Резолютивная часть решения вынесена 11.09.2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 12.09.2018 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
<_> - председатель комиссии, временно исполняющий обязанности руководителя Управления;
<_> - член комиссии, исполняющий обязанности заместителя Управления;
<_> - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления;
<_> - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления;
в присутствии представителей Заказчика - <_> (по доверенности от 11.09.2018 N 2703), <_> (по доверенности от 02.11.2016 N 2897/1); представители Заявителя на рассмотрение не явились,
рассмотрев жалобу ООО "Лаборатория цифрового зрения" на положения документации при проведении электронного аукциона - Устройство систем видеоконтроля (камер фото - видеофиксации нарушений правил дорожного движения) на участке км 113+800 - км 378+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск в Ярославской области(извещение N0330100010518000120), в котором Заказчик - ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ МОСКВА-АРХАНГЕЛЬСК ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" (далее - ФКУ "Упрдор "Холмогоры", Заказчик)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба от ООО "Лаборатория цифрового зрения" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФКУ "Упрдор "Холмогоры" при проведении вышеуказанной закупки, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе, а именно:
В соответствии с п. 78 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 N 664 (далее по тексту - Регламент) для средств автоматической фиксации, применяемых при надзоре за дорожным движением, обязательными являются требования, установленные ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 57144).
1. В Приложении N 2 к документации об электронном аукционе заказчик установил необоснованные требования к стационарному автоматическому комплексу фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения ТИП-1:
Разрешенная высота установки, м. 3-10 метров
Беспроводной доступ организован по технологии подключения, Wi-Fi 2.4 ГГц
Данные требования отсутствуют (не установлены) в ГОСТ Р 57144 или других нормативных актах и, соответственно, не являются потребительскими свойствами товара, не оказывают влияния на потребительские свойства автоматизированных комплексов фотовидеофиксации, установленные потребителем результатов их применения - Министерством внутренних дел Российской Федерации. В противном случае, т.е. если бы данные требования являлись бы потребительскими свойствами, то они были бы включены (установлены) в ГОСТ Р 57144 или ином нормативном акте.
Введение данных требований дополнительно к требованиям, установленным потребителем результатов применения автоматизированных комплексов фотовидеофиксации сужает состав возможных участников торгов.
Заказчик не включил в описание объекта закупки обоснование не используемых в ГОСТ Р 57144 указанных показателей, чем нарушил правило, установленное пунктом 2 части 1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Аналогично отличаются от установленных ГОСТ Р 57144 следующие требования:
Вероятность условного распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств (при соблюдении положений ГОСТ Р 50577-93 и Конвенции о дорожном движении 1968 г.,% - 98.
Указанное требование противоречит ГОСТ Р 57144, где указанный показатель определяется как "не менее 92%".
2. В Приложении N 2 к документации об электронном аукционе заказчик установил необоснованные требования к стационарному автоматическому комплексу фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения ТИП-2:
Ширина зоны контроля , 15 м.
Измеряемая максимальная скорость ТС км/ч. 300
Указанные параметры также не отвечают требованиям, указанным в ГОСТ 57144.
Таким образом, заказчик сократил диапазон возможных значений показателя по сравнению с установленным ГОСТ, и ограничил количество возможных участников закупки.
3. Кроме того, Заказчик определяет требование к ПО:
"Совместимо с программным обеспечением серверов, используемых в ГИБДД МВД РФ по Ярославской области".
Вместе с тем, Заказчик не уточняет параметры совместимости, а также характеристики ПО, установленные на указанных серверах.
В Техническом задании на Исполнителя возлагается обязанность по организации передачи информации в Единое программное обеспечение ЦАФАП МВД России, а какое именно программное обеспечение используется в подразумеваемом ЦАФАП МВД России не описано, равно как не указано место нахождение данного Единого ПО.
