Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В.- начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Кузина А.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВРМ" на действия организатора торгов филиала ФГУП "Почта России" - УФПС Новосибирской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку расходных материалов для оргтехники для нужд УФПС Новосибирской области (N 31806834871),
в присутствии представителя УФПС Новосибирской области- <...> (по доверенности N123/2018 от 02.04.2018 г.) и представителя ООО "ВРМ" - <...> (по доверенности от 18.09.2018 г.),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО "ВРМ" (вх. N 4944э от 10.09.2018 г.) на действия организатора торгов филиала ФГУП "Почта России" - УФПС Новосибирской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку расходных материалов для оргтехники для нужд УФПС Новосибирской области. (N 31806834871).
Заявитель сообщает следующее.
В технических требованих к поставке указывается:
Любая из нижеперечисленных моделей:
ProfiLine ***; GalaPrint ***;
Colouring ***; GalaGrand ***
То есть Заказчик не обоснованно ограничивает широкий круг потенциальных поставщиков (производителей) расходных материалов только 4 марками.
По телефону сотрудник Заказчика подтвердил, что допускаются только эти марки.
Однако, все эти 4 марки - товар одного и того же лица (производитель, дистрибьюторы, бенефициары), что не сложно определить по их же официальным сайтам, с указанием фирм, телефонов и адресов, а именно ООО Компания РМ (расходные материалы).
Производитель в Китае один и тот же.
Таким образом, в приоритете будет только 1 поставщик (тот, кому ООО Компания РМ (расходные материалы) даст "хорошие" цены).
Заявитель просит отменить не конкурентную закупку или внести изменения в аукционную документацию, что бы участие смогли принять любые добросовестные поставщики с любой маркой совместимых картриджей.
Филиал ФГУП "Поста России" - УФПС Новосибирской области представило следующие возражения на жалобу.
ФГУП "Почта России" осуществляет свою закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утвержденного приказом ФГУП "Почта России" от 21.08.2015 N 404-п (далее - Положение).
Контрактный отдел Макрорегиона Сибирь УФПС Новосибирской области - филиал ФГУП "Почта России" осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Регламентом осуществления закупочной деятельности ФГУП "Почта России" от 24.08.2017 N1.9.3.1.2-05/135-нд (далее - Заказчик).
Хронология событий:
На основании направленной УФПС Новосибирской области - филиал ФГУП "Почта России" заявки Заказчик разработал документацию о закупке на поставку расходных материалов для оргтехники для нужд УФПС Новосибирской области, после чего, 20.08.2018, разместил информацию о проведении открытого аукциона в электронной форме на УТП Сбербанк-АСТ (извещение NSBR035-180015755100338) и на официальном сайте Единой информационной системы (извещение N31806834871).
Срок окончания подачи заявок на участие в данном аукционе истек 10.09.2018.
На участие в аукционе поступило 6 (шесть) заявок участников аукциона. Дата окончания рассмотрения заявок была назначена на 14.09.2018. Однако, процедура закупки, в том числе окончание срока рассмотрения заявок приостановлено 13.09.2018 в соответствии с Уведомлением УФАС по Новосибирской области от 12.09.2018 N05-9620э.
По существу жалобы:
Документация на поставку расходных материалов для оргтехники для нужд УФПС Новосибирской области разработана Заказчиком в рамках Положения и в строгом соответствии с требованиями Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В документации о закупке в п. 3.4.1. раздела II "Информационная карта" установлено требование к составу первых частей заявок участников закупки:
"Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
- указание по выбору участника закупки на одну торговую марку и модель (их словесные обозначения) предлагаемого для поставки товара из перечня, указанного в п. 1-9 в таблице N1 в Части III документации о закупке.".
Данное требование к содержанию первых частей заявок участников регламентировано п. 13.1.9. Положения, а именно:
РАЗДЕЛ 13. СОДЕРЖАНИЕ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ.
13.1.9. при закупке товара:
- указание по выбору участника закупки на одну торговую марку и модель (их словесные обозначения) предлагаемого для поставки товара, в случае если Заказчиком в документации о закупке в соответствии с пунктом 14.7 установлен вариант 1.
