Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей:
от ООО "Лайер": <...> (доверенность от 03.08.2018 N б/н),
от АО "Атомэнергоремонт": <...> (доверенность от 27.12.2017 N 31/188-ДОВ),
от АО "Атомкомплект": <...> (доверенность от 12.01.2018 N 304/16/2018-ДОВ),
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Лайер" (далее также - Заявитель) на действия заказчика - АО "Атомэнергоремонт" (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку комплекта сборно-разборных металлоконструкций для нужд АО "Атомэнергоремонт" (реестровый N 31806615470) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение его прав со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразилось в нарушении порядка размещения информации о проведении Конкурса и порядка подачи заявок, что повлекло ограничение количества участников Конкурса.
Представители Заказчика против удовлетворения жалобы возражали, представили испрашиваемые документы по спорному Конкурсу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) (в редакции, действующий на дату опубликования извещения о проведении Конкурса), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату объявления закупок, размещено на официальном сайте 27.04.2018.
18.06.2018 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой договора 395 656 321, 23 руб.
Датой и временем окончания подачи заявок определено 20.07.2018 в 12:00, датой рассмотрения заявок - 09.08.2018, датой проведения итогов Конкурса - 17.08.2018.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017
N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 505-ФЗ):
положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона N 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года;
положения о закупке, которые не соответствуют Закону о закупках
(в редакции Закона N 505-ФЗ), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе;
закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона N 505-ФЗ), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках правовым актом, регламентирующим правила закупки, является положение о закупке, принимаемое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании изложенного, согласно совместному письму Минфина России N 24-04-06/44451 и ФАС России N АД/48543/18 от 27.06.2018, учитывая положения части 3 статьи 4 Закона N 505-ФЗ, предусматривающие возможность приведения положения о закупке в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ в редакции Закона N 505-ФЗ до 1 января 2019 года, заказчик с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом N 223-ФЗ в редакции Закона N 505-ФЗ.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Пунктом 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
1. Согласно доводу жалобы до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе в Московское УФАС России была подана жалоба РОО РОККС, в связи с чем 20.07.2018 на электронной торговой площадке B2B процедура была приостановлена.
По мнению Заявителя, приостановление процедуры означает неправомерность осуществления каких-либо действий в отношении данной закупки, включая подачу заявки. В связи с этим ООО "Лайер" не подавало заявку на участие в Конкурсе, несмотря на действительные намерения, о наличии которых свидетельствует внесение обеспечения заявки (копия платежного поручения от 17.07.2018 N 1278 приложена к жалобе).
Комиссией данный довод оценивается критически в связи со следующим.
В соответствии пунктом 17 части 2 "Порядок проведения конкурса" Конкурсной документации порядок подачи и рассмотрения жалоб предусмотрены главой 10 Положения о закупках и Приложением 6 к Положению о закупках.
Согласно части 2 статьи 10.3 главы 10 Положения о закупках обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, уполномоченного органа, закупочной комиссии, оператора ЭТП осуществляется:
- в антимонопольном органе или судебном порядке в соответствии с законодательством;
- в ЦАК или АК согласно их полномочиям в порядке, предусмотренном приложением N 6 к Положению о закупках, с обязательным указанием о направлении либо ненаправлении жалобы/иска с аналогичными доводами по обжалуемой закупке в антимонопольный орган/суд.
В своих возражениях представители Заказчика пояснили, что приостановление Конкурса было связано с принятием к рассмотрению 19.07.2018 жалобы РОО РОККС, поданной в ЦАК Госкорпорации "Росатом". Также жалоба была направлена РОО РОККС в антимонопольный орган.
Пунктом 2.5 пункта 2 раздела 2 приложения N 6 установлено, что на время рассмотрения жалобы закупка приостанавливается до вынесения решения по итогам рассмотрения жалобы.
В соответствии с опубликованным в ЕИС извещением от 20.07.2018 N 304-07/4290 во время приостановки Конкурса у участников процедуры сохраняется возможность подачи заявок на участие до срока окончания подачи заявок, установленном в пункте 19 извещения о проведении Конкурса, то есть до 12:00 20.07.2018.
Таким образом, по мнению представителей Заказчика, у Заявителя была возможность реализовать свое право на подачу заявки на участие в Конкурсе, которой он не воспользовался.
Комиссия также считает необходимым отметить следующее. Частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Соответствующее уведомление по жалобе РОО РОККС было направлено антимонопольным органом в адрес Заказчика 23.07.2018, в котором было указано, что на основании частей 18, 19, 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления данного уведомления торги приостанавливаются в части заключения договора до рассмотрения жалобы по существу. Между тем сроком окончания подачи заявок определено 20.07.2018.