4. В требованиях к комплексам типа 1,2, 3 установлено:
Измерение скорости, распознавание государственных регистрационных знаков и выявление нарушителей непосредственно фоторадарным блоком |
- |
требуемые значения не установлены |
требуемые значения не установлены |
без привлечения дополнительных внешних аппаратных вычислительных ресурсов |
требуемые значения не установлены |
Потребляемая мощность в рабочем диапазоне температур на каждый фоторадарный блок. |
Вт |
требуемые значения не установлены |
120 |
требуемые значения не установлены |
требуемые значения не установлены |
Масса одного фоторадарного блока, (без дополнительных съемных узлов, модулей и элементов крепления) |
кг |
требуемые значения не установлены |
11 |
требуемые значения не установлены |
требуемые значения не установлены |
Фоторадарный блок изготовлен с использованием средств |
- |
требуемые значения не установлены |
требуемые значения не установлены |
препятствующих его обмерзанию, запотеванию и налипанию снега во время работы |
требуемые значения не установлены |
Возможность выявления и фиксирования нескольких нарушителей скоростного режима, одновременно находящихся в поле зрения фоторадарного блока |
- |
требуемые значения не установлены |
требуемые значения не установлены |
обеспечена |
требуемые значения не установлены |
Степень защиты оболочки фоторадарного блока |
IP |
65 |
требуемые значения не установлены |
требуемые значения не установлены |
требуемые значения не установлены |
Регулировка яркости подсветки в составе фоторадарного блока |
- |
требуемые значения не установлены |
требуемые значения не установлены |
автоматическая |
требуемые значения не установлены |
Степень защиты оболочки фоторадарного блока |
IP |
65 |
требуемые значения не установлены |
требуемые значения не установлены |
требуемые значения не установлены |
Масса фоторадарного блока, (без дополнительных съемных узлов, модулей и элементов крепления) |
кг |
требуемые значения не установлены |
10 |
требуемые значения не установлены |
требуемые значения не установлены |
Данным требованиям удовлетворяют только радарные типы комплексов.
Таким образом Заказчик ограничивает количество участков закупки, устанавливая требования именно к радарному типу комплексов.
В то же время безрадарные типы комплексов являются более эффективными в силу следующих обстоятельств: большая точность измерения скорости, больший диапазон скоростей (радары не умеют определять стоящие ТС или которые едут с минимальной скоростью). Плюс устойчивость к радар-детекторам, которые очень распространены в наше время.
Вместе с тем, согласно тексту технического задания Заказчик допускает использование различных технологий распознавания, в том числе безрадарных.
Однако участник размещения заказа, использующий безрадарные типы комплексов, не имеет возможности заполнить первую часть заявки на участие в аукционе, т.к. необходимо указать конкретные показали комплексов, а конкретным показателям, указанным Заказчиком, соответствуют только радарные типы комплексов.
5. Кроме того Заказчик устанавливает заведомо невыполнимое требование о распознавании ТЗ без государственных регистрационных знаков:
Контроль и фотовидеофиксация движущихся по дороге транспортных средств, включая возможность фиксации ТС без ГРЗ (с нераспознанными ГРЗ) для целей розыска |
- |
требуемые значения не установлены |
требуемые значения не установлены |
всех ТС |
требуемые значения не установлены |
6. Согласно Приложению N 2 к документации об электронном аукционе (Инструкция по предоставлению сведений о конкретных показателях используемого товара):
По показателям N п/п 11,17,33,36,41-42,81,96,110,120,122-123,165,179,193,203,205-206,248 Таблица 1 Настоящего приложения участник закупки указывает конкретные минимальные и максимальные числовые значения, находящиеся в границах установленных требований к минимальному значению и максимальному значению.
|
Наименование показателя товара |
Единица измерения |
Минимальное значение показателя |
Максимальное значение показателя |
Показатель, который не должен изменяться |
|
Значение , удовлетворяющее требованиям Заказчика |
Варианты значений, удовлетворяющие требованиям Заказчика |
|||||
81 |
Межповерочный интервал комплекса |
год |
1 |
2 |
требуемые значения не установлены |
требуемые значения не установлены |
Согласно инструкции участник должен указать конкретное значение как показателя "Минимальное значение показателя" так и показателя "Максимальное значение показателя". Значение данного показателя у любого комплекса - это конкретное (одно) число. Как правило межповерочный интервал у комплексов составляет минимум 2 года. Максимальным пределом межповерочный интервал не ограничен. Установление в документации максимального значения межповерочного интервала равного 2 годам, указывает на невозможность участия в аукционе комплексов с межповерочным интервалом 3 года и более.
Устанавливая требование о максимальном размере межповерочного интервала Заказчик ограничивает количество участков закупки.
Заявитель просит обязать Заказчика устранить выявленные нарушения путем внесения изменений в документацию.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее - Комиссия), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика, пришла к следующему выводу.
Заказчик 16.08.2018 разместил на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение N 0330100010518000120 о проведении электронного аукциона на устройство систем видеоконтроля (камер фото - видеофиксации нарушений правил дорожного движения) на участке км 113+800 - км 378+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск в Ярославской области.
Дата и время окончания подачи заявок: 06.09.2018 08:00.
Начальная (максимальная) цена контракта 40 400 000,00 рублей.
По первому доводу жалобы представители Заказчика пояснили следующее.