Пункт 14.7.1. Положения наделяет Заказчика правом при закупке товара установить в документации один из следующих вариантов:
14.7.1. вариант 1: указание не менее четырех различных торговых марок и моделей товара (их словесные обозначения), которые удовлетворяют потребностям Заказчика. При этом все указанные торговые марки должны иметь сопоставимые характеристики.
Таким образом, при подготовке Технического задания по данной закупке Заказчик воспользовался правом, предусмотренным в Положении, указав 4 (четыре) различные торговые марки и модели требуемых к поставке картриджей.
Дословное трактование данного пункта Положения. Именно "не менее четырех различных торговых марок и моделей товара". Требование о том, что эти торговые марки и модели товара должны быть разных производителей Положением не оговорено, а значит, не запрещено.
Более того, доводы подателя жалобы о том, что Заказчик необоснованно ограничивает круг потенциальных поставщиков расходных материалов только 4 марками ошибочен по следующим причинам.
Принцип неограничения конкуренции участников по данной закупке Заказчиком соблюден и проконтролирован еще на стадии подготовки документации о закупке следующим образом:
1. До момента размещения извещения о закупке Заказчиком была получена информации от официального дистрибьютора торговых марок ProfiLine, GalaPrint, Colouring и GalaGrand, о том, что картриджи указанных марок реализуются через дилерскую сеть, при этом сам дистрибьютор участия в торгах не принимает, что означает отсутствие недобросовестной конкуренции со стороны дистрибьютора, а также то, что все потенциальные поставщики картриджей указанных торговых марок находятся в равных условиях по отношению к Заказчику (копия информационного письма ООО "Компания РМ" прилагается).
2. При подготовке документации о закупке на стадии обоснования начальной (максимальной) цены договора Заказчиком использовались коммерческие предложения на поставку требуемых картриджей 3 (трех) различных потенциальных поставщиков, готовых поставить весь ассортимент картриджей, указанный в Техническом задании документации, что является подтверждением соблюдения Заказчиком требований Закона о защите конкуренции (копии коммерческих предложений ООО "Интегра", ООО "НПК "Контакт" и ООО "Терра" прилагаются).
Справочно сообщаем следующую информацию по данной закупке:
Для закупки картриджей Заказчиком были выбраны Марки ProfiLine, GalaPrint, Colouring и GalaGrand по следующим причинам:
Практика закупок, осуществляемых УФПС Новосибирской области, показала, что картриджи указанных торговых марок являются более качественными по сравнению с картриджами других торговых марок. По картриджам данных торговых марок отделениями почтовой связи и другими структурными подразделениями Заказчика (использующими картриджи для печати) заявляется намного меньше претензий и рекламаций, чем по картриджам других торговых марок.
Включение в перечень закупаемых товаров картриджей других торговых марок (в дополнение к вышеуказанным торговым маркам или вместо них) могло повлечь за собой необоснованное ограничение конкуренции и предоставление преференций конкретным производителям (поставщикам), так как на момент размещения извещения о закупке Заказчик не располагал информацией о системе реализации (сбыта) картриджей других торговых марок, помимо вышеуказанных (от производителей или дистрибьюторов соответствующих торговых марок), а соответственно не имел возможности объективно оценить соблюдение требований закона о защите конкуренции в случае включения в перечень товаров картриджей других торговых марок.
Практика закупок показала, что при проведении закупок картриджей без указания в требованиях конкретных торговых марок цена на товар (по сравнению с начальной) снижается более чем на 50% и поставщики, которые по итогам таких закупок были признаны победителями, с целью не работать в убыток, зачастую поставляют некачественный товар, причем с большими задержками по отношению к установленным срокам поставок. По поставкам некачественного товара идут очень длительные разбирательства (в том числе судебные), что в свою очередь приводит к нестабильности поставок качественного товара и нарушает стабильность работы предприятия, так как предприятие не может использовать некачественный товар в своей деятельности, а учитывая социальную ориентированность предприятия, остановка его деятельности недопустима.
