Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Филатьева И. Е. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу <...> на действия конкурсного управляющего <...> при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника ООО "Комбинат торгово-холодильного оборудования и рекламы",
в отсутствие представителей заявителя - <...>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу,
в присутствии представителя организатора торгов - конкурсного управляющего ООО "Комбинат торгово-холодильного оборудования и рекламы"<...>.: К<...> (по доверенности от 27.07.2018 года)
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба <...> на действия конкурсного управляющего <...> при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника ООО "Комбинат торгово-холодильного оборудования и рекламы" (вх. NN 4847э, 4848э, 4849э от 04.09.2018 года).
Заявитель сообщает следующее.
Решением Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-10696/2015 в отношении должника ООО "Комбинат торгово-холодильного оборудования и рекламы" (ИНН 3017023629) должник признан банкротом.
Арбитражным (финансовым) управляющим назначен <...> (ИНН 541015513630), член СРО Союз "СОАУ "Альянс", юридический адрес: 630075, Россия, Новосибирская область, Новосибирск, а/я 60, полномочный представитель Союза СОАУ "Альянс" в Сибирском Федеральном округе г. Новосибирск, ул. Ломоносова, 55 630075, а/я 60.
09.07.2018 года на электронной торговой площадке "ФАБРИКАНТ" арбитражным управляющим <...>объявлены торги по следующему лоту:
Заявка на проведение торгов (N 5062136)
Лот N 2: Магазин площадью 354,90 кв.м., расположен г. Астрахань, Советский район, ул. Шекспира/ ул. Крупской, 2/18.
Торги объявлены в форме публичного предложения со следующими этапами.
Номер этапа |
1 |
Дата начала этапа приема заявок |
09.07.2018 09:00 |
Дата завершения этапа приема заявок |
13.07.2018 17:59 |
Дата и время подведения результатов торгов |
16.07.2018 07:00 |
Начальная цена |
1 802 700,00 Рубль (RUB) |
Номер этапа |
2 |
Дата начала этапа приема заявок |
16.07.2018 09:00 |
Дата завершения этапа приема заявок |
20.07.2018 17:59 |
Дата и время подведения результатов торгов |
23.07.2018 07:00 |
Начальная цена |
1 712 565,00 Рубль (RUB) |
Номер этапа |
3 |
Дата начала этапа приема заявок |
23.07.2018 09:00 |
Дата завершения этапа приема заявок |
27.07.2018 17:59 |
Дата и время подведения результатов торгов |
30.07.2018 07:00 |
Начальная цена |
1 622 430,00 Рубль (RUB) |
Номер этапа |
4 |
Дата начала этапа приема заявок |
30.07.2018 09:00 |
Дата завершения этапа приема заявок |
03.08.2018 17:59 |
Дата и время подведения результатов торгов |
06.08.2018 07:00 |
Начальная цена |
1 532 295,00 Рубль (RUB) |
Номер этапа |
5 |
Дата начала этапа приема заявок |
06.08.2018 09:00 |
Дата завершения этапа приема заявок |
10.08.2018 17:59 |
Дата и время подведения результатов торгов |
13.08.2018 07:00 |
Начальная цена |
1 442 160,00 Рубль (RUB) |
Номер этапа |
6 |
Дата начала этапа приема заявок |
13.08.2018 09:00 |
Дата завершения этапа приема заявок |
17.08.2018 17:59 |
Дата и время подведения результатов торгов |
20.08.2018 07:00 |
Начальная цена |
1 352 025,00 Рубль (RUB) |
Номер этапа |
7 |
Дата начала этапа приема заявок |
20.08.2018 09:00 |
Дата завершения этапа приема заявок |
24.08.2018 17:59 |
Дата и время подведения результатов торгов |
27.08.2018 07:00 |
Начальная цена |
1 261 890,00 Рубль (RUB) |
Номер этапа |
8 |
Дата начала этапа приема заявок |
27.08.2018 09:00 |