Кроме того, возможность подачи заявки подтверждается тем, что согласно протоколу открытия доступа к поданным заявкам на участие в Конкурсе от 30.07.2018 N 1/1806181065202 заявка ООО "ИК ГЕОС" была подана 20.07.2018 в 11:37.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что процедура приостановления Конкурса в соответствии с положениями Закона о защите конкуренции была осуществлена Заказчиком только 23.07.2018, в связи с чем у Заявителя была возможность подать заявку на участие в Конкурсе до установленного срока подачи заявок (20.07.2018), и признает данный довод жалобы необоснованным.
Также податель жалобы считает неправомерным со стороны Заказчика непродление сроков подачи заявок на участие в Конкурсе.
26.07.2018 Заказчиком опубликовано извещение о возобновлении конкурса и продлении Конкурса, в соответствии с которым были изменены следующие сроки:
Срок открытия доступа к поданным заявкам: 12:00 (время московское) 30 июля 2018 года;
Оценочная стадия рассмотрения заявок в Конкурсе и проведение итогов Конкурса: не позднее 27 августа 2018 года.
По мнению Заявителя, Заказчик был обязан в соответствии с подпунктами 3.2, 3.3 пункта 3 раздела 1 Приложения N 12 Положения о закупках в связи с внесением изменений в Конкурсную документацию продлить срок подачи заявок. При этом срок подачи заявок на участие в закупке продлевается так, чтобы со дня размещения внесенных изменений на официальном сайте и ЭТП до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем 15 (Пятнадцать) календарных дней.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что приведенные Заявителем нормоположения применяются Заказчиком в случае внесения изменений в Конкурсную документацию по инициативе Заказчика. Внесение же изменений в части изменения сроков открытия доступа к поданным заявкам, даты оценочной стадии и подведения итогов связано с рассмотрением жалобы антимонопольным органом.
Довод Заявителя оценивается Комиссией как несостоятельный ввиду того, что в Положении о закупках содержится специальная норма, подлежащая применению в случае обжалования действий Заказчика. Так в соответствии с пунктом 17 части 2 "Порядок проведения конкурса" Конкурсной документации при возобновлении обжалуемой процедуры закупки, приостановленной до момента открытия доступа к заявкам, в случае отзыва жалобы или признания жалобы необоснованной, срок окончания подачи заявок на участие в закупке не изменяется.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии у Заказчика обязанности продления сроков подачи заявок на участие в Конкурсе, и , следовательно, признании данного довода жалобы необоснованным.
Заявителем также обжалуется установление Заказчиком сроков заключения договора, по мнению Заявителя, не соответствующих требованиям действующего законодательства.
Так в пункте 21 извещения о проведении Конкурса указано, что договор заключается в течение 20 (двадцати) дней, но не ранее чем через 10 (десять) дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП протокола подведения итогов конкурса, за исключением следующих случаев:
действия (бездействие) заказчика, организатора конкурса, конкурсной комиссии, оператора ЭТП при осуществлении закупки обжалуются в ЦАК, АК, антимонопольном органе ИЛИ в судебном порядке; в данном случае срок заключения договора продлевается на количество дней задержки;
в соответствии с законодательством РФ для заключения необходимо его одобрение органом управления заказчика; в данном случае срок заключения договора продлевается на количество дней задержки;
если в соответствии с законодательством РФ или обязательными для исполнения правовыми актами федеральных органов исполнительной власти требуются дополнительные мероприятия для заключения договора; в данном случае договор заключается в течение 20 дней со дня выполнения предписанных мероприятий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано
с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок
на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
На основании письма ФАС России от 23.01.2018 N ИА/3655/18 жалоба
на положения документации о Закупке, поданная лицом, не подавшим заявку
на участие в Закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в Закупке подлежит оставлению без рассмотрения.
Исходя из текста жалобы Заявитель обжалует положения Конкурсной документации.
Извещение о проведении Закупки опубликовано в соответствии с извещением о проведении Конкурса датой окончания подачи заявок является 20.07.2018.
При этом жалоба Заявителя поступила в Московское УФАС России 30.07.2018.
В ходе рассмотрения документов и сведений, представленных на заседание Комиссии, установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре от 07.08.2018 N 31806615470-02 Заявитель заявку не подавал.
Таким образом жалоба поступила в нарушение сроков, предусмотренных частью 11 статьи 3 Закона о закупках.
В связи с изложенным у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов, а также доказательств ограничения количества участников Торгов.
В связи с изложенным, Комиссией принято решение оставить данный довод жалобы без рассмотрения.
С учетом изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Лайер" (ОГРН: 1077847463110; ИНН: 7801441722) на действия АО "Атомэнергоремонт" (ОГРН: 1085029002079; ИНН: 5029112443) при проведении Конкурса без рассмотрения в части обжалования положений Конкурсной документации, а остальной части - необоснованной.
Снять ограничения на размещение Аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 02.08.2018 N НО/37020/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 августа 2018 г. N 1-00-1379/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.09.2018