Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2018 года г. Тверь
Решение изготовлено в полном объеме 20 сентября 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
- Соловьев В.Д., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 04-6/2-23-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствие представителей Автономной некоммерческой организации "Редакция газеты "Вести Максатихи" (далее - АНО "Редакция газеты "Вести Максатихи") и Общества с ограниченной ответственностью "Эквивалент" (далее - ООО "Эквивалент"), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по инициативе Тверского УФАС России в отношении АНО "Редакция газеты "Вести Максатихи" и ООО "Эквивалент" по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в связи с размещением в выпуске общественно-политической газеты Максатихинского района Тверской области "Вести Максатихи" от 11.08.2017 N 31 (51645) информации следующего содержания: "Денежные ЗАЙМЫ* от 0,7% в день ЭКВИВАЛЕНТ касса взаимопомощи_", далее приведены номера телефонов и адрес, ниже текст мелким, не поддающимся прочтению шрифтом.
Пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Размещенная в газете информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услугам по предоставлению денежных займов.
Специальные требования к рекламе финансовой деятельности установлены статьей 28 Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридических лиц - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В тексте вышеуказанной рекламы отсутствует поддающаяся прочтению информация о лице, оказывающем услугу.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Учитывая вышеизложенное, если информация приведена таким образом, когда она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не позволяет ознакомиться с существенной информацией о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Таким образом, при размещении рекламы нарушены требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно части 13 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском кредите) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах", "О кредитной кооперации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон о микрофинансовой деятельности) микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Законом о микрофинансовой деятельности. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона о микрофинансовой деятельности под микрофинансовой деятельностью понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 Закона о микрофинансовой деятельности, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).
Отделение по Тверской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу письмом от 02.07.2018 N Т128-20-1-17/6828 сообщило, что ООО "Эквивалент" исключено из государственного реестра микрофинансовых организаций 06.03.2017.
Учитывая вышеизложенное при размещении рекламы нарушены требования части 13 статьи 28 Закона о рекламе.
Газета "Вести Максатихи", в которой размещена вышеуказанная реклама, зарегистрирована Верхне-Волжским межрегиональным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средства массовой информации, что подтверждено свидетельством о регистрации средства массовой информации от 04.04.2002 ПИ N 5-0451 (далее - свидетельство о СМИ).
Согласно свидетельству о СМИ периодическое печатное издание "Вести Максатихи" зарегистрировано как общественно-политическая и информационная газета, размещающая рекламу в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе; территорией распространения газеты является - Максатихинский район Тверской области.
Согласно пункту 2.2 Устава АНО "Редакция газеты "Вести Максатихи" предметом деятельности АНО "Редакция газеты "Вести Максатихи" является издание, производство, выпуск и распространение общественно-политической газеты "Вести Максатихи".
Согласно позиции АНО "Редакция газеты "Вести Максатихи", изложенной в письме от 21.06.2018 N 14, вышеуказанная реклама размещена в газете "Вести Максатихи" в соответствии с договором на информационное обслуживание от 07.04.2017 N 8 (далее - Договор), заключенным с ООО МКК "Эквивалент" (в настоящее время - ООО "Эквивалент").
Согласно пункту 1.1 Договора Исполнитель (АНО "Редакция газеты "Вести Максатихи") обязуется оказать Заказчику (ООО МКК "Эквивалент") услугу по публикации рекламных материалов коммерческого характера, а Заказчик обязуется оплатить эту услугу на условиях настоящего Договора. Пунктом 2.1 Договора предусмотрено, что Заказчик обязуется заблаговременно предоставлять Исполнителю, подготовленный рекламный модуль, доставляя их в редакцию в электронном виде или передавая по электронной почте. Согласно пункту 2.2 Договора Исполнитель обязуется опубликовать в оговоренные заранее сроки подготовленный рекламный модуль Заказчиком, внося в них редакционные правки, уведомив об этом Заказчика. Согласно пункту 4.1 Договора содержание рекламного материала не должно противоречить действующему законодательству Российской Федерации, моральным и этническим принципам Исполнителя.
Макет рекламы в готовом виде был представлен ООО МКК "Эквивалент" (в настоящее время ООО "Эквивалент") по электронной почте. Факт оказанных услуг по размещению рекламы в газете "Вести Максатихи" подтвержден подписанным обеими сторонами актом от 13.07.2017 N 164. Оплата за размещение рекламы была внесена на расчетный счет АНО "Редакции газеты "Вести Максатихи", что подтверждено выставленным счетом от 13.07.2017 N 164 и платежным поручением от 14.08.2017 N 460.
Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 1 и 13 статьи 28 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; а рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случае рекламодателем является ООО "Эквивалент", а рекламораспространителем является АНО "Редакции газеты "Вести Максатихи".
Действия АНО "Редакции газеты "Вести Максатихи" и ООО "Эквивалент", выразившиеся в размещении вышеуказанной рекламы в выпуске газеты "Вести Максатихи" от 11.08.2017 N 31 (51645), совершены с нарушением частей 1 и 13 статьи 28 Закона о рекламе.
АНО "Редакции газеты "Вести Максатихи" письмом от 08.06.2018 N 12 сообщило, что указанная реклама размещалась в период с 07.04.2017 по 25.08.2017 (в 13 выпусках).
Комиссия пришла к выводу об отсутствии основания для выдачи предписания АНО "Редакции газеты "Вести Максатихи" и ООО "Эквивалент" об устранении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Денежные ЗАЙМЫ* от 0,7% в день ЭКВИВАЛЕНТ касса взаимопомощи_", размещенную в общественно-политической газете Максатихинского района Тверской области "Вести Максатихи" (от 11.08.2017 N 31 (51645)), поскольку при ее размещении нарушены требования частей 1 и 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; признать действия АНО "Редакция газеты "Вести Максатихи" (<***> ОГРН - 1026901946796, ИНН - 6932000303) и ООО "Эквивалент" (<***> ОГРН - 1145010000233, ИНН - 5010047825) нарушающими требования частей 1 и 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе АНО "Редакция газеты "Вести Максатихи" и ООО "Эквивалент" не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения до принятия решения по настоящему делу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, В.Д. Соловьев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 6 сентября 2018 г. N 04-6/2-23-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.09.2018