Резолютивная часть решения оглашена "11" сентября 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено "21" сентября 2018 г.
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя ФАС России А.Н. Голомолзина; членов Комиссии: начальника Управления регулирования связи и информационных технологий Е.А. Заевой; заместителя начальника Управления регулирования связи и информационных технологий А.И. Давыдовой; начальника отдела информационных технологий Управления регулирования связи и информационных технологий С.Г. Котельникова; заместителя начальника отдела информационных технологий Управления регулирования связи и информационных технологий А.Ю. Шапошникова; заместителя начальника отдела особо важных расследований Управления по борьбе с картелями В.В. Баринова, консультанта отдела правовой экспертизы Правового управления Л.С. Джиоевой (далее - Комиссия),
рассмотрев дело N 1-00-59/00-11-18 по признакам нарушения ООО "ВМР" (ИНН: 2540164078, ОГРН: 1102540005028, адрес места нахождения: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 7, офис 1006), ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" (ИНН: 2540228966, ОГРН: 1172536023208, адрес места нахождения: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 7, офис 407), ООО "РЕАЛКОМ ДВ" (ИНН: 2537087507, ОГРН: 1112537002588, адрес места нахождения: ул. Магнитогорская, д. 4, каб. 704, Приморский край, г. Владивосток, 690068), ООО "ВЛАД ИМПОРТ" (ИНН: 2537092828, ОГРН: 1122537001840, адрес места нахождения: ул. Терешковой, д. 5, оф. 35, Приморский край, г. Владивосток, 690035), ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ" (ИНН: 7727791164, ОГРН: 1127747110578, адрес места нахождения: ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5, ком. 1, комн. 4, г. Москва, 117218) пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении данными обществами соглашения, приводящего к ограничению конкуренции на рынке реализации устройств вызова экстренных оперативных служб (далее - УВЭОС, Устройство),
в присутствие на заседании: <...............> - уполномоченного представителя ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" (доверенность от 06.09.2018 б/н) и уполномоченного представителя ООО "РЕАЛКОМ-ДВ" (генеральный директор, выписка из единого государственного реестра юридических лиц по ИНН N 2537087507); <...............> - уполномоченного представителя ООО "ВМР" (доверенность от 12.04.2018 б/н); <...............> - уполномоченного представителя ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ" (доверенность от 17.04.2018 б/н),
УСТАНОВИЛА:
С апреля по август 2017 года в ФАС России поступали заявления физических и юридических лиц (тома 1-2) о признаках нарушения антимонопольного законодательства, которое привело к затрудненному получению паспортов транспортных средств (ПТС) на ввозимые в Российскую Федерацию через морской порт. г. Владивостока легковые автомобили категорий M и N, не оснащенные УВЭОС. Указанные затруднения обусловлены следующими обстоятельствами.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 N 6 в приложение N 4 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - ТР ТС 018/2011) добавлен пункт 5, согласно которому с 1 января 2017 года все транспортные средства категории M и N должны комплектоваться Устройствами.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 395-ФЗ "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - Закон о ГАИС ЭРА-ГЛОНАСС), оснащение Устройствами выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации транспортных средств категорий M и N осуществляется производителями транспортных средств в соответствии с ТР ТС 018/2011.
Таким образом, согласно Закону о ГАИС ЭРА-ГЛОНАСС, у производителей транспортных средств категории M и N с 1 января 2017 года возникла обязанность комплектовать Устройствами такие транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации.
Между тем, такая обязанность возникла и у лиц, ввозящих транспортные средства в Российскую Федерацию, не являющихся их производителями, что подтверждается следующим.
Приказом МВД России N 1072, Минпромторга России N 3557, ФТС России N 2293 от 11.11.2015 в пункт 52 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение о ПТС), внесены изменения, а именно добавлены абзацы следующего содержания:
"При внесении сведений об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб в разделе "Особые отметки" делается запись: "УВЭОС N _____" (с указанием идентификационного номера устройства вызова экстренных оперативных служб).
