, а именно: не принять заявки ООО "ОборонСтрой" и ООО "ОСиС", так как заявителями не предоставлены доказательства того, что они обладают квалифицированными специалистами в связи с отсутствием водителей, которые имеют квалификацию для управления арендуемыми транспортными средствами.
По мнению подателя Жалобы, с учетом особого мнения одного из членов аукционной комиссии, допуск ООО "ОборонСтрой" и ООО "ОСиС" к участию в аукционе является необоснованным, поскольку данными лицами не представлены сведения о кадровом составе заявителей или их подрядчиков, квалифицированных специалистах, которые будут управлять арендуемой техникой.
Также, в Жалобе ИП Саковников С.А. указывает, что ООО "ОборонСтрой" и ООО "ОСиС" являются аффилированными лицами (ООО "ОСиС" является учредителем ООО "ОборонСтрой" и владеет 60% в доле уставного капитала ООО "ОСиС").
Со стороны ООО "ОСиС" в отношении ИП Саковникова С.А. на протяжении трех лет допускается злоупотребление правами с целью недопуска ИП Саковникова С.А. к пользованию недрами на участке недр "Добывалово-Восточный".
Ранее, Департаментом природных ресурсов и экологии Новгородской области проводились аукционы на право пользования недрами на вышеуказанном участке.
Оба раза победителем данных аукционов признавалось ООО "ОСиС", которому выдавалась лицензия на пользования недрами (лицензия НВГ 53428 ТР от 13.01.2016 и НВГ 53669 ТР от 16.10.2017).
Однако, в каждом случае, ООО "ОСиС" уклонялось от оплаты разового платежа за пользование недрами, в связи с чем, Департаментом природных ресурсов и экологии Новгородской области принимались решения о прекращении прав пользования ООО "ОСиС" недрами (приказ Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области N 574 от 20.06.2016 и приказ Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области N 1027 от 24.11.2017).
По мнению ИП Саковникова С.А., ООО "ОСиС" и ООО "ОборонСтрой" являются недобросовестными участниками аукциона, злоупотребляют своими правами и нарушают права и законные интересы ИП Саковникова С.А.
На основании вышеизложенного, ИП Саковников С.А. просит признать Протокол N 2 незаконным в части решения аукционной комиссии организатора торгов - Министерства о допуске к участию в аукционе ООО "ОборонСтрой" и ООО "ОСиС".
На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы ИП Саковников С.А. и его представитель поддержали доводы, изложенные в Жалобе, в полном объеме, а также устно отметили, что в число арендуемой ООО "ОСиС" и ООО "ОборонСтрой" техники входят экскаваторы. Водители экскаваторов будут непосредственно осуществлять работы, связанные с планируемым пользованием участком недр, в связи с чем, ООО "ОСиС" и ООО "ОборонСтрой" должны были представить в составе своих заявок на участие в аукционе штатное расписание и копии документов на водителей экскаваторов их подрядчика.
Организатор торгов - Министерство считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 5904 от 04.09.2018 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.
21.08.2018 аукционной комиссией организатора торгов - Министерства большинством голосов было принято решение, оформленное Протоколом N 2, о допуске к участию в аукционе всех 4 заявителей, в том числе ООО "ОборонСтрой" и ООО "ОСиС".
Один из членов аукционной комиссии - представитель Администрации Валдайского района Новгородской области _ - выразила особое мнение об отказе в допуске к участию в аукционе ООО "ОборонСтрой" и ООО "ОСиС", поскольку, по ее мнению, данные лица не представили доказательства того, что они обладают квалифицированными специалистами, а именно: отсутствуют водители, которые имеют квалификацию для управления арендуемыми данными юридическими лицами транспортными средствами.
В Жалобе ИП Саковников С.А. поддерживает позицию _
Вместе с тем, ООО "ОборонСтрой" и ООО "ОСиС" в составе заявок на участие в рассматриваемом аукционе были представлены копии штатного расписания как данных юридических лиц, так и их субподрядчика - Акционерного общества "Институт Новгородинжпроект", а также копии дипломов квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы, связанные с планируемым пользованием участком недр.
По мнению Министерства, квалифицированными специалистами, которые будут непосредственно осуществлять работы на участке недр, являются геологи, инженеры, маркшейдеры, а не водители.
Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений при подаче заявок на участие в аукционе от юридического лица, владеющего долей уставного капитала другого заявителя - юридического лица.
Кроме того, Министерство отмечает, что в случае неиспользования победителем аукциона обязательства по уплате разового платежа за пользованием участком недр, другой участник, сделавший предпоследнее предложение о размере разового платежа, вправе претендовать на предоставление права пользования данным участком недр.
На рассмотрении Жалобы представители Министерства поддержали доводы возражений на нее в полном объеме.
Участник аукциона - ООО "ОСиС" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражения на Жалобу (вх. N 6260 от 17.09.2018 Новгородского УФАС России), а также устных пояснениях представителей ООО "ОСиС", представленных на рассмотрении Жалобы.
В заявке ООО "ОСиС" приложены копия штатного расписания подрядной организации, копии дипломов квалифицированных специалистов, непосредственно осуществляющих работы по освоению недр (геологи, топографы, маркшейдеры и т.д.), и документы с перечнем технических средств (копия договора оказания услуг специализированной техникой от 20.07.2018 N 2018-07/1, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью "АвтоСпецТранс" (далее - ООО "АвтоСпецТранс")), а также копии технических паспортов на данные технические средства.
Пунктом 3.3.2 вышеуказанного договора предусмотрено, что Исполнитель (ООО "АвтоСпецТранс") обязуется своевременно подавать в пункт, указанный Заказчиком (ООО "ОСиС") исправный подвижной состав в необходимом количестве, в состоянии пригодном для работы, укомплектованный водительским составом, имеющим необходимые документы и находящимся в удовлетворительном физическом состоянии.
У ООО "АвтоСпецТранс" имеется обязанность представить технические средства с водителями и экскаваторщиками, имеющими водительское удостоверение соответствующей категории и свидетельства для экскаваторщиков. Данные категории специалистов не являются квалифицированными, дипломы с высшим образованием для них необязательны.
Предоставление дипломов предусмотрено только в отношении квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы, связанные с планируемым пользованием участком недр, а в отношении технических средств речь идет об оказании услуг.
Участник аукциона - ООО "ОборонСтрой" также считает Жалобу необоснованной, все требуемые документы были представлены в составе заявки данного участника аукциона.
Оценивая доводы Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в антимонопольный орган рассматривает жалобы:
1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:
а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
в) незаконного отказа в приеме документов, заявлений;
г) предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
3) на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее - организация, осуществляющая эксплуатацию сетей), предусмотренные подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящей части, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.
В данном случае на основании пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции ИП Саковниковым С.А. обжалуются действия аукционной комиссии организатора торгов - Министерства, совершенные при осуществлении рассматриваемых торгов.
Доводы Жалобы о возможном нарушении ООО "ОборонСтрой" и ООО "ОСиС" антимонопольного законодательства (злоупотребление своими правами при участии в ранее проводимых аукционах в отношении данного участка недр с целью не допуска ИП Саковникова С.А. к работам на нем) образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы о нарушении законодательства о торгах, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, при рассмотрении в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, ИП Саковников С.А. имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства (в частности, статьи 14.8 Закона о защите конкуренции), которое будет рассмотрено антимонопольным органом в установленные сроки и в установленном порядке.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с частью 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 13.1 Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" (далее - Закона о недрах) принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
Порядок и условия проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Новгородской области утверждены Постановлением Администрации Новгородской области от 19.06.2009 N 201 (далее - Порядок проведения аукционов).
Таким образом, оценивая правомерность действий и соблюдение требований действующего законодательства при проведении Министерством и его аукционной комиссией рассматриваемого аукциона следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства о проведении торгов (статьи 447 - 449 ГК РФ), положениями Закона о недрах, а также Порядка проведения аукционов.
Согласно пункту 4 статьи 10.1 Закона о недрах одним из оснований возникновения права пользования участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.
11.07.2018 организатором торгов - Министерством на официальном сайте было размещено извещение N 110718/0874464/04 о проведении открытого аукциона на право пользования участками недр местного значения на территории области с целью геологического изучения (поиски и оценка), разведки и добычи валунно-гравийно-песчаного материала на участке недр "Добывалово-Восточный", расположенном в Валдайском муниципальном районе Новгородской области.
