резолютивная часть оглашена 12 сентября 2018 года г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 25 сентября 2018 года
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - "_" - заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;
Члены Комиссии:
"_" - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N ЕС04-02/2018-20 по признакам нарушения ИП "_" пункта 1) статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
в отсутствии:
заявителя - "_", уведомленной о времени и месте рассмотрения дела (копия определения об отложении дела NЕС04-02/2018-20 направлена на адрес электронной почты "_");
ответчика - ИП "_", уведомленного о времени и месте рассмотрения дела (копия определения об отложении дела NЕС04-02/2018-20 направлена на адрес электронной почты "_");
представителя заинтересованного лица - ООО "Агентство интеллектуальной собственности", уведомленного о времени и месте рассмотрения дела (копия определения об отложении дела NЕС04-02/2018-20 направлена на адрес электронной почты "_");
заинтересованного лица - "_" (почтовая корреспонденция, содержащая копию определения об отложении дела NЕС04-02/2018-20, вернулась в Удмуртское УФАС России с отметкой почты "Истек срок хранения", также копия определения об отложении дела NЕС04-02/2018-20 направлена на адрес электронной почты "_"),
УСТАНОВИЛА:
В Удмуртское УФАС России 22.06.2018 года поступило заявление "_" (вх. N 4478э) о распространении в социальной сети Инстаграм (сайт www.instagram.com) на странице "russian_handmade" (адрес: https://www.instagram.com/russian_handmade/) информации о реализации товаров - аксессуаров из кожи с незаконным использованием символики Международной федерации футбольных ассоциаций (Federation Internationale de Football Association) (далее - FIFA), что содержит признаки нарушения статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По факту распространения вышеуказанной информации 25.06.2018 года сотрудниками Удмуртского УФАС России осуществлен осмотр Интернет-сайтов по адресам: https://www.instagram.com/russian_handmade/ и http://russian-handmade.shop, составлен акт.
Осмотр информации, находящейся в общем доступе на сайтах https://www.instagram.com/russian_handmade/ и http://russian-handmade.shop свидетельствует о том, что на указанных сайтах размещена информация о деятельности ИП "_" (ОГРН "_") по производству и реализации изделий ручной работы из кожи и дерева
Также установлен факт реализации аксессуаров в стилистике Чемпионата мира по футболу 2018: обложек для паспорта и брелков для ключей с использованием изображения товарного знака N 600424 от 28.12.2016 года: стилизованный кубок (синего и красного цвета) надпись "FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018".
Исходя из анализа информации размещенной на странице "КОНТАКТЫ" (адрес: http://russian-handmade.shop/page/kontakty), установлено, что юридическим адресом ИП "_" является адрес: "_".
По факту незаконного использования ИП "_" символики FIFA, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике приказом N 92 от 25.06.2018 года возбуждено дело N ЕС04-02/2018-20 по признакам нарушения пункта 1) статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 25.06.2018 года рассмотрение дела N ЕС04-02/2018-20 назначено на 28.06.2018 года в 16 часов 00 минут, у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и сведения.
28.06.2018 года лица, участвующие в деле на заседание Комиссии не явились, запрашиваемые документы не представили.
По результатам рассмотрения дела 28.06.2018 года Комиссией Удмуртского УФАС России принято заключение по обстоятельствам дела, в связи с чем, дело N ЕС04-02/2018-20 было отложено на 09.07.2018 года.
05.07.2018 года в Удмуртское УФАС России поступило письменное пояснение "_" (вх. N 4799э), согласно которому рассматриваемая информация в социальной сети Инстаграм (адрес: https://www.instagram.com/russian_handmade/) размещена данным лицом самостоятельно на основании договоренности с ИП "_". Согласно данной договоренности, "_" обязался распространять в сети Интернет информацию о товарах производимых предпринимателем. Указанные действия ИП "_" не контролировались. Также "_" отмечает, что товары с использованием символики FIFA предприниматель не производит.
09.07.2018 года ИП "_" представил письменное пояснение (вх. N 4855э), согласно которому предприниматель осуществляет лишь производство изделий из кожи, реализацию осуществляют третьи лица на условиях перепродажи. Товары с использованием символики FIFA предприниматель не производит.
Предприниматель поясняет, что в конце мая - начале июня 2018 года в его адрес поступило предложение от "_" относительно оказания услуг по продвижению товаров в сети Интернет, которое было принято ИП "_". Факт распространения в социальной сети Инстаграм фотографий с изображением кожаных аксессуаров с символикой FIFA предпринимателю известен не был. ИП "_" сообщает, что никакими Интернет-ресурсами не владеет, информацию на сайтах не размещает.
Кроме того, 09.07.2018 года Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в социальной сети Инстаграм на странице "russian_handmade" (адрес: https://www.instagram.com/russian_handmade/) информация о реализации товаров - аксессуаров из кожи с использованием символики FIFA удалена.
Определением от 09.07.2018 года рассмотрение дела N ЕС04-02/2018-20 отложено на 18.07.2018 года в связи с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица "_", а также в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
C целью установления владельцев абонентских номеров, указанных на странице "russian_handmade" (адрес: https://www.instagram.com/russian_handmade/) и на сайте http://russian-handmade.shop (+7-967-877-35-20 и 8-912-461-83-90) в адрес ПАО "Вымпел-Коммуникации" и ПАО "Мобильные ТелеСистемы" были направлены соответствующие запросы.
13.07.2018 года ПАО "Вымпел-Коммуникации" представило сведения с отметкой "Коммерческая тайна" (вх. N 98ДСП), исходя из которых номер телефона +7-967-877-35-20, указанный на странице "russian_handmade" (адрес: https://www.instagram.com/russian_handmade/) и на сайте http://russian-handmade.shop, в качестве контактного для заказа товаров, принадлежит ИП "_".