С 1 января 2017 года внесение сведений об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб в разделе "Особые отметки" является обязательным для всех вновь выпускаемых в обращение транспортных средств в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств".
В дополнение к этому, 23 декабря 2016 года ФТС России в открытом доступе размещено информационное письмо "О выдаче таможенными органами ПТС после 1 января 2017 года", согласно которому информация об Устройстве, заносимая в ПТС, должна содержаться в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства (далее - СБКТС, является приложением N 17 к ТР ТС 018/2011). В данном письме также указано, что при отсутствии в СБКТС сведений об установленном устройстве, таможенными органами не будут выдаваться ПТС.
Кроме того, на необходимость указания в СБКТС информации об установленном устройстве также обращено внимание Минпромторгом России в опубликованном в свободном доступе письме от 10 октября 2016 года N МА-64415/15 "О внесении сведений о номере УВЭОС в раздел "Особые отметки" паспорта транспортного средства".
Таким образом, обязанность оснащать Устройствами вновь выпускаемые в обращение транспортные средства с 1 января 2017 года возникла не только у производителей транспортных средств, но у любых лиц.
Во исполнение протоколов совещаний у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 15.02.2017 N РД-П9-7пр и от 14.03.2017 N РД-П9-20пр, пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 27.03.2017 N РД-П9-1771, АО "ГЛОНАСС" разработан и размещен на официальном сайте АО "ГЛОНАСС" временный порядок действий при выпуске в обращение единичных транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации (далее - Временный порядок)
Действующим законодательством не предусмотрен какой-либо специальный алгоритм получения ПТС на ввозимые транспортные средства, не оснащенные Устройствами. Таким образом, единственным алгоритмом действий, доступным для неопределенного круга лиц, на сегодняшний день является Временный порядок.
Пунктом 1 Временного порядка в изначальной редакции установлено, что лицо, ввозящее транспортное средство, которое не оснащено Устройством, приобретает Устройство у Агента АО "ГЛОНАСС".
Согласно пункту 2 Временного порядка в изначальной редакции, лицо, ввозящее транспортное средство, представляет в аккредитованную испытательную лабораторию заявку и комплект документов (в том числе копию договора о приобретении Устройства) для оформления СБКТС с отметкой об Устройстве, без которой невозможно получить ПТС в таможенных органах.
Агентами АО "ГЛОНАСС" на момент поступления первых заявлений (апрель 2017 г.) являлись ООО "Сумотори-Авто" и ООО "ВМР". Указанные организации определены в качестве агентов АО "ГЛОНАСС" на основании запроса предложений по оказанию услуг поиска и нахождения покупателей, а также заключения с ними договоров купли-продажи за вознаграждение, в частности по продаже аппаратуры вызова экстренных оперативных служб (закупка N 31704941262).
26 июля 2017 г. в открытых источниках была размещена информация о расторжении агентского договора между АО "ГЛОНАСС" и ООО "Сумотори-Авто". Таким образом, на конец июля 2017 года агентом АО "ГЛОНАСС" являлось только ООО "ВМР".
В ходе рассмотрения заявлений было установлено, что на сайте ООО "ВМР" организована электронная очередь для получения Устройств. Порядковый номер заявителя в очереди мог изменяться в сторону увеличения по неустановленному алгоритму, тем самым сдвигая очередь заявителя назад. Заявители указывали, что они вынуждены ждать своей очереди на получение Устройства по несколько месяцев.
При этом, заявители указали, что у ООО "ВМР" возможно приобрести Устройство без очереди при условии приобретения дополнительных услуг, а именно: установка Устройства на транспортное средство, приобретение СБКТС. Заявители указали, что данные услуги оказывало ООО "АВТОЛЭНД-ДВ", при этом общая стоимость услуг и Устройства являлась в несколько раз выше стоимости Устройства без данных услуг.