Документация по проведению рассматриваемого аукциона (далее - Документация) была утверждена приказом Министерства N 868 от 11.07.2018.
Согласно пункту 2.1 Порядка проведения аукционов информация о проведении аукциона, включающая объявление о проведении аукциона и документацию об аукционе, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте Организатора аукциона в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.leskom.nov.ru не позднее чем за 45 календарных дней до дня проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка проведения аукционов объявление о проведении аукциона должно содержать, в частности, порядок подачи заявок на участие в аукционе, место и время их подачи, дату и время начала и окончания подачи заявок на участие в аукционе, место, дату и время проведения аукциона.
Согласно пункту 2.3 Порядка проведения аукционов Документация должна содержать сведения, указанные в объявлении о проведении аукциона.
В пунктах 8, 9 объявления о проведении аукциона, а также пунктах 8, 9 Документации указано, что заявки на участие в аукционе принимаются с 11 июля 2018 года по 13 августа 2018 года по рабочим дням с 9.00 до 17.00 часов, перерыв на обед с 13:00 до 14:00 часов. Аукцион состоится 29 августа 2018 года в 12 часов 00 минут (время московское) по адресу: 173000, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 24, каб. 201, департамент недропользования, геоинформации и обеспечения деятельности министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области.
Согласно пункту 5.1 Порядка проведения аукционов срок рассмотрения заявок не должен превышать 10 календарных дней со дня окончания срока подачи заявок.
Рассмотрение заявок происходило 21.08.2018, в тот же день был составлен Протокол N 2. Все лица, подавшие заявки на участие в рассматриваемом аукционе, были допущены к участию в нем.
В соответствии с Протоколом N 4 заседания аукционной комиссии по проведению открытого аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения (поиски и оценка), разведки и добычи валунно-гравийно-песчаного материала на участке недр "Добывалово-Восточный", расположенном в Валдайском муниципальном районе Новгородс-кой области от 29.08.2018 ООО "ОборонСтрой" было признано победителем рассматриваемого аукциона.
Согласно пункту 4.1 Порядка проведения аукционов для участия в аукционе заявитель подает организатору аукциона заявку на участие в аукционе и прилагаемые к ней документы в запечатанном конверте с указанием наименования заявителя и предмета аукциона, документы об оплате сбора за участие в аукционе и задатка.
В пункте 4.2 Порядка проведения аукционов установлен перечень Документов и сведений, прилагаемых к заявке на участие в аукционе.
В соответствии с подпунктом 4.2.3 пункта 4.2 Порядка проведения аукционов к заявке прилагаются данные о технических и технологических возможностях заявителя, обеспеченности квалифицированными специалистами, а также о специализированных организациях, привлекаемых им в качестве подрядчиков для выполнения работ, связанных с пользованием участком недр:
- справка о применяемых технологиях с их описанием и перечень технических средств, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю либо подрядчику (копии свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоров, актов приема-передачи и др.);
- сведения о кадровом составе заявителя, квалифицированных специалистах, которые будут непосредственно осуществлять работы, связанные с планируемым пользованием участком недр (копия штатного расписания заявителя, копии дипломов квалифицированных специалистов и др.);
- сведения о кадровом составе сторонних организаций, привлекаемых заявителем в качестве подрядчиков для осуществления работ, связанных с планируемым пользованием участком недр, с приложением доказательств наличия у них квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы (копия штатного расписания подрядной организации, копии дипломов квалифицированных специалистов);
- перечень технических средств, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю либо подрядчику (копии паспортов технических средств или иное подтверждение принадлежности заявителю или копии договоров с подрядными организациями или физическими лицами с приложением перечня технических средств и копий паспортов технических средств, иное подтверждение принадлежности подрядчику).
Копии документов представляются заверенными в установленном порядке. Документы, оформленные заявителем, подписываются уполномоченным лицом заявителя, прошиваются и заверяются печатью заявителя (при наличии).
Аналогичное требование к составу заявок на участие в аукционе содержится в пункте 8 Документации.
Согласно пункту 5.2 Порядка проведения аукциона по результатам рассмотрения заявок аукционная комиссия принимает решение о допуске заявителей к участию в аукционе либо об отказе в допуске к участию в аукционе. Решение о допуске заявителей к участию в аукционе либо об отказе в допуске к участию в аукционе оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе, который подписывается всеми присутствующими на рассмотрении заявок членами аукционной комиссии в день окончания срока рассмотрения заявок.