17.07.2018 года ИП "_" представил письменное пояснение (вх. N 5103), согласно которому какие-либо договоры по продвижению товаров, производимых ИП "_", в письменной или устной форме между предпринимателем и гражданином "_" отсутствуют. Деятельность "_" по продвижению товаров в сети Интернет осуществлена по его собственной инициативе на условиях перепродажи товаров, производимых предпринимателем.
ИП "_" подтверждает, что договоры купли-продажи производимых им товаров с "_" не заключались, товары последний не приобретал.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 18.07.2018 года лица, участвующие в деле не явились. Документы и информация, запрашиваемые у "_" определением об отложении рассмотрения дела NЕС04-02/2018-20 от 09.07.2018 года, представлены не были.
Определением от 18.07.2018 года рассмотрение дела N ЕС04-02/2018-20 отложено на 12.09.2018 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 12.09.2018 года лица, участвующие в деле не явились, запрашиваемые документы и информация, представлены не были.
Рассмотрев представленные в материалы дела N ЕС04-02/2018-20 документы и информацию, Комиссия приходит к следующим выводам.
25.06.2018 года установлен факт распространения в социальной сети Инстаграм (сайт www.instagram.com) на странице "russian_handmade" (адрес: https://www.instagram.com/russian_handmade/) информации о реализации товаров - аксессуаров из кожи с использованием символики FIFA, а именно: обложек для паспорта и брелков для ключей с использованием изображения товарного знака N 600424 от 28.12.2016 года: стилизованный кубок (синего и красного цвета) надпись "FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018".
Осмотр информации, находящейся в общем доступе на сайтах https://www.instagram.com/russian_handmade/ и http://russian-handmade.shop свидетельствует о том, что на указанных сайтах размещена информация, в том числе, о деятельности ИП "_" по производству и реализации изделий ручной работы из кожи и дерева.
Согласно пункту 1) части 1 статьи 20 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N108-ФЗ) признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации: продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований.
Использование символики в оформлении торгового места, размещение товара при реализации, слоганах и при иных способах использования символики в маркетинговых целях, влияют на восприятие приобретателя товаров, работ и услуг и способны привести к формированию у покупателя искаженного представления об отношении товара либо его продавца к FIFA.
В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 17 Закона N108-ФЗ FIFA принадлежат имущественные права, связанные с осуществлением мероприятий, включая права на использование символики спортивных соревнований, которые FIFA вправе использовать в любой форме и любым способом. Использование указанных имущественных прав третьими лицами допускается при условии заключения соответствующего договора с FIFA или с уполномоченными организациями FIFA. Использование третьими лицами символики спортивных соревнований осуществляется в соответствии со статьи 19 Закона N108-ФЗ.
Символика с изображением стилизованного кубка (синего и красного цвета) и надписи "FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018" является товарным знаком N 600424 от 28.12.2016 года, правообладателем которого является FIFA.
Следовательно, в соответствии с положением Закона N 108-ФЗ, реализация товаров с использованием символики FIFA в отсутствие правоустанавливающих документов, является актом недобросовестной конкуренции.
Согласно пункту 9) статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с пунктом 1) статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.
Таким образом, для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно выполнять несколько условий, а именно:
- наличие конкурентных отношений между субъектами, а также наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке;
- совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц);
- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;
- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
- причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).
Отсутствие одного из данных обстоятельств исключает возможность квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в виде недобросовестной конкуренции.
Вместе с тем, в Удмуртском УФАС России отсутствуют доказательства принадлежности страницы "russian_handmade" (адрес: https://www.instagram.com/russian_handmade/) ИП "_", а также доказательства осуществления данным лицом действий по размещению рассматриваемой информации в данном Интернет-ресурсе.
Кроме того, на сайте http://russian-handmade.shop, содержащим сведения о деятельности ИП "_" по производству и реализации изделий ручной работы из кожи и дерева, отсутствует информация о производстве и реализации данным лицом аксессуаров из кожи с использованием символики FIFA, а именно: обложек для паспорта и брелков для ключей с использованием изображения товарного знака N 600424 от 28.12.2016 года: стилизованный кубок (синего и красного цвета) надпись "FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018", что подтверждается актом осмотра Интернет-сайта от 25.06.2018 года.
Согласно пункту 1) части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
На основании изложенного, а также учитывая письменное пояснение ИП "_" от 09.07.2018 года вх. N 4855э, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях данного лица.
Относительно действий гражданина "_" Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Согласно письменному пояснению от 05.07.2018 года вх. N 4799э, рассматриваемая информация в социальной сети Инстаграм (адрес: https://www.instagram.com/russian_handmade/) размещена гражданином "_" без предварительного согласования с ИП "_".
Вместе с тем, согласно нормам Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" одним из квалифицирующих признаков акта недобросовестной конкуренции является совершение противоправных действий хозяйствующим субъектом.
В силу пункта 5) статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Исходя из представленной информации, гражданин "_" не является хозяйствующим субъектом, поскольку не имеет статуса индивидуального предпринимателя, а также не является физическим лицом осуществляющим профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Следовательно, в Удмуртском УФАС России отсутствуют доказательства принадлежности гражданина "_" к категории хозяйствующий субъект.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1) части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Удмуртского УФАС России
р е ш и л а:
Производство по делу N ЕС04-02/2018-20, возбужденному в отношении индивидуального предпринимателя "_" (ИНН "_", ОГРНИП "_") по признакам нарушения пункта 1) статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 25 сентября 2018 г. N ЕС04-02/2018-20
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.09.2018