Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела N 4-14.3-1669/00-08-18 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО "Рекитт Бенкизер" (адрес: ул. Шлюзовая наб., д.4, г. Москва, 115114, ОГРН 1037705023300, ИНН 7705495411, КПП 770501001; дата регистрации: 28.03.2003)
в отсутствие представителя ООО "Рекитт Бенкизер" (надлежаще уведомленного)
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступили многочисленные обращения граждан о факте распространения в эфире федеральных телеканалов рекламы презервативов "Durex", под условными наименованиями "Social-STI Kate" и "Social-STI Tom" (далее- "Ролик 1" и "Ролик 2"), в 2017 году.
Данная реклама представляет собой два видео ролика в которых сообщается:
Ролик 1: "Хочешь познакомиться с девушкой? Как тебе Вика? Очаровательная. Романтичная. Весёлая. И у неё сифилис...Она не знает об этом... Когда тебе нравится девушка, ты об этом не думаешь. Практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией. Ходи на свидание с Дюрекс".
Ролик 2: ""Хочешь познакомиться с парнем? Как тебе Руслан? Спортивный. Харизматичный. Уверен в себе. И у него гонорея...Он не знает об этом... Когда тебе нравится парень, ты об этом не думаешь. Практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией. Ходи на свидание с Дюрекс".
При этом утверждение "Практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией" сопровождается сноской: "*Методические рекомендации N 33 "Как родить здорового ребёнка"/Департамент здравоохранения г. Москвы. - М.:2014.-С.9".
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 11 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о результатах исследований и испытаний.
Из смысла рекламы презервативов "Durex" вытекает, что примерно 50% населения России было заражено заболеванием, передающимся половым путем, что противоречит официальной статистике Минздрава России.
В обоснование содержащейся в рекламе информации ООО "Рекитт Бенкизер" представлены "Методические рекомендации N 33 "Как родить здорового ребёнка"/Департамент здравоохранения г. Москвы". Указанные Методические рекомендации не содержат статистических данных о заболеваемости, передаваемой преимущественно половым путем.
Также ООО "Рекитт Бенкизер" в обоснование использования ссылок на "Методические рекомендации N 33 "Как родить здорового ребёнка" как о результатах проведенных исследований в рекламе презервативов "Durex" ("Ролик 1" и "Ролик 2") в эфире федеральных телеканалов в 2017 году представлены следующие документы:
- письмо Департамента здравоохранения города Москвы N10-15-41747/18ДСП от 28.08.2018 содержащее информацию об инфекциях, инфекционных заболеваниях, способах инфицирования и их последствиях для человека. Последний абзац данного письма Департамента здравоохранения города Москвы содержит вывод, что методические рекомендации сформированы на основе результатов научных исследований, решений научных конференций, научно-практических семинаров, методических советов и т. п. По вопросам научной деятельности, носят исключительно рекомендательный характер, и не являются нормативным актом в сфере здравоохранения, а также федеральной формой статистической отчетности;
письмо Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы" исх.N1319И-18 от 24.08.2018 г., из которого следует, что Методические рекомендации Департамента здравоохранения города Москвы хоть и не являются закрытым документом, но ориентированы прежде всего на врачей-специалистов столичной медицинской сети, и не предполагают использования текста в рекламных и коммерческих целях. Как любой научно-методический труд они могут рассматриваться только в контексте всего произведения целиком, и лишаются смысловой полноты при вырывании отдельных фраз из контекста.
Изложенные ООО "Рекитт Бенкизер" доводы с ссылками на указанные выше письма Департамента здравоохранения города Москвы, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы", приняты во внимание, но не являются подтверждением использования ООО "Рекитт Бенкизер" статистических данных о заболеваемости населения, передаваемыми преимущественно половым путем, обосновывающие утверждение "Практически каждый второй россиянин был заражен половой инфекцией", содержащееся в рекламе презервативов "Durex".
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации показатель первичной заболеваемости, передаваемой преимущественно половым путем (далее - ЗППП) имеет стойкую тенденцию к снижению. По данным федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения за 2007 г. указанный показатель составлял 649 952 случая (457,3 на 100 тыс. населения), в 2017 г. - 206 963 случая (141,0 на 100 тыс. населения) или 0,1% населения Российской Федерации (вх.N70326/18 от 07.05.2018).
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или сведениях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые факты/сведения.
Таким образом реклама презервативов "Durex", размещенная в эфире федеральных каналов в 2017 году, содержит нарушение пункта 11 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в части содержания не соответствующих действительности сведений о результатах исследований и испытаний.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 11 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно Договору NРНРА-161226-0015Ф от 26.12.2016, заключенному между ООО "Национальный рекламный альянс" (Компания) и ООО "Рекитт Бенкизер" (Заказчик), Заказчик обязуется заказать услуги по проведению рекламных компаний путем размещения в эфире одного или нескольких телеканалов общероссийской (федеральной) и/или орбитальной региональной рекламы согласно одному или нескольким типам размещения.
Таким образом, рекламодателем указанной рекламы презервативов "Durex" является ООО "Рекитт Бенкизер". (юридический адрес: ул. Шлюзовая наб., д.4, г. Москва, 115114, ОГРН 1037705023300, ИНН 7705495411, КПП 770501001; дата регистрации: 28.03.2003).
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
ООО "Рекитт Бенкизер" имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина ООО "Рекитт Бенкизер" в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы резервативов "Durex".
Должностным лицом при рассмотрении настоящего дела не установлено наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренную статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ.
При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Руководствуясь пунктом 11 части 3 статьи 5, частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Применить к ООО "Рекитт Бенкизер". (юридический адрес: ул. Шлюзовая наб., д.4, г. Москва, 115114, ОГРН 1037705023300, ИНН 7705495411, КПП 770501001; дата регистрации: 28.03.2003) меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.
2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)
Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044525000
Расчетный счет 40101810045250010041
КБК 161 1 1626000016000140
ОКТМО 4538 0000
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте larina@fas.gov.ru, delo@fas.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Заместитель руководителя А.Б. Кашеваров
2018-117754(1)
2018-117754(1)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 26 сентября 2018 г. N 4-14.3-1669/00-08-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.09.2018