Согласно статье 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;
5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.
В соответствии с пунктом 5.4 Порядка проведения аукциона основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:
- заявка подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным порядку и условиям проведения аукциона;
- заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
- заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
- если в случае предоставления права пользования участком недр данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Аналогичные основания отказа в допуске к участию в аукционе установлены в пункте 8 Документации.
В составе заявки ООО "ОСиС" представлены предварительный договор субподряда с Акционерным обществом "Институт Новгородинжпроект" (далее - АО "Институт Новгородинжпроект") на выполнение геологоразведочных работ (геологическое изучение (поиски и оценка), разведка и топографо-геодезическое обеспечение от 23.07.2018, а также договор оказания услуг специализированной техникой N 2018-07/01 от 20.07.2018 (далее - Договор N 2018-07/01), заключенный с ООО "АвтоСпецТранс".
В составе заявки ООО "ОборонСтрой" представлены предварительный договор субподряда с АО "Институт Новгородинжпроект" на выполнение геологоразведочных работ (геологическое изучение (поиски и оценка), разведка и топографо-геодезическое обеспечение от 25.07.2018, а также договор оказания услуг специализированной техникой N 2018-07/02 от 21.07.2018 (далее - Договор N 2018-07/02), заключенный с ООО "АвтоСпецТранс".
Также, в заявках ООО "ОСиС" и ООО "ОборонСтрой" к вышеуказанным договорам с АО "Институт Новгородинжпроект" были приложены, в том числе, штатное расписание АО "Институт Новгородинжпроект" и копии дипломов квалифицированных специалистов данного подрядчика (инженеры, топографы, геодезисты).
К вышеуказанным договорам с ООО "АвтоСпецТранс" был приложен перечень предоставляемой техники с паспортами данных транспортных средств. В число данной техники входят, в частности, два экскаватора.
Как следует из письменных возражений ООО "ОСиС", а также устных пояснений, данных представителями ООО "ОСиС" на рассмотрении Жалобы, вышеуказанный договор с ООО "АвтоСпецТранс" подтверждает наличие у ООО "ОСиС" технических средств, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ. В отношении технических средств Порядка проведения аукционов не предусмотрено предоставление в составе заявки штатного расписания и копий дипломов квалифицированных специалистов. Заключенный с ООО "АвтоСпецТранс" договор является договором оказания услуг.
Согласно части 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Как следует из Порядка проведения аукционов, заявитель обязан представить в своей заявке на участие в аукционе перечень технических средств, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю либо подрядчику.
ООО "АвтоСпецТранс" заявку на участие в рассматриваемом аукционе не подавало, следовательно, в качестве заявителя рассматриваться не может.
Согласно пункту 1.1 Договора N 2018-07/01 и Договора N 2018-07/02, предметами данных договоров является оказание услуг путем предоставления специализированной техники.
Сторонами по вышеуказанным договорам являются заказчик и исполнитель.
При этом, согласно пункту 1.3 Договора N 2018-07/01 и Договора N 2018-07/02 объем и сроки оказания "Услуг" определяются письменными или устными заявками "Заказчика", которые подаются по телефону (факсимильной связью) не позднее, чем за 5 часов до начала оказания "Услуг". В "Заявке" должна быть указана следующая информация: время и место предоставления транспорта; маршрут перевозки; характеристика (масса, габариты) и объем технических материалов, предъявляемых к погрузке и перевозке и др.
Пунктом 3.3.2 Договора N 2018-07/01 и Договора N 2018-07/02 установлено, что Исполнитель (ООО "АвтоСпецТранс") обязуется своевременно подавать в пункт, указанный Заказчиком исправный подвижной состав в необходимом количестве, в состоянии пригодном для работы, укомплектованный водительским составом, имеющим необходимые документы и находящимся в удовлетворительном физическом состоянии.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными договорами ООО "АвтоСпецТранс" обязано не только оказать услуги по предоставлению техники, но и предоставить водительский состав, а также провести определенные работы (добыча, погрузка и перевозка валунно-гравийно-песчаного материала).
