Я, руководитель Пензенского УФАС России, Д<...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 2-06/10-2018 возбужденного в отношении Открытого акционерного общества "Жилье-15" по обслуживанию жилого фонда (440062, г. Пенза, ул. Онежская, д. 5, ИНН 5835080260, ОГРН 1095835000392) (далее - ОАО "Жилье-15" по ОЖФ, Общество), в присутствии защитника ОАО "Жилье-15" по ОЖФ М<...> (паспорт , выдан , зарегистрирован по адресу: ) на основании Доверенности от г., а также в присутствии потерпевшего по делу М<...> (паспорт , выдан , зарегистрирован по адресу: ),
УСТАНОВИЛ:
Специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - антимонопольный орган, Пензенское УФАС России) по результатам административного расследования, проведенного в соответствии с Определением от 22.06.2018 года по делу N 2-06/10-2018, в отношении ОАО "Жилье-15" по ОЖФ составлен протокол от 16.07.2018 года N 2-06/10-2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), по факту препятствования управляющей организацией - ОАО "Жилье-15" по ОЖФ транспортировке воды по внутридомовой инженерной системе холодного водоснабжения многоквартирного дома N140 по проспекту Победы в г. Пензе в нежилое здание по адресу: г. Пенза, ул. Тернопольская, д. 1.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 2-06/10-2018 от 16.07.2018 года дело об административном правонарушении было назначено к рассмотрению на 26 июля 2018 года.
На рассмотрении дела об административном правонарушении защитник ОАО "Жилье-15" по ОЖФ М<...> ознакомлен с правами, установленными статьей 51 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, потерпевший М<...> ознакомлен с правами, установленными 25.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении защитник Общества М<...> вину ОАО "Жилье-15" по ОЖФ в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не признал.
Рассмотрев материалы настоящего административного дела, приняв во внимание объяснения защитника Общества М<...> и потерпевшего М<...> прихожу к следующим выводам.
М<...> является собственником нежилого здания по адресу: г. Пенза, ул. Тернопольская, д. 1.
Между Заявителем и ООО "Горводоканал" заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 27.05.2008 г. N1161. Согласно акту согласования границ ответственности по Договору, границей эксплуатационной ответственности ООО "Горводоканал" по водоснабжению является отмостка здания на месте водопроводного ввода в жилой дом N140 по Проспекту Победы.
Нежилое здание по адресу: г. Пенза, ул. Тернопольская, д. 1 подключено к системе холодного водоснабжения путем врезки во внутридомовую систему холодного водоснабжения, расположенную в подвале многоквартирного дома N140 по пр-ту Победы в г. Пензе (далее также - МКД N140).
По информации заявителя, 12 февраля 2018 г. подача водоснабжения в нежилое здание по адресу: г. Пенза, ул. Тернопольская, д. 1 прекращена. По мнению заявителя, причиной прекращения подачи воды являются неправомерные действия работников ОАО "Жилье-15" по ОЖФ, которые препятствуют транспортировке холодной воды по сетям данного многоквартирного дома.
Согласно реестру лицензий на управление многоквартирными домами Пензенской области, ОАО "Жилье-15" по ОЖФ является управляющей организацией и осуществляет управление МКД N140.
Из представленной ООО "Горводоканал" информации следует, что сеть холодного водоснабжения проложена в лотке теплотрассы и в границах эксплуатационной ответственности ООО "Горводоканал" не расположена. Мер по ограничению, прекращению холодного водоснабжения в отношении объекта водопотребления, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Тернопольская, д. 1, ООО "Горводоканал" не предпринимало. Подача холодного водоснабжения в многоквартирный дом N140 по проспекту Победы в г. Пензе на границе эксплуатационной ответственности осуществляется в полном объеме.
Из представленного ООО "Горводоканал" Акта от 13.06.2018 г., составленного начальником октябрьского участка , мастером Октябрьского участка , мастером ОАО "Жилье-15" по ОЖФ следует, что задвижка, регулирующая подачу холодной воды по водопроводу, идущему в МКД N140 по проспекту Победы, находится в открытом положении. Без закрытия задвижки иной возможности ограничить, либо прекратить подачу холодной воды в МКД N140 по проспекту Победы не имеется. На момент осуществления проверки водоснабжение в МКД N140 осуществляется.
В Акте от 18.06.2018 г., составленном начальником октябрьского участка , бр. слесарей ООО "Горводоканал" , собственником нежилого здания по адресу: г. Пенза, ул. Тернопольская, д. 1 М<...> зафиксировано, что на момент обследования нежилого здания по ул. Тернопольской, д. 1 в г. Пензе холодное водоснабжение в здании отсутствует. Мер по ограничению, прекращению холодного водоснабжения в отношении Нежилого здания ООО "Горводоканал" не предпринимало. Подача холодного водоснабжения в МКД N140 по проспекту Победы в г. Пензе на границе эксплуатационной ответственности сторон осуществляется в полном объеме.
В своих объяснениях по данному вопросу ОАО "Жилье-15" по ОЖФ сообщило следующее.
Между М<...> и ОАО "Жилье-15" по ОЖФ договорные отношения и акты согласования границ сетей отсутствуют.
В соответствии со статьей 36 ЖК РФ, пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) включается в состав общего имущества.