На сайте ООО "ВМР" http://volton.net размещен рекламный баннер, согласно которому ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" устанавливает Устройства без очереди. Данный рекламный баннер при нажатии ведет на сайт ООО "АВТОЛЭНД-ДВ".
Заявители также указали, что лицами, которые выдавали СБКТС, являлись ООО "ТРАНСКОНСАЛТИНГ" и ООО "ЦИАТ" (ИНН: 7714368240; ОГРН: 5157746205370, адрес места нахождения: 127015, г. Москва, ул. Масловка Н., д. 3, коми. 39).
Учитывая изложенные обстоятельства, ФАС России пришла к выводу о необходимости проведения внеплановых выездных проверок в отношении ООО "ВМР", ООО "АВТОЛЭНД-ДВ", ООО "ТРАНСКОНСАЛТИНГ" и ООО "ЦИАТ" в целях установления наличия (отсутствия) признаков соглашения, приводящего к ограничению конкуренции на рынке реализации УВЭОС, а именно - созданию дефицита УВЭОС в г. Владивостоке с целью навязывания покупателям невыгодных условий приобретения УВЭОС.
На основании приказов ФАС России от 05.10.2017 N 1318/17, N 1322/17, 1319/17, N 1320/17 в отношении ООО "АВТОЛЭНД-ДВ", ООО "ВМР", ООО "ТРАНСКОНСАЛТИНГ", ООО "ЦИАТ" соответственно были проведены внеплановые выездные проверки.
В ходе проведения проверок в действиях ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" и ООО "ВМР" были обнаружены признаки нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что отражено в актах проверок от 25.12.2017 N 201 и N 202 соответственно; в действиях ООО "ТРАНСКОНСАЛТИНГ" и ООО "ЦИАТ" не были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, что отражено в актах проверок от 25.12.2017 N 203 и N 199 соответственно.
Исследование материалов, полученных в ходе вышеуказанных проверок, показало следующее.
11 октября 2017 года в рамках проведения проверок на территории помещений ООО "ВМР" и ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" был проведен осмотр, по результатам которого было произведено копирование ряда документов в бумажном и электронном виде, составлены протоколы осмотра.
В ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" были сняты копии файлов электронной почты ряда сотрудников и файлов, располагающихся в локальной сети общества. Также были сняты бумажные копии, в том числе следующих документов:
- договор N М-02/06-2 от 02.06.2017 между ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" и ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ" (далее - Договор N М-02/06-2);
- платежные поручения, счета-фактуры, счета на оплату и реестры выданных СБКТС к Договору N М-02/06-2);
- приказы и заявления о приеме на работу сотрудников;
- договоры купли-продажи Устройств между ООО "ВМР" и ООО "АВТОЛЭНД-ДВ";
- договоры возмездного оказания услуг (активация Устройств и размещение информации в системе "ЭРА-ГЛОНАСС") между ООО "ВМР" и ООО "АВТОЛЭНД-ДВ";
- договоры подряда (установка Устройств в автомобиль) между ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" и ООО "РЕАЛКОМ ДВ".
В ООО "ВМР" были обнаружены, в том числе:
- договоры купли-продажи Устройств между ООО "ВМР" и иными лицами;
- договоры возмездного оказания услуг (активация Устройств и размещение информации в системе "ЭРА-ГЛОНАСС") между ООО "ВМР" и этими же лицами;
- договоры подряда (установка Устройств в автомобиль) между этими же лицами и ООО "РЕАЛКОМ ДВ".
Указанные договоры датированы одним и тем же днем, имеют одинаковые реквизиты, за исключением первых двух букв, например: договор купли-продажи N ЭГ000003212, договор возмездного оказания услуг N ГА000003212, договор подряда N ГЛ000003212, все от 6 сентября 2017 года. Данные "тройки" договоров находились в папках-скоросшивателях, каждая "тройка" - в отдельном целлофановом файле.