Дата завершения этапа приема заявок |
31.08.2018 17:59 |
Дата и время подведения результатов торгов |
03.09.2018 07:00 |
Начальная цена |
1 171 755,00 Рубль (RUB) |
Номер этапа |
9 |
Дата начала этапа приема заявок |
03.09.2018 09:00 |
Дата завершения этапа приема заявок |
07.09.2018 17:59 |
Дата и время подведения результатов торгов |
10.09.2018 07:00 |
Начальная цена |
1 081 620,00 Рубль (RUB) |
Номер этапа |
10 |
Дата начала этапа приема заявок |
10.09.2018 09:00 |
Дата завершения этапа приема заявок |
14.09.2018 17:59 |
Дата и время подведения результатов торгов |
17.09.2018 07:00 |
Начальная цена |
991 485,00 Рубль (RUB) |
Номер этапа |
11 |
Дата начала этапа приема заявок |
17.09.2018 09:00 |
Дата завершения этапа приема заявок |
21.09.2018 17:59 |
Дата и время подведения результатов торгов |
24.09.2018 07:00 |
Начальная цена |
901 350,00 Рубль (RUB) |
Номер этапа |
12 |
Дата начала этапа приема заявок |
24.09.2018 09:00 |
Дата завершения этапа приема заявок |
28.09.2018 17:59 |
Дата и время подведения результатов торгов |
01.10.2018 07:00 |
Начальная цена |
811 215,00 Рубль (RUB) |
Номер этапа |
13 |
Дата начала этапа приема заявок |
01.10.2018 09:00 |
Дата завершения этапа приема заявок |
05.10.2018 17:59 |
Дата и время подведения результатов торгов |
10.10.2018 11:00 |
Начальная цена |
721 080,00 Рубль (RUB) |
31.08.2018 года в 17:51:54 <...> была подана заявка на участие в торгах на 8 этапе торгов с предложенной ценой покупки 1 251 000 руб. при минимальной начальной цене лота 1 171 755,00 руб.
При этом в соответствии с правилами проведения торгов<...> был оплачен задаток в размере 20% от начальной цены имущества, а именно 20% от 1 171 755 рублей, что составляет 234 351 руб.
Согласно протоколу N 15 от 03.09.2018 года заявка <...> была отклонена организатором торгов по основанию: "сумма задатка не соответствует условиям проведения торгов".
03.09.2018 года после объявления результатов торгов (опубликования протокола), <...> письменно (в электронной форме) обратился к организатору торгов с просьбой о разъяснении решения, на что был получен ответ следующего содержания:
"Согласно условиям проведения торгов
С целью участия в торгах посредством публичного предложения претенденты должны внести задаток в размере 20 % от начальной стоимости имущества должника.
Начальная стоимость имущества - это первая стоимость имущества, не текущая, которая соответствует этапу проведения торгов. В данном случае начальная стоимость - 1 802 700, 00 руб., таким образом задаток должен был быть определен и перечислен в размере 360540 руб.
На основании этого мы были вынуждены Вам отказать".
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Верховного Суда РФ от 01.07.2016 года N 305-ЭС16-3457 по делу N А40-117109/2010 размер задатка исчисляется из начальной продажной на конкретном этапе публичного предложения, на основании которой организатором торгов принимаются заявки от потенциальных покупателей. Данная правовая позиция подтверждена многочисленной судебной и антимонопольной практикой.
Заявитель считает, что его заявка на участие в торгах была незаконно и необоснованно отклонена, поскольку им не были нарушены условия проведения торгов.
<...> представил дополнения к жалобе (вх. N 4969э от 11.09.2018 года), в которых сообщил следующее.
07.09.2018 года <...> была подана заявка на участие в торгах по лоту N 6: Гараж площадью 52,4 кв.м.
Недвижимое имущество (гараж) является неотделимой частью здания - лота N 2, предмета жалобы <...> от 04.09.2018 года.
