Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Альтаир" (далее - Заявитель) на действия управления жизнеобеспечения городского хозяйства администрации МО г. Горячий Ключ при проведении уполномоченным органом - МКУ МО г. Горячий Ключ "Муниципальный центр закупок" электронного аукциона: "Капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения" (извещение N0318300457618000167) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. В нарушение п.1) ч.1 ст.64, п.2) ст.42 Закона о контрактной системе в Извещении и составе документации электронного аукциона размещена противоречивая информация в части начальной (максимальной) цены контракта. Заказчиком допущены разночтения в Извещении и аукционной документации в части указания ИКЗ. Заказчиком в Инструкции установлены требования в нарушении ст.66 Закона о контрактной системе. Требования, установленные Заказчиком в п.13, п.14, п.11 в Разделе 2 "Описание объекта закупи", установлены с нарушением ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Заказчиком в проекте контракта в нарушение ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе установлены требования без учета изменений от 01.07.2018 г.
Представителями уполномоченного органа, Заказчика представлены документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ МО г. Горячий Ключ "Муниципальный центр закупок" проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения" (извещение N0318300457618000167). Заказчик - управление жизнеобеспечения городского хозяйства администрации МО г. Горячий Ключ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 33 444 911,00 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно п.2) ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В Извещении установлено:
Условия контрактов | ||
Начальная (максимальная) цена контракта |
33444911.00 Российский рубль |
|
Источник финансирования |
местный бюджет, краевой бюджет |
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Документация электронного аукциона содержит файл "Расчет НМЦК 2018 (Капитальный ремонт УДС) с непредв 3%, ЛОТ.xlsx()" установлена начальная (максимальная) цена контракта в размере 33 563 641 рубль.
Из представленных пояснений следует, что в Извещение о проведении электронного аукциона указаны источники финансирования: местный и краевой бюджет. Обоснование НМЦ обосновано проектно-сметным методом, и приложением к извещению прикреплена проектно-сметная документация. У Заказчика имеется положительное заключение государственной экспертизы ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" от 16.10.2014 г. N23-1-5-0500-14 по объекту капитального ремонта. Общая стоимость работ указана в п. 13 Раздела 6 Обоснование НМЦ, а именно:
13 |
Всего НДС на 2018 г. |
руб. |
33 444 911 |
В составе аукционной документации размещен файл, "Расчет НМЦК 2018 (КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ УДС) с непредв. 3%, ЛОТ.xlsx()". Согласно пояснениям Заказчика, данный файл используется при обосновании НМЦ контракта, с помощью маркеров и защитный ячеек, которые запрограммированы с помощью формул, которые имеют более 90 различных столбцов, и более 8 строк, данный расчет Заказчик использует по рекомендации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края. По итогам работы в таком программном продукте при расчете НМЦ контракта на печать выводится документ из четырех листов, который впоследствии подписывается руководителем заказчика и заверяется печатью организации, и после этого становится документом обоснованием НМЦ контракта, который в свою очередь обобщает всю информацию и в которой указана уже итоговая цена контракта 33 563 641 руб. (файл который переведен в формат PDF и расположен в документации электронного аукциона в разделе 6 Обоснование НМЦ контракта).
Таким образом, файл "Расчет НМЦК 2018 (Капитальный ремонт УДС) с непредв 3%, ЛОТ.xlsx()" представляет собой выкопировку из программного продукта, используемого при обосновании НМЦК с обоснованием специальных программных средств.
В соответствии с чч.1, 2 ст.21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.
Согласно п.1) ч.3 ст.21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:
1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;
Частью 11 ст.21 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В п.9 "Информационной карты" электронного аукциона указано: 183230501108923050100100080054211244.
Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона указано: "п.8 Идентификационный код закупки 183230501108923050100100210184211244".
Представители Заказчика пояснили, что в "Информационной карте" электронного аукциона при указании идентификационного кода закупки допущена техническая ошибка, а именно, указан ИКЗ предыдущей закупки.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе обусловлено, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В свою очередь, в п.1.3 проекта контракта Заказчиком идентификационный код закупки указан верно, аналогично Извещению.
Таким образом, Заказчиком допущены разночтения в Извещении и аукционной документации в части указания ИКЗ.
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Инструкция по заполнению заявки", где Заказчиком установлено: "При заполнении информации о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезной модели (при наличии), промышленном образце (при наличии), стране происхождения товара, в целях индивидуализации предлагаемого к поставке товара и корректного принятия решения комиссией относительно заявки участника, рекомендовано такую информацию указывать в связке с наименованием категории признака (из вышеперечисленных)".
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Положения Инструкции установлены Заказчиком в соответствии с положениями ст.66 Закона о контрактной системе в ранее действующей редакции. Указанное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло.
Заявитель в жалобе указывает, что требования, установленные Заказчиком в п.13, п.14, п.11 в Разделе 2 "Описание объекта закупи", установлены с нарушением ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Описание объекта закупки", где Заказчиком в Приложении N1 "Сведения о товарах (материалах) используемых при выполнении работ" установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие):
Заказчиком установлено:
Из пояснений уполномоченного органа, Заказчика следует, что требования установлены Заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ 7473-2010 (EN 206-1:2000) "Межгосударственный стандарт. Смеси бетонные. Технические условия" и ГОСТ 7473-2010 (EN 206-1:2000) "Межгосударственный стандарт. Смеси бетонные. Технические условия".
Бетонная смесь - готовая к применению перемешанная однородная смесь вяжущего, заполнителей и воды с добавлением или без добавления химических и минеральных добавок, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон (ГОСТ 7473-2010).