Таких "троек" договоров было найдено несколько тысяч, при этом текст данных договоров был идентичным (кроме реквизитов). В связи с этим, были сняты выборочно копии сорока трех "троек" договоров.
Поскольку среди документов и файлов, найденных в ходе осмотра помещений ООО "ВМР" и ООО "АВТОЛЭНД-ДВ", не была обнаружена информация, указывающая на соглашение с ООО "ЦИАТ", ООО "ТРАНСКОНСАЛТИНГ", в отношении этих компаний не проводился осмотр помещений в связи с нецелесообразностью.
Анализ электронной почты сотрудников ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" и документов, обнаруженных непосредственно в помещении, показал следующее.
В ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" по электронной почте в разные периоды времени обращались с вопросом о возможности приобрести Устройство (заявители также называли Устройства кнопками). На все эти сообщения направлялся ответ о том, что ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" является таможенным брокером и не продает Устройства. Услуга покупки Устройства, ее установки и получении СБКТС оказывается только при таможенном оформлении автомобиля.
Пример такой переписки от 27.07.2017, найденной в электронной почте<...............> (назначена на должность администратора приказом генерального директора ООО "Автолэнд-ДВ" от 24.08.2017):
"<...............>
Comment or Message
Добрый день! Имею автомобиль ввезённый и растоможенный, жду кнопку уже 2 месяца, сколько будет стоить через вас купить кнопку, получить СКБТС, получить ПТС и установить эту кнопку в машину? И сколько по времени займёт эта вся процедура?"
ответ:
"Autoland DV <order@autoland-dv.com>
<<ФИО>>, здравствуйте.
Компания АВТОЛЭНД-ДВ занимается таможенным оформлением авто.
Только при таможенном оформлении авто, через нашу компанию можно купить кнопку ГЛОНАСС, установить ее и оформить СБКТС.
Срок оформления документов и установки кнопки - до 7 дней с момента получения оригинала коносамента.
КНОПКА ГЛОНАСС - 22 361 рублей
Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) - 32 889 рублей
Установка кнопки ГЛОНАСС - 4 750 рублей
ИТОГО 60 000 рублей
Услуга ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" - 4000 рублей. Работаем по таможенной сетке"
Как видно из переписки, услуга по предоставлению СБКТС силами ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" составляла более 32000 руб. в конце июля 2017 года. В электронной почте было обнаружено большое количество писем, направляемых в адрес разных лиц, где также были указаны цены за услуги ООО "АВТОЛЭНД-ДВ", например:
пример 1
"06.07.2017 13:42, <<ФИО>> <...............> пишет:
Юлия, добрый день!
Реквизиты получил.
В случае, если я самостоятельно буду получать и устанавливать кнопку, какова будет ваша комиссия? Растаможка, склад, сбктс. Клиент интересуется)"
ответ:
"Четверг, 6 июля 2017, 6:46 +03:00 от Autoland DV <<...............>>:
Мы оказываем только комплекс услуг (растаможка и установка кнопки), поэтому такой вариант невозможен. В совокупности цена за установку кнопки составляет 68500 р (кнопка 22361р, склад 4500р, СБКТС 32889р, установка 4750р, комиссия 4000р), оформление происходит на юридическое лицо".
пример 2
"20.07.2017 17:01, <<ФИО>> <...............> пишет:
Добрый день.
Прошу сообщить стоимость и сроки расстаможки авто и получения кнопки для авто Honda Fit Shuttle Hybrid, 2012 г.в. 09 месяц.
Спасибо за оперативный ответ!"
ответ:
"20.07.2017 17:21, Autoland DV пишет:
<<ФИО>>, здравствуйте.
КНОПКА ГЛОНАСС - 22 361 рублей
Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) - 32 889 рублей
Установка кнопки ГЛОНАСС - 4 750 рублей
ИТОГО 60 000 рублей
Услуга ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" - 4000 рублей.
