Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_.";
"_.";
"_.",
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" (далее - Заявитель, Общество) на действия администрации Москаленского муниципального района Омской области (далее - уполномоченный орган), муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области "Алексеевская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона по выполнению ремонтных работ здания школы (извещение N 0152300015618000043) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей уполномоченного органа: "_."
в отсутствие представителей Заявителя и Заказчика, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила жалоба Заявителя (вх. N 8152э от 18.09.2018) на положения документации об электронном аукционе, в которой указано, что при осуществлении закупки Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-8024э от 19.09.2018) уполномоченным органом были представлены (вх. N 8254 от 21.09.2018) материалы электронного аукциона.
Из представленных материалов следует, что 03.09.2018 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 7554811,94 руб.
В протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.09.2018 указано, что на участие в закупке поступило 5 заявок, только одна заявка с идентификационным номером 103795151 признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, аукцион признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений уполномоченного органа и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. В жалобе заявителя указано: "в силу ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ. Следует отметить, что положения ст. 31 Закона N 44-ФЗ не предусматривают возможности включения в документацию о закупке, проект контракта условия о том, что участник должен выполнять работы лично, а также установления запрета на привлечение к их выполнению субподрядчика".
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В соответствии с пунктом 1 статьи 704 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
В пункте 1.4 проекта муниципального контракта указано следующее: "Работы по настоящему контракту выполняются Подрядчиком лично, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном локальным сметным расчетом (Приложение N 1 к настоящему контракту), в соответствии наименованием и характеристикой товаров, используемых при выполнении работ (Приложение N 2 к настоящему контракту)".
По мнению Комиссии, данное условие не противоречит указанным нормам гражданского законодательства, учитывая, для выполнения работ, предусмотренных муниципальным контрактом, не требуются специальные допуски или лицензии, в связи с чем Комиссия признала довод жалобы необоснованным.
3.2. В жалобе заявителя также указано:
"В позиции 7 "Грунтовка акриловая НОРТЕКС-ГРУНТ или эквивалент" раздела "Наименование и характеристики товаров, используемых при выполнении работ" заказчик устанавливает: "Цвет грунтовки должен быть белым, плотность 1,00-1,02 г/куб. см при t 20оС, pH среды 5-6."
Согласно ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин:
Таблица 5 - Внесистемные единицы, допустимые к применению наравне с единицами СИ
Таким образом, не понятно, что имел в виду заказчик, устанавливая требование "при t 20оС". Исходя из этого при выполнении работ, товар может не подойти. Считаем, что данное требование носит необъективный характер и не позволяет подать правильную заявку на участие. В действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией установлено, что в пункте 7 Приложения N 1 "Задания на выполнение работ" к документации об электронном аукционе указано следующее:
7 |
Грунтовка акриловая НОРТЕКС-ГРУНТ или эквивалент |
Цвет грунтовки должен быть белым, плотность 1,00-1,02 г/куб. см при t 20оС, pH среды 5-6. |
В возражениях уполномоченного органа на жалобу также указано: "в позиции 7 "Грунтовка акриловая НОРТЕКС-ГРУНТ или эквивалент" раздела "Характеристика используемых материалов" при описании товара заказчик ориентировался на характеристики производителя".
Общеизвестно, что латинская буква "t" обозначает температуру в формулах физики, также данная буква обычно (статья 5 Гражданского кодекса Российской Федерации) используется производителями и продавцами на сайтах в сети Интернет, на упаковке и т.д. при обозначении температурных характеристик товаров, соответственно указание буквы "t" совместно со значением и единицей измерения температуры не могло ввести в заблуждение участников закупки. С учетом указанного, Комиссия признала данный довод жалобы необоснованным.
3.3. В жалобе заявителя приведен следующий довод:
"В позиции 10 "Грунтовка "Тифенгрунд", КНАУФ или эквивалент" раздела "Наименование и характеристики товаров, используемых при выполнении работ" заказчик устанавливает единицы измерения не соответствующие государственным стандартам:
"Фасовка: 10 кг, Цвет: белая, Расход должен быть: 70-100 г/1 кв.м."
Согласно ГОСТ 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин" единицей измерения площади является квадратный метр - "м2".
Таблица 2 - Примеры производных единиц СИ, наименования и обозначения которых образованы с использованием наименований и обозначений основных единиц СИ.