Коммуникации ХВС, ГВС, отопления нежилого здания, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Тернопольская, д.1 подключены к общедомовым сетям многоквартирного дома N140 по пр-ту Победы в г. Пензе.
Вместе с тем, собственники помещений МКД N140 категорически против предоставления общедомовых сетей для снабжения коммунальными ресурсами Нежилого здания, по мнению собственников при имеющейся схеме подключения качество коммунальных услуг в жилых помещениях МКД значительно снижено.
06.06.2018 г. в адрес ОАО "Жилье-15" по ОЖФ поступило обращение председателя совета МКД, а также протокол общего собрания собственников помещений МКД от 07.06.2018 г. согласно которому принято решение об отключении Нежилого здания от внутридомовых инженерных сетей ХВС, ГВС, отопления.
По информации, представленной ОАО "Жилье-15" по ОЖФ от 14.06.2018 г., Общество не производило работ по отключению Нежилого здания от общедомовых сетей ХВС, ГВС, отопления, вместе с тем, на управляющую организацию законодательством возложена обязанность по исполнению принятых на общем собрании решений собственников помещений в МКД, в связи с чем ОАО "Жилье-15" по ОЖФ намерено приступить к работам во исполнение волеизъявления собственников МКД N140.
Вместе с тем, из Акта, представленного М<...>, от 18.06.2018 г. следует, что на момент обследования нежилого здания по ул. Тернопольской, д. 1 в г. Пензе холодное водоснабжение в здании отсутствует.
При рассмотрении настоящего дела Представитель ОАО "Жилье-15" по ОЖФ пояснил, что внутридомовые сети МКД N140 по пр-ту Победы в г. Пензе являются общим имуществом данного многоквартирного дома и принадлежат на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в данном многоквартирном доме, при этом ОАО "Жилье-15" по ОЖФ собственником данных внутридомовых сетей не является и не владеет ими.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пунктам 2, 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включаются:
- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
- внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
ОАО "Жилье-15" по ОЖФ осуществляет управление многоквартирным домом N140 по пр-ту Победы в г. Пензе в соответствии с Договором управления многоквартирным домом от 01.03.2015 г.
Согласно пункта 3.1.1 Договора от 01.03.2018 г. Общество обязуется самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки и оборудование, проводить работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 г. N290, предоставлять коммунальные услуги в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 5 Приложения N1 к Договору от 01.03.2015 г. в состав общего имущества многоквартирного дома N140 по пр-ту Победы в г. Пензе в том числе включаются:
- помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме, в том числе: технический этаж, технический подвал, тех.подполье;
- механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения, в том числе система трубопроводов холодного водоснабжения, включая: стояки, регулирующую и запорную арматуры, относящиеся к общему имуществу МКД, розлив, общедомовые приборы учета.
Таким образом, поскольку ОАО "Жилье-15" по ОЖФ осуществляет функции управляющей организации МКД N140 по пр-ту Победы в г. Пензе, действует в интересах собственников указанного МКД, осуществляет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном МКД, следовательно, ОАО "Жилье-15" по ОЖФ выполняет функции владения, в том числе в отношении внутридомовых сетей водоснабжения, расположенных в указанном МКД.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Поскольку нежилое здание, расположенное по адресу: г. Пенза, ул. Тернопольская, д.1, не имеет непосредственного технологического присоединения к централизованным сетям холодного водоснабжения ООО "Горводоканал", технологическое присоединение указанного здания осуществлено опосредованно через сети, расположенные в МКД по адресу: N140 по пр-ту Победы в г. Пензе, обслуживание которых от имени собственников осуществляет ОАО "Жилье-15" по ОЖФ.
Таким образом, ОАО "Жилье-15" по ОЖФ, являясь управляющей организацией многоквартирного дома N140 по пр-ту Победы в г. Пензе в силу требований части 3 статьи 11 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" не вправе препятствовать транспортировке воды в целях обеспечения холодного водоснабжения нежилого здания, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Тернопольская, д.1.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Время совершения административного правонарушения - с 18 июня 2018 года по настоящее время.
Место совершения правонарушения - Пензенская область, г. Пенза.
У ОАО "Жилье-15" по ОЖФ имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В рассматриваемом случае существенная угроза общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям закона.
Таким образом, в действиях ОАО "Жилье-15" по ОЖФ содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно, совершение действий, направленных на препятствование транспортировке воды по внутридомовой инженерной системе холодного водоснабжения многоквартирного дома N140 по проспекту Победы в г. Пензе в нежилое здание по адресу: г. Пенза, ул. Тернопольская, д. 1.
На основании части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Тяжелое финансовое положение Общества подтверждается наличием убытков от деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда по результатам 2017 г.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, является:
- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
- тяжелое финансовое положение юридического лица;
- совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП впервые.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не выявлено.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Так как административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.21 КоАП совершено ОАО "Жилье-15" по ОЖФ впервые, считаю возможным заменить наказание в виде административного штрафа предупреждением.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 4.1.1, а также частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать в действиях Открытого акционерного общества "Жилье-15" по обслуживанию жилого фонда (440062, г. Пенза, ул. Онежская, д. 5, ИНН 5835080260, ОГРН 1095835000392) наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
2. Назначить ОАО "Жилье-15" по ОЖФ наказание в виде предупреждения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель управления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 26 июля 2018 г. N 2-06/10-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.07.2018