Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
рассмотрев дело N Р 25-08/18, возбужденное в отношении ООО "Клевер" по факту распространения 25.06.2018 в 14 часов 37 минут посредством звонка с абонентского номера <...> на абонентский номер <...> рекламы услуг в области компьютерной техники с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения рекламного дела;
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - <_> ООО "Клевер" <...>, действующего на основании решения N <_> Общества от <_>;
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступило обращение <_> (далее - <...>, заявитель) от 25.06.2018 (вх. С-106 от 26.06.2018) о распространении 25.06.2018 в 14 часов 37 минут посредством звонка с абонентского номера <...> на абонентский номер <...> рекламы услуг в области компьютерной техники, согласие на получение которой абонентом не давалось.
По результатам рассмотрения указанного обращения принято решение о возбуждении дела N Р 25-08/18 в отношении ООО "Клевер" по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение N 03-01/5849 от 24.08.2018.
Из материалов дела N Р 25-08/18 (далее - рекламное дело) усматривается нижеследующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу положений, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
<...> указывает, что 25.06.2018 в 14 часов 37 минут на её контактный телефон поступил звонок с номера <_>; девушка поздоровалась, назвала её по имени и отчеству, представилась как <_> и сообщила, что её звонок справочно-информационного характера. Далее <...> сообщила, что её такие звонки не интересуют, на что девушка предложила выслушать информацию и решить, интересно это или нет. Не дождавшись ответа заявителя, <_> продолжила: "Мы хотим помочь Вам и Вашему окружению с компьютерной техникой". Не дождавшись окончания фразы, <...> повторила, что её это не интересует, девушка подытожила: "В случае чего Вы знаете, куда можете обратиться. Хорошего дня, до свидания" и завершила звонок.
Заявителем приложена запись указанного телефонного разговора.
Как указывает заявитель, сразу после звонка на его телефон поступило смс-сообщение с реквизитами компании IT-Klever Company и указанием "компьютерная помощь Сыктывкар". Однако скриншот экрана телефона с текстом данного смс-сообщения заявитель не представил, ссылаясь на его удаление. В связи с чем, определить содержание поступившего заявителю смс-сообщения от компании IT-Klever Company не представляется возможным.
В ходе рассмотрения рекламного дела <_> ООО "Клевер" <...> пояснил, что распространение рекламы в рассматриваемом случае не имело место; указанное сообщение носит справочно-информационный характер о программе помощи населению; компания "Клевер" не преследует выгоду, а бесплатно создаёт возможность для населения провести диагностику компьютерной техники.
В силу п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота. Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.
Таким образом, системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.
Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке.
Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.
Указанная позиция изложена, в том числе в письме ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама".
Комиссия, оценив содержание рассматриваемой информации, распространённой посредством звонка на абонентский номер заявителя, пришла к заключению об отсутствии в ней объекта рекламирования, позволяющего выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных. Из имеющихся материалов не усматривается, что указанное сообщение направлено на продвижение на рынке какого-либо объекта рекламирования.
При таких обстоятельствах, рассматриваемая информация не содержит признаков рекламы.
Учитывая изложенное, признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе из материалов рекламного дела не усматриваются.
В соответствии с пунктом 3.56 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 (далее - Регламент), Комиссия принимает решение о прекращении рассмотрения дела, если в процессе рассмотрения дела будет установлено, в том числе отсутствие фактов нарушения законодательства о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "а" пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, пунктами 3.56, 3.57 Регламента, Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
производство по делу N Р 25-08/18 в отношении ООО "Клевер" прекратить.
Председатель Комиссии |
|
______________ <_> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
______________ <_>
______________ <_> |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 24 сентября 2018 г. N Р 25-08/18 (ключевые темы: закон о рекламе - однородные товары - рекламные услуги - средство индивидуализации - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.09.2018