Срок оформления документов, получения и установки кнопки ГЛОНАСС до 7 дней с момента получения коносамента.
На сегодняшний день автомобиль можно привезти на АВТОЛЭНД-ДВ. Работаем по таможенной сетке.
Реквизиты АВТОЛЭНД-ДВ и бланк заявки прилагаю".
пример 3:
"11.08.2017 15:38, <<ФИО>><...............> пишет:
Здравствуйте! Рассчитайте пожалуйста, сколько будут таможенные платежи вкруг на Honda CR-V 3-5 лет и 5-7 лет, объем 2400, (190 л.с.) приблизительная цена 1300000 иен?"
ответ от 14.08.2017:
"<<ФИО>>, здравствуйте.
По Вашему запросу на Honda CR-V таможенные платежи составят:
_
При таможенном оформлении авто через АВТОЛЭНД-ДВ стоимость:
КНОПКА ГЛОНАСС - 22 361 рублей
Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) - 30 139 рублей
Установка кнопки ГЛОНАСС - 7 500 рублей ( в т.ч. установка 5 000 рублей, активация 2 500 рублей)
ИТОГО 60 000 рублей
Услуга ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" - 4000 рублей.
_"
Более ранние сообщения о стоимости СБКТС в электронной почте не обнаружены. В примере 3 указано сообщение с наиболее поздней датой, когда стоимость СБКТС составляла более 30000 руб. Таким образом, такая стоимость была в период с 6 июля по 14 августа 2017 года.
Далее приводятся примеры более поздних сообщений с меньшей стоимостью СБКТС:
пример 1 от 17.08.2017:
"Евгений, здравствуйте.
При таможенном оформлении авто через АВТОЛЭНД-ДВ стоимость:
КНОПКА ГЛОНАСС (официальная ВМР) - 22 361 рублей
Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) - 7 500 рублей
Установка кнопки ГЛОНАСС - 7 500 рублей ( в т.ч. установка 5 000 рублей, активация 2 500 рублей)
СВХ - 4 500 рублей
Агентское вознаграждение АВТОЛЭНД-ДВ - 3 139 рублей.
ИТОГО 45 000 рублей".
пример 2 от 14.09.2017:
"Добрый день
Мы осуществляем таможенное оформление вашего авто с предоставлением услуг:
кнопка ЭРА-ГЛОНАСС: 22361 руб.;
СБКТС: 5139 руб.;
активация кнопки: 2500 руб.;
установка кнопки: 2500 руб.;
СВХ+наша услуга: 7500 руб.
Итого: 40 000 руб".
пример 3:
"26.09.2017 19:20, SYUEI Trading пишет:
Добрый день! Хотел бы узнать, какие услуги включены в стоимость 35,000 рублей? Какие у вас условия и можно ли дать детально процесс вашей работы, есть ли у вас транспортировка по России, если есть, то могли бы вы отправить?"
ответ от 27.09.2017:
"Добрый день,
В 35 500 рублей включено: кнопка ЭРА-Глонасс 22361р., СБКТС 5139р., активация кнопки 2500р., установка кнопки 2500р., и наше вознаграждение 3000р. + СВХ 4500 = 40 000р".
Таким образом, в период с 6 июля по 14 августа 2017 года стоимость услуги по получению СБКТС, оказываемой ООО "АВТОЛЭНД-ДВ", составляла более 30000 руб. При этом, с середины августа по октябрь 2017 года стоимость была снижена сначала до 7500 руб., далее до 5139 руб.
Кроме того, из характера переписки следует вывод, что ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" оказывало услугу приобретения Устройства, получения СБКТС и установки Устройства только в совокупности с услугой таможенного оформления.
Данные услуги оказывались ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" в рамках агентских договоров с клиентами. Большое количество таких договоров было найдено в сетевом диске ООО "АВТОЛЭНД-ДВ", доступ к которому присутствовал на компьютерах сотрудников. Из пункта 3.1 договора видно, что ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" оказывает услуги по таможенному оформлению автомобилей, СБКТС, приобретению Устройства, ее установки и активации.
