Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии:
от АО "ТЭК" - <...> (по доверенности от 05.07.2018 N 18/315), <...> (по доверенности от 07.09.2018 N18/383), <...> (по доверенности от 07.09.2018 N18/384),
от ПАО "МРСК Центра" - <...> (по доверенности от 09.02.2018 N Д-ЦА/24), <...> (по доверенности от 16.08.2018 Д-ЦА/205),
рассмотрев жалобу АО "ТЭК" (далее также - Заявитель) на действия ПАО "МРСК Центра" (далее также - Заказчик) при проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на организацию системы учета электроэнергии с удаленным сбором данных (приобретение оборудования, выполнение проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ по модернизации / созданию системы учета электроэнергии с организацией удаленного сбора данных) в рамках реализации энергосервисного контракта, направленного на снижение потерь электроэнергии при ее передаче в электрических сетях филиала ПАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго", для нужд ПАО "МРСК Центра" (филиала "Смоленскэнерго") (1029118) (реестровый N 31806534780) (далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов при проведении Закупки выразилось в неправомерном отклонении его заявки.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представив письменные возражения.
Комиссия, рассмотрев представленные на заседании сведения и материалы, признает жалобу необоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком Закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления Закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила Закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур Закупки (включая способы Закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением Закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках) размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт; ЕИС).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017
N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 505-ФЗ):
1) положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона N 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года;
2) положения о закупке, которые не соответствуют Закону о закупках
(в редакции Закона N 505-ФЗ), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе;
3) закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона N 505-ФЗ), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках правовым актом, регламентирующим правила закупки, является положение о закупке, принимаемое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании изложенного, согласно совместному письму Минфина России N 24-04-06/44451 и ФАС России N АД/48543/18 от 27.06.2018, учитывая положения части 3 статьи 4 Закона N 505-ФЗ, предусматривающие возможность приведения положения о закупке в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ в редакции Закона N 505-ФЗ до 1 января 2019 года, заказчик с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом о закупках в редакции Закона N 505-ФЗ.
Извещение о проведении Закупки опубликовано в ЕИС 28.05.2018.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 24.08.2018 N 31806534780-02 (далее -Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Закупке.
В доводах жалобы Заявитель указывает на неправомерность отказа в допуске к участию в Закупке в соответствии с пунктом 3.9.2.4. (д) Документации и не согласен с мнением комиссии Заказчика о несоответствии в части требований пункта 4.1.1 Документации о несоответствии Технического предложения Техническому заданию Документации (далее - ТЗ).
При этом Заявителем не учтено следующее.
ТЗ изложено в Приложении N 1, которое является приложением к Документации. Согласно пункту 3.9.2.4. (д) комиссия Заказчика отклоняет заявки, которые содержат предложения, по существу не отвечающие техническим требованиям.
При этом согласно приложению N 1 (спецификация оборудования) к техническому заданию в рамках реализации энергосервисного контракта должны быть установлены различные приборы учета с определенными техническими характеристиками.
Технические характеристики подлежащих применению в рамках реализации договора приборов учета приведены в таблице 1 "Характеристики приборов учета электроэнергии", а также в разделе 4.2 Требования к ИИК, в составе которых указаны в числе прочих следующие требования к функциональности счетчиков:
наличие энергонезависимой электронной пломбы корпуса и клеммной крышки прибора учета для защиты от несанкционированного доступа)
ведение журнала показателей качества электричества;
защита от воздействия магнитных полей, воздействие магнитного поля должно фиксироваться в журнале событий.
Данные технические характеристики при их наличии в составе прибора учета, обозначаются производителем буквами (соответственно V, U, F).
В ходе заседания Комиссии установлено, что Заявителем в составе своей заявки предложены приборы учета и без вышеуказанных функций. При таких обстоятельствах она подлежала безусловному отклонению, в связи с чем комиссией Заказчика было принято решение о несоответствии предлагаемого к поставке товара.
Подавая заявку на участие в Закупке, участник несет риск отклонения его заявки либо наступления иных неблагоприятных для участника последствий, связанных с несоблюдением требований Документации к порядку оформления включаемых в заявку документов и сведений.
Также в письме о подаче оферты АО "ТЭК" согласилось со всеми условиями Закупки, указав, что принимает установленные в Документации требования, соответственно, ему были понятны все условия оформления и участия в Закупке.
Комиссия отмечает, что, принимая участие в публично-правовой процедуре, хозяйствующий субъект в силу статьи 8 ГК РФ конклюдентно соглашается с её условиями и должен соответствовать требованиям Заказчика.
При проведении Закупки Заказчик имеет право получить то, на что он рассчитывал, проводя конкурентную процедуру. Цели ее проведения (удовлетворение нужд Заказчика в работах, товарах, услугах) не будут достигнуты в случае принятия заявки, не соответствующей предъявленным требованиям. Само по себе желание участвующего в Закупке хозяйствующего субъекта поставить имеющийся у него товар, который такой участник считает наиболее приемлемым для Заказчика, не может свидетельствовать о соблюдении целей Закона о закупках, поскольку условия Документации, которые, безусловно, должны соответствовать действующему законодательству и не ограничивать в правах участников, формируются Заказчиком в соответствии с его потребностями.
В этой связи у Заказчика имелись правовые и фактические основания для отклонения заявки Заявителя, в связи с чем Комиссия признает жалобу необоснованной.
При этом довод Заявителя о том, что в Протоколе не указаны детальные причины отказа в допуске также не обоснован, поскольку Заявитель воспользовался своим правом и на основании пункта 3.9.2.8 Документации отправил запрос от 29.08.2018 N ИД 027/194 о причинах принятия комиссией Заказчика решения об отклонении его заявки. На заседание Комиссии был представлен ответ на запрос, направленный в адрес Заявителя по электронной почте. Данный порядок предусмотрен в рамках Закупки, так как она проводилась в электронной форме.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "ТЭК" (ИНН:8602067215, ОГРН:1058602102415) на действия ПАО "МРСК Центра" (ИНН:6901067107, ОГРН:1046900099498) при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 06.09.2018 N ИГ/42798/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 сентября 2018 г. N 1-00-1565/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.09.2018