Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 19.04.2018 N 141 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Перспектива" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - управление по строительству, транспорту, ЖКХ и ТЭК администрации Грайворонского района; уполномоченного органа - администрации Грайворонского района, в отсутствие представителей заявителя - ООО "Перспектива" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 281-18\x{2011}Т по жалобе ООО "Перспектива" на положения документации при проведении электронного аукциона на строительство двух резервуаров на водозаборе "Южный" в г. Грайвороне Белгородской области (2-я очередь) (закупка N 0126300041418000031) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы ООО "Перспектива" следует, что в части 16 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2015 года N 99, так как начальная максимальная цена контракта закупки составляет менее 10 млн. рублей.
Заказчик - управление по строительству, транспорту, ЖКХ и ТЭК администрации Грайворонского района и уполномоченный орган - администрация Гайворонского района представили письменные возражения на жалобу ООО "Перспективы".
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражениях на жалобу ООО "Перспектива", пояснили, что в части 16 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе допущена техническая ошибка в части не удаления фрагмента требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2015 года N 99.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Перспектива", возражения заказчика и уполномоченного органа, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 02.04.2018 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - строительство двух резервуаров на водозаборе "Южный" в г. Грайвороне Белгородской области (2-я очередь).
(максимальная) цена контракта - 9 177 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Перспектива" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Довод жалобы ООО "Перспектива" Комиссия считает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 (далее - Постановление) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов установлены дополнительные требования согласно Приложению N1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением N1 к Постановлению.
Из пункта 2 Приложения N1 Постановления следует, что к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В пункте 2 части 16 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2015 года N 99 о том, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 15 настоящего раздела документации, а именно:
- копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с
градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Начальная (максимальная) цента контракта при осуществлении закупки путем проведения Электронного аукциона не превышает 10 млн. рублей, в связи с чем дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением, в извещении и документации об Электронном аукционе не должны быть установлены.
Из изложенного следует, что установление в пункте 2 части 16 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При проведении внеплановой проверки Комиссией в действиях заказчика выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).
В извещении и документации об Электронном аукционе установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 18 апреля 2018 года 09-00 часов. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, датой окончания срока подачи участниками аукциона запроса о даче разъяснений положений документации об Аукционе является 14 апреля 2018 года, а датой окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе - 16 апреля 2018 года.
При этом, в пункте 24 Раздела II "Информационная карта аукциона" документации об Электронном аукционе указана иная дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об Электронном аукционе - 13 апреля 2018 года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и наличии признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 года.
Объектом закупки является строительство двух резервуаров на водозаборе "Южный" в г. Грайвороне Белгородской области (2-я очередь).
Из пункта 4.17 проекта контракта документации об Электронном аукционе следует, что подрядчик в течение одного рабочего дня со дня размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе с целью включения в Контракт, предоставляет Заказчику по адресу электронной почтыoks@gr.belregion.ru перечень конкретных видов и объемов работ(в соответствии в постановлением N570 от 15 мая 2017 г) по объекту: строительство двух резервуаров на водозаборе "Южный" в г. Грайвороне Белгородской области (2-я очередь) из числа видов работ и объемов работ, исходя их сметной стоимости этих работ, предусмотренных сметной документацией, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту. В совокупном стоимостном выражении такие работы должны составлять не менее 15% цены Контракта.
Согласно пункту 4.18 проекта контракта указанные сведения п.4.17 предоставляются по форме согласно Приложению N3 "Виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно".
При этом документация об Электронном аукционе не содержит перечень возможных видов и объемов работ по строительству объекта, являющемуся предметом закупки, из числа видов работ, утвержденных Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, что является нарушением части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - управления по строительству, транспорту, ЖКХ и ТЭК администрации Грайворонского района нарушения пунктов 2 и 11 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 39
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
Дата выдачи: 23 апреля 2018 года Место выдачи: Белгородское УФАС России,
г. Белгород, ул. Преображенская, 82.
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 19.04.2018 N 141 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Перспектива" (далее - Комиссия), руководствуясь частями 22 и 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании решения от 23.04.2018 по делу N 281-18-Т, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "Перспектива" на положения документации при проведении электронного аукциона на строительство двух резервуаров на водозаборе "Южный" в г. Грайвороне Белгородской области (2-я очередь) (закупка N 0126300041418000031) (далее - Электронный аукцион), проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
С целью устранения нарушений пунктов 2 и 11 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, допущенных при проведении Электронного аукциона:
1. Аукционной комиссии отменить:
- протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме N 0126300041418000031-1 от 19.04.2018, протокол подведения итогов электронного аукциона 0126300041418000031-3 от 24.04.2018 года.
2. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки):
- отменить протокол проведения электронного аукциона N 0126300041418000031 от 23.04.2018;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Электронном аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Электронном аукционе, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Электронного аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Электронном аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Электронном аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
3. Заказчику - управлению по строительству, транспорту, ЖКХ и ТЭК администрации Грайворонского района (далее - Заказчик):
- привести документацию об Электронном аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения Комиссии Белгородского УФАС России от 23.04.2018 по делу N 281-18-Т;
- разместить извещение и документацию об Электронном аукционе с изменениями на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт);
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Электронном аукционе и дату проведения Электронного аукциона, а также разместить указанные сведения на Официальном сайте. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе должна быть назначена не ранее, чем через 15 дней со дня размещения на Официальном сайте извещения и документации об Электронном аукционе с изменениями.
4. Оператору электронной площадки:
- назначить время проведения Электронного аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения такого аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Электронном аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Электронном аукционе, дате и времени проведения Электронного аукциона.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и с учетом решения от 23.04.2018 по делу N 281-18-Т.
Настоящее предписание подлежит исполнению в течение десяти рабочих дней с момента получения копии настоящего предписания.
Об исполнении настоящего предписания незамедлительно уведомить Белгородское УФАС России по факсу (4722) 32-16-92 или электронной почте to31@fas.gov.ru с направлением подтверждающих документов в письменной форме.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения в установленный срок настоящего предписания Белгородское УФАС России вправе обратиться в суд с иском о понуждении к исполнению предписания.
Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 23 апреля 2018 г. N 281-18-Т
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.04.2018