В электронной почте ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" также было найдено большое количество писем, отправленных и полученных от абонента с электронным адресом <...............>, в заголовке которого было указано "ООО ВладИмпорт". Анализ открытых источников, с учетом наименования компании и адреса электронной почты, показал, что в г. Владивостоке осуществляет деятельность ООО "ВЛАД ИМПОРТ", являющееся ответчиком по настоящему делу. Переписка была следующего характера.
С почты order@autoland-dv.com направлялось письмо на почту ООО "ВЛАД ИМПОРТ" с текстом "Направляю заявку" или аналогичным. В письме содержался *xlsx-файл (файл базы данных для Microsoft Excel), который именовался "заявка на сбктс юр.xlsx" или аналогично. В этом файле содержались реквизиты заявителя, наименование и характеристики автомобиля, идентификационный номер и модель устройства. Таким образом, такое письмо направлялось в адрес ВладИмпорта с целью подготовки СБКТС на конкретный автомобиль.
В ответ ООО "ВЛАД ИМПОРТ" направляло письмо без текста или с текстом о просьбе проверки корректности, в которое был вложен *docx-файл (файл для открытия в текстовом редакторе, например, Microsoft Word), который представлял из себя макет СБКТС и в дальнейшем должен быть напечатан на бланке. В данный макет был вписан учетный номер бланка и дополнительных листов вида "Серия RU 123456" и все данные по автомобилю и Устройству, направленные в вышеуказанной заявке.
В ответ на направленный ООО "ВЛАД ИМПОРТ" макет с почты ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" отправляло сообщение с текстом "Исправлений не требует" или аналогичным, либо с текстом о необходимости внесения соответствующих исправлений.
После этого с почты ООО "ВЛАД ИМПОРТ" направлялось сообщение, содержащее сканированный файл напечатанного СБКТС на бланке ООО "ЦИАТ", макет которого согласовывался ранее.
В отдельных случаях, до направления ООО "ВЛАД ИМПОРТ" сканированной копии СБКТС, с почты ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" направлялось сообщение с вопросом "документы можно забирать?" или аналогичным.
Таким образом, инспекция пришла к выводу, что ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" в целях получения СБКТС для Устройства обращалось с заявкой в ООО "ВЛАД ИМПОРТ", направляло необходимые сведения об автомобиле и Устройстве, согласовывало макет СБКТС. ООО "ВЛАД ИМПОРТ" печатало СБКТС на бланке испытательной лаборатории и направляло сканированную копию в ООО "АВТОЛЭНД-ДВ".
В помещении ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" был обнаружен договор N М\x{2011}02/06\x{2011}2 от 02.06.2017 между ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" (заказчик) и ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ" (исполнитель).
К данному договору шли следующие приложения:
- платежное поручение N 316 от 21.09.2017 "оплата по УПДN6130 от 20.09.2017 по дог. NМ-02/06-2 от 02.06.17 за консалт.услуги за 63а/м" на сумму 315000 руб.;
- универсальный передаточный документ "счет-фактура N 6130 от 20 сентября 2017 г. за товар "консультационные услуги в оформлении документов для получения СБКТС";
- счет на оплату N 6312 от 20.09.2017 за товар "консультационные услуги в оформлении документов для получения СБКТС" по цене 5000 руб. в количестве 63 шт.;
- "Реестр выданных СБКТС на а/м к УПД N 6130 от 20.09.2017", содержащий 63 позиции с наименованиями марки и модели автомобиля, номера кузова.
Аналогичный блок приложений на 7 шт. СБКТС общей стоимостью 35000 руб. датирован 25 августа 2017 года.
Таким образом, ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" оплачивало ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ" (г. Москва) услуги получения СБКТС, распечатанных ООО "ВЛАД ИМПОРТ", по цене 5000 руб./шт.