С учетом вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о том, что предметами Договора N 2018-07/01 и Договора N 2018-07/02 фактически является выполнение работ, связанных с освоением участка недр, и ООО "АвтоСпецТранс" для целей Порядка проведения аукционов рассматривается не иначе как подрядчик, привлеченный заявителями (ООО "ОСиС" и ООО "ОборонСтрой") для проведения таких работ.
При этом, машинист экскаватора является лицом, непосредственно осуществляющим работы по добыче и погрузке валунно-гравийно-песчаного материала, то есть квалифицированным специалистом, непосредственно осуществляющим работы, связанные с освоением участка недр, что подтверждается и соответствующей судебной практикой (Постановление Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 13.08.2018 по делу N А33-17072/2017).
При этом, доводы организатора торгов - Министерства и одного из участников аукциона - ООО "ОСиС" о том, что машинисты экскаваторов не могут рассматриваться в качестве "квалифицированных специалистов", указанных в Порядке проведения аукционов, так как не обладают соответствующими дипломами об образовании, является несостоятельным исходя из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 " 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
В соответствии с частью 8 статьи 11 Закона об образовании перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
Приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" утвержден перечень профессий среднего профессионального образования (далее - Перечень).
Согласно Перечню, квалификация "машинист экскаватора" присваивается по итогу обучения по следующим профессиям среднего профессионального образования:
- код профессии 21.01.08; профессия - "Машинист на открытых горных работах"; присваиваемая квалификация - "Машинист экскаватора";
- код профессии 21.01.09; профессия - "Машинист машин по добыче и переработке торфа"; присваиваемая квалификация - "Машинист торфодобывающего экскаватора";
- код профессии 23.01.06; профессия - "Машинист дорожных и строительных машин"; присваиваемая квалификация - "Машинист экскаватора одноковшового".
Таким образом, машинист экскаватора является квалифицированным специалистом с определенным уровнем профессионального образования.
При этом, учебными заведениями, реализующими программы среднего профессионального образования, выдаются соответствующие дипломы о среднем профессиональном образовании с присваиваемой квалификацией "Машинист экскаватора".
Новгородским УФАС России для подтверждения данного вывода были сделаны соответствующие запросы в Инспекцию Гостехнадзора Новгородской области, Министерство образования Новгородской области, Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Дорожно-транспортный техникум".
Так, согласно письму Министерства образования Новгородской области (вх. N 6160 от 13.09.2018 Новгородского УФАС России), на территории Новгородской области учебным заведением, реализующим программу среднего профессионального образования, по итогам которой присваивается квалификация "Машинист экскаватора", является Областное государственное автономное профессиональноe образовательное учреждение "Дорожно-транспортный техникум" (далее - ОГА ПОУ "Дорожно-транспортный техникум").
Согласно письму ОГА ПОУ "Дорожно-транспортный техникум" (вх. N 6247 от 17.09.2018 Новгородского УФАС России), данным учебным заведением реализуется программа среднего профессионального образования с присваиваемой квалификацией "Машинист экскаватора одноковшового", по итогу обучения выдается диплом установленного образца с присвоенной соответствующей квалификацией (копия такого диплома представлена в материалы дела).
Кроме того, как следует из письма Инспекции Гостехнадзора Новгородской области (вх. N 6185 от 14.09.2018 Новгородского УФАС России), Инспекция, помимо прочего, принимает экзамены на право управления самоходными машинами.
Для сдачи экзамена на право управления самоходными машинами, Инспекцией в качестве документа о прохождении обучения принимается, в том числе, диплом среднего профессионального образования с присвоенной квалификацией "Машинист экскаватора".
Таким образом, машинист экскаватора по результату обучения получает диплом о среднем профессиональном образовании с присвоенной соответствующей квалификации.
В соответствии с Порядком проведения аукционов, заявитель в своей заявке на участие в аукционе должен представить копию штатного расписания подрядной организации и копии дипломов квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы на участке недр.
Однако, заявки ООО "ОСиС" и ООО "ОборонСтрой" на участие в рассматриваемом аукционе не содержали копию штатного расписания ООО "АвтоСпецТранс", а также копии дипломов машинистов экскаваторов, которые будут выполнять требуемые работы, либо иные документы, подтверждающие профессиональный уровень указанных специалистов и их квалификацию.