По совокупности вышеуказанных обстоятельств, в целях стабильной и бесперебойной работы, заказчиком было принято решение закупать картриджи вышеуказанных торговых марок, с соблюдением требований законодательства о защите конкуренции.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
20.08.2018 г. на электронной площадке УТП Сбербанк-АТС Заказчиком ФГУП "Почта России" было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме, на поставку расходных материалов для оргтехники для нужд УФПС Новосибирской области (извещение NSBR035-180015755100338).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно извещению, дата окончания подачи заявок на участие в аукционе - 10.09.2018 г.
На участие в аукционе было подано 6 (шесть) заявок. Рассмотрение первых частей заявок должно было состояться 14.09.2018 г, но 13.09.2018 г. торги были приостановлены, в связи с уведомлением УФАС о поступившей жалобе.
Согласно Техническому заданию аукционной документации, УФПС по Новосибирской области заявило к поставке 4 марки картриджей для принтера (ProfiLine, GalaPrint, Colouring и GalaGrand).
На основании Документации открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку расходных материалов для оргтехники для нужд УФПС Новосибирской области, утвержденной руководителем контрольного отдела УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "Почта России" установлено, что картриджи для принтера, являются расходным материалом.
На заседании Комиссии представитель УФПС пояснил, что к используемому заказчиком оборудованию подходят картриджи не только указанных 4-х марок.
Согласно п.3 ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07..2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно п. 14.7.1 положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утвержденного приказом ФГУП "Почта России" от 21.08.2015 г. N404-п, при закупке товаров Заказчик вправе в документации о закупке установить один из следующих вариантов: вариант 1: указание не менее четырех различных торговых марок и моделей товара (их словесные обозначения), которые удовлетворяют потребностям Заказчика. При этом все указанные торговые марки должны иметь сопоставимые характеристики и соответствовать требованиям, предусмотренным документацией об аукционе в соответствии с пунктами 14.2 - 14.4, 14.9, а также не могут отличаться по цене более, чем на пять процентов от начальной (максимальной) цены закупаемого товара, при этом разница в цене между товаром наиболее дорогой и дешевой торговых марок не должна превышать десять процентов;
вариант 2: указание определенной торговой марки и модели товара (их словесные обозначения). Выбор данного варианта возможен в следующих случаях: необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми Заказчиком и такие товары несовместимы с товарами других торговых марок; закупки запасных частей и расходных материалов к транспортным средствам, технике, машинам и оборудованию, используемым Заказчиком; закупки уникального товара, не имеющего эквивалентов. При этом в документации о закупке указывается обоснование принятого решения о закупке такого товара и обоснование его уникальности;
вариант 3: указание торговой марки (нескольких торговых марок) и модели товара (их словесные обозначения), с указанием слов "или эквивалент" и параметров эквивалентности, используемых для определения соответствия потребностям Заказчика. При этом параметры эквивалентности не могут иметь точных значений, а должны иметь предельные значения (минимальные, максимальные) или варианты таких параметров. Количество параметров эквивалентности не может быть установлено более десяти;
вариант 4: указание товара без торговой марки и модели. При этом могут указываться показатели соответствия, используемые для определения соответствия товара потребностям Заказчика, которые не могут иметь точных значений, а должны иметь предельные значения (минимальные, максимальные) или варианты таких показателей. Количество показателей соответствия не может быть установлено более десяти.
Таким образом, при составлении Технического задания, УФПС Новосибирской области, руководствовалось положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", а именно выбрало 1-й вариант закупки, установленный п. 14.7.1 Положения, и предусматривающий указание не мене 4-х различных торговых марок товара без использования слов "или эквивалент".
Поскольку Положение о закупке утверждено ФГУП "Почта России", в действиях УФПС по Новосибирской области не усматривается нарушения при закупке 4-х моделей картриджей.
Кроме того, Комиссия считает необходимым, с целью установления соответствия Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утвержденного приказом ФГУП "Почта России" от 21.08.2015 г. N404-п, Федеральному закону от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", направить указанное положение по подведомственности в ФАС России.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ВРМ" на действия организатора торгов филиала ФГУП "Почта России" - УФПС Новосибирской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку расходных материалов для оргтехники для нужд УФПС Новосибирской области (N 31806834871) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 19 сентября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.09.2018