При подаче заявки 07.09.2018 года на данный лот <...> был оплачен задаток в размере доли от текущей (а не первоначальной) цены. Однако арбитражным управляющим <...>. было принято решение о допуске заявки, то есть арбитражный управляющий <...> не указал на необходимость оплаты задатка из размера первоначальной цены до снижения, как это им было сделано при торгах по лоту N 2 (предмет жалобы).
Таким образом, арбитражный управляющий <...> принял два прямо противоречащих друг другу решения о допуске к торгам в отношении двух частей здания, тем самым сделав невозможным своевременную и эффективную покупку по справедливой цене.
В своих возражениях Конкурсный управляющий ООО "Комбинат торгово-холодильного оборудования и рекламы" <...> сообщил следующее.
На данном этапе торгов организатору поступило 3 заявки. По результатам анализа документов, представленных претендентами, к торгам в форме публичного предложения по продаже имущества Должника был допущен один участник -
ООО "АСК - КЛИНФИКС". По мнению организатора торгов, указанным участником в полном объеме соблюдены требования по предоставлению необходимых документов и представлены доказательства оплаты задатка в размере, определенном пунктом 7.8 порядка продажи имущества Должника, с учетом сведений, указанных в публикации о торгах, размещенных в газете "Коммерсантъ" и информационном ресурсе ЕФРСБ.
Согласно пункту 7.8. порядка продажи имущества должника, утвержденного кредиторами, с целью участия в торгах посредством публичного предложения претенденты должны внести задаток в размере 20 % от начальной стоимости имущества должника.
Из размещенной на ЕФРСБ публикации о торгах следует, что начальная стоимость по лоту N 2 составляет 1 802 700 рублей. Иной начальной стоимости ни порядком о продаже, ни сообщением о торгах не предусмотрено.
Заявитель выразил письменное согласие о соблюдении требований торгов, что подтверждается письмом от 31.08.2018 года, следовательно, обязан был внести задаток в размере, определенном порядком продажи и сообщениями о проведении торгов.
Между тем, участник ООО "АСК - КЛИНФИКС" внесен задаток в размере 20 % от начальной стоимости имущества, что составило 360 540 рублей, а заявитель произвел оплату задатка в размере 20 % от стоимости имущества на соответствующем этапе торгов, что составило 234 351 рублей.
По мнению <...> заявитель правомерно не допущен к участию в торгах ввиду несоответствия размера задатка условиям проведения торгов, поскольку порядком о продаже имущества определен задаток в размере 20 % от начальной стоимости имущества Должника, а начальная стоимость имущества указана в публикации в ЕФРСБ и составляет 1 802 700 рублей.
Данная позиция управляющего основана на норме абзаца 2 пункта 4 статьи 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которой при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах".
В уточнениях к возражениям на жалобу, представленных представителем конкурсного управляющего при рассмотрении жалобы по существу, конкурсный управляющий сообщил следующее.
Изучив правовую позицию Верховного суда РФ, изложенную в Определении от 11.07.2016 года N 305-ЭС16-3457 по делу N А40-117109/2010, конкурсный управляющий признает, что решение N 15 от 03.09.2018 года было принято без учета указанной правовой позиции, тем самым допущено нарушение. Конкурсный управляющий выражает готовность к совершению действий, направленных на восстановление нарушенного права заявителя.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
09.07.2018 года на электронной торговой площадке "ФАБРИКАНТ" конкурсным управляющим ООО "Комбинат торгово-холодильного оборудования и рекламы"<...> опубликовано извещение о проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника ООО "Комбинат торгово-холодильного оборудования и рекламы".
31.08.2018 года <...> была подана заявка на участие в торгах на 8 этапе торгов с предложенной ценой покупки 1 251 000 руб. при минимальной начальной цене лота 1 171 755,00 руб. <...> был оплачен задаток в размере 20% от 1 171 755 рублей, что составляет 234 351 руб.