Параметры установлены исходя из реальных и практических условий размещения комплексов фото-видеофиксации нарушений ПДД. Пунктом 6.1.4 раздела 6 ГОСТ Р 57144-2016 установлено, что конструкцией стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации (в том числе их отдельных элементов) должен быть предусмотрен как минимум один из следующих вариантов размещения:
- на индивидуальных стойках, консольных и рамных опорах;
- на опорах, стойках и колонках технических средств организации дорожного движения;
- на опорах стационарного электрического освещения;
- на элементах дорожных сооружений, в том числе мостов, путепроводов и тоннелей;
- в/под дорожное покрытие.
Выбор же устанавливаемого оборудования и дальнейшие варианты его размещения определяются исполнителем работ с учётом специфики установки оборудования и возникающих в связи этим трудозатрат.
Отсутствие указанных параметров установки оборудования в ГОСТ Р 57144 не означает, что такие параметры не могут быть установлены Заказчиком в соответствии с потребностью обеспечения качественной и бесперебойной работы оборудования.
Необходимость оборудования беспроводного доступа по технологии Wi-Fi 2.4 ГГц. Как пояснил Заказчик, пропускной способности Wi-Fi достаточно для передачи видео высокого разрешения и не требуется дополнительных затрат по подключению к проводным сетям для передачи данных.
Таким образом, установление указанных требований к размещению оборудования не является нарушением и довод Заявителя необоснован.
2. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих его довод об установлении в документации о закупке показателей, которые сужают состав возможных участников торгов. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании в документации о закупке объекта закупки Заказчик может использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Комиссией установлено, что такие показатели, как вероятность условного распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств (далее - ТС) и измеряемая максимальная скорость ТС, указанные в Приложении N 2 к документации об электронном аукционе, не противоречат показателям, указанным в ГОСТ Р 57144.
Показатель "Ширина зоны контроля" установлен в соответствии с необходимостью охвата зоны контроля с учетом ширины дорожного полотна.
Таким образом, довод заявителя необоснован.
3. По поводу довода Заявителя о неопределенности характеристик необходимого программного обеспечения и его совместимости с программным обеспечением серверов, используемых в ГИБДД МВД РФ по Ярославской области, Заказчик пояснил, что в соответствии с письмом МВД России N1/9408 от 15.08.2018 передача информации будет выполнена на федеральном уровне, при этом целесообразно использовать форматы, предусмотренные производителями комплексов, сертифицированных в Российской Федерации, без конвертаций и корректировок. Указанная информация содержится в разъяснениях от 04.09.2018 N 2646, размещенных в ЕИС.
Довод Заявителя признан необоснованным.
4. В соответствии с требованиями п.4.4 ГОСТ Р 57144-2016 технические средства автоматической фотовидеофиксации подразделяются на следующие типы:
- радиолакационные;
- лазерные;
- с измерением по видеокадрам;
- индуктивные;
- магнитные;
- пьезоэлектрические;
- хронометрические;
- комбинированные;
- иные.
В жалобе указаны безрадарные комплексы, которые не подпадают под действующую классификацию.
Заказчик пояснил, что допускает использование различных технологий распознавания, предусмотренных требованиями нормативных документов. Так, требования п.3 Технического Задания по установке систем видеоконтроля предусматривают радиолокационный измеритель скорости только для комплексов, измеряющих скорость ТС радиолокационным методом. Для всех остальных данный показатель не определяется. Ограничений по типу комплекса в документации Заказчиком не установлено.
Таким образом, довод Заявителя признан необоснованным.
5. Необходимость распознавания ТС без государственных регистрационных знаков, как пояснил Заказчик вызвана необходимостью контроля за движением по автодорогам всех автотранспортных средств. Кроме того, такая необходимость вызвана тем, что многие водители с целью избежания наказания за нарушения скоростного режима, предпринимают попытки скрыть регистрационные номера автомобиля.
Распознавание ТС без государственных регистрационных знаков не является невыполнимым.
Таким образом, довод заявителя признан несостоятельным.
6. Требования к межпроверочному интервалу комплекса не ограничивают количество участников закупки, так как значение данного показателя может быть любым в пределах установленных в документации значений. Кроме того, 28.08.2018 были даны разъяснения по заполнению указанных показателей в заявке.
Документов, подтверждающих, что установление требований к межпроверочному интервалу комплекса ограничивает число участников закупки, Заявителем не представлено.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
На момент рассмотрения жалобы на участие в аукционе подано 6 заявок, все заявки допущены к участию.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Лаборатория цифрового зрения" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 12 сентября 2018 г. N 04-11/188-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.09.2018