Бетон - искусственный камневидный строительный материал, получаемый в результате формования и твердения рационально подобранной и уплотненной бетонной смеси (ГОСТ 26633-2015).
Согласно п.4.3.1 ГОСТ 26633-2015 по показателям качества бетоны подразделяют:
по прочности:
на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20, В22,5, В25 ...
по морозостойкости:
на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300...;
на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300...
по водонепроницаемости на марки: W2, W4, W6, W8, W10, W12, W14, W16, W18, W20.
В соответствии с п. 4.3.2 ГОСТ 26633-2015 классы бетона по прочности, марки по морозостойкости, водонепроницаемости и истираемости устанавливают в соответствии с нормами проектирования и указывают в проектной и технологической документации, стандартах и технических условиях на изделия и конструкции.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ 18105-2010 нормируемая прочность бетона: прочность бетона в проектном возрасте или ее доля в промежуточном возрасте, установленная в нормативном или техническом документе, по которому изготавливают БСГ или конструкцию.
Примечание. В зависимости от вида прочности в проектном возрасте устанавливают следующие классы бетона по прочности:
В - класс бетона по прочности на сжатие;
Вг класс бетона по прочности на осевое растяжение;
Btb - класс бетона по прочности на растяжение при изгибе.
В соответствии с п. 8.6 ГОСТ 18105-2010 значения требуемой прочности бетона БСГ и сборных конструкций должны быть указаны в документе о качестве партий БСГ по ГОСТ 7473 и сборных конструкций - по ГОСТ 13015.
Пунктом 4.3 ГОСТ 7473-2010 (EN 206-1:2000) определено, что обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
бетонной смеси тяжелого бетона класса по прочности на сжатие B25, марки по удобоукладываемости П1, марок бетона по морозостойкости F200 и водонепроницаемости W4:
БСТ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси мелкозернистого бетона:
БСМ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси легкого бетона класса по прочности на сжатие В12,5, марки по удобоукладываемости П2, марок бетона по морозостойкости F200, водонепроницаемости W2, средней плотности D900:
БСЛ В12,5 П2 F200 W2 D900 ГОСТ 7473-2010
Примечание - При заказе товарной бетонной смеси заданного качества потребитель должен указывать требования к прочности бетона по проектному классу (B,Bt,Btb,Btt) и, при необходимости, по минимальной средней прочности бетона в каждой поставляемой партии (Rm), а требования по удобоукладываемости - по маркам и, при необходимости, по конкретным значениям;
то же бетонной смеси тяжелого бетона класса по прочности на сжатие В25 с минимальной требуемой прочностью бетона 33 МПа, марки по удобоукладываемости П1, с осадкой конуса 3 см, марок бетона по морозостойкости F200 и водонепроницаемости W4:
Таким образом, бетон и бетонная смесь - это один и тот же товар, который при производстве работ находится в разных физических состояниях. Требования, установленные Заказчиком по поз.13, поз.14 не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчиком также установлено требование:
Заявитель считает, что Заказчиком при описании позиции 11 Приложение N 2 к описанию объекта "Сведения о материалах" установлены избыточные требования, которые могут быть определены, только имея товар в наличии и проведя лабораторные и иные испытания товара, а именно указание Марки стали: СтЗкп или СтЗпс или СтЗсп.
В соответствии с ГОСТ 5781-82 Горячекатаная арматурная сталь, раздел 2 Технические требования: п.2.1. Арматурную сталь изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
2.2. Арматурную сталь изготовляют из углеродистой и низколегированной стали марок, указанных в табл.5. Марку стали указывает потребитель в заказе. При отсутствии указания марку стали устанавливает предприятие-изготовитель. Для стержней класса А-IV (А600) марки стали устанавливают по согласованию изготовителя с потребителем.
Таким образом, марка стали, также, как и номер профиля, класс стали являются основополагающими характеристиками и имеют большое значение при проведении работ. Именно в связи с этим Заказчик и установил данные характеристики в Описании объекта закупки.
Согласно п.2) ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В Разделе 10 "Проект контракта" документации электронного аукциона Заказчиком установлено: "п.2.1. Цена настоящего Контракта составляет _____ (__________) рублей ___ копеек, в том числе НДС _______________ (если предусмотрен). В случае, если Контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, цена Контракта уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта".
Таким образом, в нарушение п.2) ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в "Проекте контракте" документации электронного аукциона отсутствует условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Альтаир" обоснованной в части нарушения п.2) ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
Признать в действиях Заказчика - управления жизнеобеспечения городского хозяйства администрации МО г. Горячий Ключ нарушение ч.3 ст.7; п.2) ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
Заказчику - управления жизнеобеспечения городского хозяйства администрации МО г. Горячий Ключ выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 576
по делу N ЭА-1596/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
18 сентября 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения от 18.09.2018 года по делу N ЭА-1596/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Альтаир" на действия управления жизнеобеспечения городского хозяйства администрации МО г. Горячий Ключ при проведении уполномоченным органом - МКУ МО г. Горячий Ключ "Муниципальный центр закупок" электронного аукциона: "Капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения" (извещение N0318300457618000167) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
Заказчику - управлению жизнеобеспечения городского хозяйства администрации МО г. Горячий Ключ устранить нарушение ч.3 ст.7, п.2) ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе при направлении проекта контракта победителю электронного аукциона привести положения контракта в соответствие с Законом о контрактной системе и с учетом решения от 18.09.2018 г. по делу N ЭА-1596/2018. Осуществить дальнейшие процедуры по заключению контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10 рабочих дней со дня его размещения в ЕИС.
3. В срок до 05.10.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 сентября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.09.2018