Изготовлено в полном объеме 30 августа 2018 года г. Томск
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя комиссии: |
- Бутенко Игоря Васильевича, заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля монополистической деятельности, |
членов комиссии: |
-Гуреевой Юлии Алексеевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, - Пятериковой Евгении Андреевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, |
рассмотрев материалы дела N 06-11/32-18 по признакам нарушения п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) по факту распространения рекламы основанных на риске игр, пари, без участия заявителя, Б.,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило обращение гражданина (вх. N 2062 от 03.04.2018), направленное Управлением Роскомнадзора по Томской области с содержанием информации о распространении в социальной сети "Вконтакте" рекламы основанных на риске игр, пари.
Из заявления следует, что в социальной сети "Вконтакте" в сообществе "ЗБС Хоккей" размещена реклама следующего содержания: "Финальные игры дивизионов КХЛ Не упусти шанс заработать на любимом спорте Сделай ставку и получи БОНУС на депозит до 15 000 рублей Будь в плюсе вместе с MostBet - букмекерской компании N 1! Сделай ставку на КХЛ https://vk.cc/7SRrnv MOSTBET самые высокие коэффициенты бонус на депозит до 15 000 руб. LIVE-трансляции на сайте".
В рамках проверки сведений, указанных в обращении, Томским УФАС России направлен запрос ООО "В Контакте" о предоставлении информации о создателе и администраторе сообщества "ЗБС Хоккей".
На основании полученных сведений по данному факту определением от 01.06.2018 возбуждено производство по настоящему делу по признакам нарушения п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 2 ст. 27 Закона о рекламе в отношении Б.
Рассмотрев материалы дела, пояснения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия считает установленным следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, размещенная в социальной сети "Вконтакте" в сообществе "ЗБС Хоккей" следующего содержания: "Финальные игры дивизионов КХЛ Не упусти шанс заработать на любимом спорте Сделай ставку и получи БОНУС на депозит до 15 000 рублей Будь в плюсе вместе с MostBet - букмекерской компании N 1! Сделай ставку на КХЛ https://vk.cc/7SRrnv MOSTBET самые высокие коэффициенты бонус на депозит до 15 000 руб. LIVE-трансляции на сайте" является общедоступной, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания букмекерской компании MostBet, а также реализуемым в нем услугам, формирование и поддержание интереса к ним, а также их продвижение на рынке, следовательно, является рекламой. Объектом рекламирования является букмекерская компания MostBet, а так же реализуемые в ней услуги.
Таким образом, требования Закона о рекламе распространяются на содержание указанной информации, на обстоятельства ее распространения.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона о рекламе реклама основанных на риске игр, пари допускается только:
1) в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи;
2) в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов);
3) в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников организатора азартных игр и (или) участников таких игр, находящихся в границах игорных зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, на основании ч. 2.2 ст. 27 Закона о рекламе помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, допускаются размещение, распространение рекламы:
1) основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах:
а) в периодических печатных изданиях, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;
б) в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет"):
на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;
на официальных сайтах общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг;
на сайтах, владельцем которых является учредитель телеканала спортивной направленности, не являющегося телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств;
2) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах:
а) в спортивных сооружениях;
б) на спортивной форме спортсменов и (или) спортивных клубов.
Сообщество "ЗБС Хоккей", созданное в социальной сети "Вконтакте", не относится к допускаемым Законом о рекламе ресурсам сети "Интернет", в которых разрешено размещение рекламы основанных на риске игр, пари. Кроме того, в рассматриваемой рекламе отсутствуют существенные условия получения бонуса на депозит при ставке, сделанной в букмекерской компании MostBet, а также обоснованное подтверждение того, что в MOSTBET самые высокие коэффициенты.
Кроме того, основным отличием азартной игры является наличие риска, то есть опасности возникновения непредвиденных потерь денежных средств. Отсутствие в рекламе информации о размере ставок, порядке получения бонусов на депозит может ввести потребителя такой рекламы в заблуждение, увеличив возможные риски в случае принятия решения воспользоваться услугами рекламируемой букмекерской компании.
Следовательно, рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 2 ст. 27 Закона о рекламе.
На основании п.4 ст.3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей.
Согласно ч. ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований ч. ч. 3, 7 ст. 5 вышеуказанного Закона несет рекламодатель, за нарушение ч. 2 ст. 27 Закона о рекламе - рекламораспространитель.
Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является Б., определивший объект рекламирования, а также содержание рекламы, что подтверждается пояснениями указанного лица.
В рамках рассмотрения дела от Б. поступили сведения о прекращении распространения указанной рекламы, таким образом, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь ч. 2 ст. 36 Закона о рекламе, п. 37 - п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508,
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу основанных на риске игр, пари следующего содержания: "Финальные игры дивизионов КХЛ Не упусти шанс заработать на любимом спорте Сделай ставку и получи БОНУС на депозит до 15 000 рублей Будь в плюсе вместе с MostBet - букмекерской компании N 1! Сделай ставку на КХЛ https://vk.cc/7SRrnv MOSTBET самые высокие коэффициенты бонус на депозит до 15 000 руб. LIVE-трансляции на сайте", поскольку в ней нарушены требования п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 16 августа 2018 г. N 06-11/32-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.08.2018