В реестре выданных СБКТС от 25.08.2017 выбран случайным образом один из автомобилей: Toyota Prius, кузов N ZVW30-5463530. В электронной переписке ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" с ООО "ВЛАД ИМПОРТ" найдены письма, содержащие заявку на СБКТС, макет и сканированную копию СБКТС на данный автомобиль, аналогично вышеприведенному алгоритму.
Таким образом, инспекция пришла к выводу, что ООО "ВЛАД ИМПОРТ" оказывало ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" услугу по изготовлению СБКТС, которую ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" оплачивало ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ" по цене 5000 руб./ед.
Далее, на компьютерах сотрудников ООО "АВТОЛЭНД-ДВ", помимо электронной почты, был обнаружен доступ к сетевому диску данной организации. В пути "\CommonFiles\Для организаций\ГЛОНАСС\2. договоры ГЛОНАСС" найдены три папки с договорами между ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" и ООО "ВМР" на приобретение Устройств в августе, сентябре и октябре 2017 года соответственно.
Для того, чтобы выяснить сроки заключения таких договоров с момента обращения, были проведены следующие действия. Случайным образом выбран договор о приобретении одного Устройства N ЭГ000001646 от 16.08.2017: файлы "Договор 1646 (1).pdf" и "Договор 1646 (2).pdf".
Далее, в электронной почте <...............> был произведен поиск по ключевой фразе "1646". В результате найдена электронная переписка с ООО "ВЛАД ИМПОРТ" по поводу получения СБКТС по описанному ранее алгоритму.
В последнем письме от 16.08.2017 в адрес ООО "ВЛАД ИМПОРТ" содержатся сканированные копии договора N ЭГ000001646 от 16.08.2017, идентичные ранее найденным на сетевом диске, а также аналогичные копии договора о приобретении одного Устройства N ЭГ000001649 от 16.08.2017.
В данном письме также найдены товарные накладные на автомобили Nissan Serena шасси N С26-008877, Toyota Prius Hybrid кузов N ZVW30-1564612 двигатель N 2ZR-5481431. При этом, в приложении N 2 к Договору N ЭГ000001649 от 16.08.2017 указано, что Устройство предназначено для Nissan Serena, в приложении N 1 к договору N ЭГ000001646 от 16.08.2017 указано, что Устройство предназначено для Toyota Prius Hybrid.
Далее в электронной почте <...............> был произведен поиск по указанным номерам шасси, кузова, двигателя. В результате найдена переписка:
- письмо от 16.08.2017 в адрес support@volton.net с темой и текстом "TOYOTA PRIUS ZVW30-1564612" и файлом "Заявка на кнопку ЮРИК.xlsx", в котором указан данный автомобиль; ответное письмо от 16.08.2017 с текстом "Заявка обработана";
- письмо от 16.08.2017 в адрес support@volton.net с темой и текстом NISSAN SERENA C26-008877 и файлом "Заявка на кнопку ЮРИК.xlsx", в котором указан данный автомобиль; ответное письмо от 16.08.2017 с текстом "Заявка обработана".
Таким образом, ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" направляло в ООО "ВМР" заявку на приобретение Устройства, в этот же день заявка получала одобрение, также в этот же день заключался договор купли продажи, который ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" в дальнейшем направлялся во ООО "ВЛАД ИМПОРТ" для получения СБКТС по ранее описанному алгоритму.
То есть, срок заключения договора купли-продажи Устройства между ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" и ООО "ВМР" составлял один день с момента обращения.
В пути сетевого диска ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" "\CommonFiles\Работа с клиентами" найден файл "Установочный центр кнопки ГЛОНАСС.docx", содержащий 8 бланков объявлений-памяток с идентичным текстом следующего содержания:
"Установочный центр кнопки ГЛОНАСС
Адрес:
ул. Тухачевского, 64
ул. Нерчинская, 12
ул. Некрасовская, 23 "В"
Единый номер телефона:
8-423-280-61-61
8 967-958-61-61"
Анализ открытых источников по указанным адресам показал что по по адресу г. Владивосток, ул. Тухачевского, 64 располагается ООО "РЕАЛКОМ ДВ", договоры подряда с которым найдены в помещениях ООО "ВМР".