Учитывая вышеизложенное, ООО "ОСиС" и ООО "ОборонСтрой" не были исполнены требования подпункта 4.2.3 пункта 4.2 Порядка проведения аукционов, в связи с отсутствием сведений, подтверждающих наличие у подрядчика вышеуказанных юридических лиц - ООО "АвтоСпецТранс" квалифицированных специалистов (машинистов экскаваторщиков), которые будут непосредственно осуществлять указанные в Договоре N 2018-07/01 и Договоре N 2018-07/02 работы.
При этом, пункт 3.3.2 Договора N 2018-07/01 и Договора N 2018-07/02 сам по себе не подтверждает наличие у ООО "АвтоСпецТранс" квалифицированных специалистов на момент подачи ООО "ОСиС" и ООО "ОборонСтрой" заявок на участие в аукционе.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии организатора торгов - Министерства содержатся нарушения пункта 3 статьи 14 Закона о недрах и пункта 5.4 Порядка проведения аукционов, выразившиеся в необоснованном допуске к участию в аукционе ООО "ОСиС" и ООО "ОборонСтрой".
Следовательно, в данной части Жалоба является обоснованной.
2. Согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Аффилированными лицами юридического лица являются:
- член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, в частности, хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).
В соответствии с общедоступной информацией, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети "Интернет" по адресу: https://www.nalog.ru, ООО "ОСиС" является одним из учредителей (участников) ООО "ОборонСтрой" с размером доли 60%. 40% доли в уставном капитале ООО "ОборонСтрой" принадлежит _, который является братом _, который, в свою очередь, является единственным учредителем ООО "ОСиС".
Таким образом, ООО "ОСиС" и ООО "ОборонСтрой" являются аффилированными лицами, а также входят в одну группу лиц.
На рассмотрении Жалобы ООО "ОСиС" и ООО "ОборонСтрой" данный факт не оспаривали.
При этом, Закон о недрах и Порядок проведения аукционов не устанавливают запрет на невозможность участия в аукционах на право пользования участками недр аффилированных лиц и/или лиц, входящих в одну группу.
Статья 14 Закона о недрах, пункт 5.4 Порядка проведения аукционов не устанавливают в качестве одного из оснований отказа в допуске к участию в аукционе лицам, подавшим заявки на участие в нем, аффилированность таких лиц и/или их вхождение в одну группу.
Статьей 17 Закона о недрах установлены антимонопольные требования при пользовании недрами, которая запрета на участие в аукционе таких лиц также не устанавливает.
Аукционная комиссия Министерства не имела правовых оснований для отказа в допуске к участию в аукционе ООО "ОСиС" и ООО "ОборонСтрой" на том основании, что они являются аффилированными и входят в одну группу лиц.
Учитывая вышеизложенное, в данной части Жалоба является необоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Установленные в действиях аукционной комиссии Министерства нарушения существенно повлияли на результаты торгов, привели к допуску к участию в аукционе лиц, которым должно было быть отказано в таком допуске, а также к признанию одного из таких лиц (ООО "ОборонСтрой") победителем рассматриваемого аукциона, что дает основания для выдачи предписания об устранении нарушений порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Саковникова Сергея Алексеевича (175400, Новгородская область, г. Валдай, ул. Гагарина, д. 11, кв. 10) на действия аукционной комиссии организатора торгов - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (173002, Новгородская область, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 13) при проведении открытого аукциона на право пользования участками недр местного значения на территории области с целью геологического изучения (поиски и оценка), разведки и добычи валунно-гравийно-песчаного материала на участке недр "Добывалово-Восточный", расположенном в Валдайском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 110718/0874464/04 о проведении которого было размещено на официальном сайте в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru 11.07.2018, частично обоснованной в части доводов о необоснованном допуске к участию в аукционе Общества с ограниченной ответственностью "ОСиС" и Общества с ограниченной ответственностью "ОборонСтрой".
2. Признать в действиях аукционной комиссии организатора торгов - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области нарушения пункта 3 статьи 14 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", пункта 5.4 Порядка и условий проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории области", утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 19.06.2009 N 201.
3. Выдать организатору торгов - Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области и его аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц организатора торгов - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.Т. Иванов
Д.А. Петров
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 17 сентября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.09.2018