В соответствии с Протоколом об определении участников этапа в торговой процедуре "Публичное предложение продавца N 5062136" N 15 от 03.09.2018 года по лоту N 2 на восьмом этапе приема заявок поступило три заявки - <...>, ООО "АСК-КЛИНФИКС", Мониной И., из них допущена к участию одна заявка -ООО "АСК-КЛИНФИКС".
Согласно Протоколу подведения итогов в торговой процедуре "Публичное предложение продавца N 5062136" N 16 от 03.09.2018 года ООО "АСК-КЛИНФИКС" признано победителем открытых торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника ООО "Комбинат торгово-холодильного оборудования и рекламы" по лоту N 2.
В соответствии с частью 10 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе, размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.
При этом согласно части 8 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.
Пунктом 7.8. Положения о порядке, сроках и условиях проведения торгов по продаже имущества ООО "Комбинат торгово-холодильного оборудования и рекламы", утвержденного решением собрания кредиторов ООО "Комбинат торгово-холодильного оборудования и рекламы" от 27.06.2017 года, также установлено, что с целью участия в торгах посредством публичного предложения претенденты должны внести задаток в размере 20 % от начальной стоимости имущества должника.
При этом необходимо отметить следующее. Помимо того, что задаток в определенной степени обеспечивает исполнение обязательства (статьи 329 и 380 Гражданского кодекса Российской Федерации), его функция состоит еще и в том, что риск потерять соответствующую денежную сумму при отказе от заключения договора (пункт 16 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") стимулирует к участию в торгах только тех лиц, которые действительно намерены приобретать имущество, выставленное на торги.
При этом законодательное ограничение размера задатка (не более 20% начальной цены продажи предприятия - абзац 10 пункта 8 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организаторов торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокой суммы задатка и, как следствие, вести к снижению привлекательности продаваемого объекта и закрытию доступа потенциальным покупателям к участию в торгах.
Таким образом, существующий баланс между необходимостью внесения задатка и ограничением его размера создает возможность сформировать наиболее конкурентоспособный состав участников торгов применительно к конкретной цене предложения, что обеспечивает последующее максимально полное и скорейшее удовлетворение требований кредиторов.
Следовательно, для достижения соответствующих целей необходимо, чтобы размер задатка исчислялся исходя из той цены, которая является начальной продажной на конкретном этапе публичного предложения и на основании которой организатором торгов принимаются заявки от потенциальных покупателей.
Вышеуказанная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (Определение ВАС РФ от 24.04.2014 года N ВАС-2319/14 по делу N А65-9469/2013, Постановление ФАС Московского округа от 25.06.2013 года по делу N А40-127620/12-158-984, Определение ВС РФ N 305-ЭС16-3457 от 01.07.2016 года).
Таким образом, учитывая, что <...> подавал заявку на участие в торгах на 8 этапе при минимальной начальной цене лота 1 171 755,00 руб., задаток составил 234 351 руб.
Соответственно, заявка <...> по лоту N 2 была неправомерно отклонена конкурсным управляющим <...> при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника ООО "Комбинат торгово-холодильного оборудования и рекламы".
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу <...> на действия конкурсного управляющего <...> при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника ООО "Комбинат торгово-холодильного оборудования и рекламы" обоснованной.
2. Выдать конкурсному управляющему <...> предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 27
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов
13 сентября 2018 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Филатьева И. Е. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
руководствуясь статьей 18.1, подпунктом а пункта 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 13.09.2018 года по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия конкурсного управляющего <...> при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника ООО "Комбинат торгово-холодильного оборудования и рекламы",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов конкурсному управляющему <...> совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
2. С целью исполнения настоящего предписания организатору торгов конкурсному управляющему <...> необходимо в срок до 03.10.2018 года аннулировать торговую процедуру "Публичное предложение продавца N 5062136" по лоту N 2.
3. Об исполнении настоящего предписания организатору торгов конкурсному управляющему <...> сообщить в Новосибирское УФАС России до 09.10.2018 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 13 сентября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.09.2018