Аналогично в позициях 7, 8".
Комиссией установлено, что в пунктах 7, 8, 10 Приложения N 1 "Задания на выполнение работ" к документации об электронном аукционе указано следующее:
7 |
Грунтовка акриловая НОРТЕКС-ГРУНТ или эквивалент |
Цвет грунтовки должен быть белым, плотность 1,00-1,02 г/куб.см при t 20оС, pH среды 5-6. |
8 |
Смесь штукатурная "Ротбанд", КНАУФ или эквивалент |
Толщина слоя: стена 5 - 50 мм, потолок 5 - 15 мм; прочность: на сжатие: не менее 2,5 МПа, на изгиб: не менее 1,0 Мпа, максимальный размер фракции: до 1,2 мм; плотность в затвердевшем состоянии: не менее 950 кг/м3; |
10 |
Грунтовка "Тифенгрунд", КНАУФ или эквивалент |
Фасовка: 10 кг, Цвет: белая, Расход должен быть: 70-100 г/1 кв.м. |
В соответствии с ГОСТ 8.417-2002, наименованием единицы измерения "Площади" является "квадратный метр", а обозначением "м2".
Фактически, в "характеристиках товара" заказчик указал наименование единицы измерения, что не может ввести участников закупки в заблуждение, в связи с чем Комиссия считает данный довод жалобы необоснованным.
3.4. В жалобе указано:
"В позиции 18 "Сталь" раздела "Наименование и характеристики товаров, используемых при выполнении работ" заказчик устанавливает: "Сталь круглая углеродистая обыкновенного качества марки ВСт3пс5-1 или эквивалент, диаметром не менее 10 мм.
Таким образом, требование заказчика "Сталь круглая углеродистая обыкновенного качества марки ВСт3пс5-1 или эквивалент, диаметром не менее 10 мм." противоречит ГОСТ 380-2005, так как согласно ГОСТ сталь марки ВСт3пс5-1 не производят.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ, что нарушает нормы п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе".
При рассмотрении жалобы данный довод жалобы нашел свое подтверждение, был признан Комиссией обоснованным.
3.5. Жалоба содержит следующий довод:
"В позиции 38 "Бетон" раздела "Наименование и характеристики товаров, используемых при выполнении работ" заказчик устанавливает: "Мелкозернистый, класс В15(М200)".
В ГОСТ 26633-2015 отсутствует показатель характеристики бетона с обозначением М100 или М50 или М200. Заказчиком до сих пор используется недействующий ГОСТ 26633-91"Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", который устанавливал этот показатель, в частности:
Таким образом, Заказчик опирался при описании объекта закупки на недействующий ГОСТ, нарушая п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 26.07.2017) (Далее - ФЗ N 44), гласящего, что "заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться" следующим правилом: "использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика".
Заказчик может их не использовать, но при этом в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, что закреплено в том же пункте ст. 33 ФЗ N 44. Однако такое обоснование отсутствует в аукционной документации.
Следовательно, Заказчиком нарушен п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44".
Комиссией установлено, что в пункте 38 Приложения N 1 "Задания на выполнение работ" к документации об аукционе действительно указан класс бетона с обозначением В15(М200).
Комиссия отмечает, что в указанном пункте наряду с маркировками бетона согласно ГОСТ 26633-2015 - В15 в скобках указана маркировка бетона по ранее действовавшему ГОСТу.
Такое указание маркировки бетона не могло повлиять на результат проведения аукциона и ввести в заблуждение участников закупки, в связи с чем Комиссия считает данный довод жалобы необоснованным.
При этом Комиссия неоднократно ранее уже высказывала свою позицию в решениях по аналогичным доводам жалоб заявителя, в связи с чем усматривает в действиях заявителя злоупотребление правом.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" на действия администрации Москаленского муниципального района Омской области, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области "Алексеевская средняя общеобразовательная школа" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона по выполнению ремонтных работ здания школы (извещение N 0152300015618000043) в части неверного указания в документации марки стали.
2. Признать в действиях администрации Москаленского муниципального района Омской области, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области "Алексеевская средняя общеобразовательная школа" нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты проведения электронного аукциона предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_." |
Члены Комиссии: |
"_." |
|
"_." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 сентября 2018 г. N 03-10.1/291-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.09.2018