Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...>
рассмотрев жалобу ООО "ОНИКС" от 30.08.2018 N 90-п на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 5935/ОАЭ-ЦСС/18 на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту офисных и технических помещений объекта (извещение N 31806823123) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ОНИКС" (далее - Заявитель) от от 30.08.2018 N 90-п на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 5935/ОАЭ-ЦСС/18 на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту офисных и технических помещений объекта (извещение N 31806823123) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
15.08.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
дата окончания подачи заявок - 31.08.2018;
дата и время рассмотрения заявок - 07.09.2018 в 12:00;
дата и время подведения итогов - 11.09.2018 в 10:00;
начальная (максимальная) цена договора: 28 462 687, 96 рублей.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование в качестве критерия допуска к участию в Аукционе, согласно которому в случае участия нескольких лиц на стороне одного участника, каждое лицо, выступающее на стороне такого участника должено иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, связанной с использованием сведений составляющих государственную тайну;
Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование в качестве критерия допуска к участию в Аукционе, согласно которому участник должен располагать квалифицированным персоналом.
Заказчиком в Документации неправомерно установлено право Заказчика в письменной форме запрашивать у государственных и иных учреждений, юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для подтверждения достоверности сведений, представленных в составе заявки;
Заказчиком в Документации неправомерно установлено право Заказчика до даты проведения Аукциона в письменной форме запросить у участников Аукциона информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника требованиям, установленным Документацией, в том числе, путем выездных проверок;
Заказчиком в Документации неправомерно установлено требования, что участник при выборе способа обеспечения договора в форме банковской гарантиидолжен представить банковскую гарантию, выданную из банков, указанных в приложении N 5 к Документации;
Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о предоставлении до заключения договора лицом, с которым заключается договор по итогам Аукциона, сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров;
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что, при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование, согласно которому, в случае участия нескольких лиц на стороне одного участника, каждое лицо, выступающее на стороне такого участника должено иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности связанной с использованием сведений составляющих государственную тайну.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Пунктом 2.2 Документации установлено, что участник должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной аукционной документацией, а именно: деятельности, связанной с использованием сведений составляющих государственную тайну.
В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки представляет:
- действующую на момент подачи заявки лицензию на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны Федеральной службы безопасности Российской Федерации в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну с созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны".
Согласно пункту 7.3 проекта договора приложения N 1 Документации засекречивать информацию, полученную в ходе исполнения Договора, содержащую сведения, идентифицирующиеся со сведениями, указанными в пункте 7 Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства транспорта Российской Федерации.
Пункт 4 Приложение N 2 к Документации устанавливает, что место выполнения работ: Московская область, г. Домодедово, мкр-н Барыбино, ул. Южная.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы по закупке и пояснил, что в рамках исполнения договора, заключаемого по результатам Аукциона, предусмотрено выполнение работ на объекте с усиленной пропусктной системой, так как сведения об объекте согласно постановлению Правительства от 09.06.2011 N 954-РС составляют государственную тайну.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что при выполнение работ по текущему ремонту офисных и технических помещений в полном объеме происходит на территории объекта с усиленной пропускной системой, вследствие чего, каждое лицо, выступающее на стороне участника, должно иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, связанной с использованием сведений составляющих государственную тайну.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил иных доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
Вместе с тем, по доводам Заявителя N 2,3,4,5,6 дана правовая оценка в решении Комиссии ФАС России от т 30.08.2018 N 223-ФЗ-637/18, в связи с чем, в соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, указанный довод не рассматривается.
Согласно пункту 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Жалоба возвращается заявителю в случаях принятого антимонопольным органом решения относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ОНИКС" (ИНН: 7842504964, ОГРН: 1137847373510) от 30.08.2018 N 90-п на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 5935/ОАЭ-ЦСС/18 на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту офисных и технических помещений объекта (извещение N 31806823123) необоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, так как предписание выдано ранее в соответствии с принятым решением от 30.08.2018 N 223-ФЗ-637/18.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 сентября 2018 г. N 223-ФЗ-646/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.09.2018