Инспекция пришла к выводу, что ООО "АВТОЛЭНД ДВ" оказывало услугу установки Устройств с привлечением подрядчика в лице ООО "РЕАЛКОМ ДВ", генеральным директором которого является <...............>, который является коммерческим директором ООО "АВТОЛЭНД ДВ".
Таким образом, инспекция пришла к выводу, что ООО "ВМР" без задержек поставляло в ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" устройства и рекламировало на своем сайте услуги ООО "АВТОЛЭНД-ДВ", которое, в свою очередь, осуществляло реализацию Устройств вместе с собственными услугами таможенного брокера, а также услугами изготовления СБКТС и установки Устройств в автомобиль привлеченных подрядчиков ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ", ООО "ВЛАД ИМПОРТ" и ООО "РЕАЛКОМ ДВ".
В действиях указанных лиц инспекция усматривала признаки нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выражающегося в заключении соглашения, приводящего к ограничению конкуренции на рынке реализации УВЭОС, а именно - созданию дефицита УВЭОС в г. Владивостоке с целью навязывания покупателям невыгодных условий приобретения УВЭОС.
Приказом ФАС России от 29.03.2018 N 391/18 в отношении ООО "ВМР", ООО "АВТОЛЭНД-ДВ", ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ", ООО "ВЛАД ИМПОРТ" и ООО "РЕАЛКОМ ДВ" возбуждено настоящее дело. Определением ФАС России от 13.04.2018 N АГ/26253/18 к настоящему делу привлечены АО "ГЛОНАСС" (ИНН: 7703383783; ОГРН: 1157746554239, адрес места нахождения: ул. Тестовская, д. 10, г. Москва, 123112) и ООО "ЦИАТ" (ИНН: 7714368240; ОГРН: 5157746205370, адрес места нахождения: 127015, г. Москва, ул. Масловка Нижняя, д. 3, ком. 39) в качестве заинтересованных лиц.
В ходе заседаний Комиссии 25.05.2018 (протокол заседания: том 11, л. 185-195) и 11.09.2018 (протокол заседания: том 11, л. 328-330), а также в представленных к настоящему делу материалах ответчиками и заинтересованными лицами было сообщено следующее.
АО "ГЛОНАСС" сообщило (том 10, л. 410-413), что с ООО "Сумотори-Авто" агентский договор о поставке и дальнейшей продаже УВЭОС был расторгнут в одностороннем порядке 26.07.2017 в связи с неисполнением последним обязательств по договору. АО "ГЛОНАСС" помимо ООО "ВМР", с которым был заключен агентский договор о поставке и дальнейшей продаже УВЭОС, не имело каких-либо отношений с остальными участниками настоящего дела.
Агентским договором с ООО "ВМР" было предусмотрено, что ООО "ВМР" получает УВЭОС от АО "ГЛОНАСС" и осуществляет продажу по цене 22361 руб./ед. АО "ГЛОНАСС" поставило в адрес ООО "ВМР" УВЭОС для дальнейшей реализации в количестве: апрель 2017 г. - 298 шт., май 2017 г. - 1282 шт., июнь 2017 г. - 6114 шт., июль 2017 г. - 8438 шт., август 2017 г. - 16292 шт. (том 10, л. 157).
ООО "ВМР" сообщило (том 11, л. 1-2), что общество не могло покрыть спрос УВЭОС, поскольку количество ввозимых с начала 2017 года в Российскую Федерацию автомобилей (несколько тысяч в месяц) превышало количество УВЭОС, поставляемых АО "ГЛОНАСС". В этой связи, в г. Владивостоке возник дефицит УВЭОС. Партия УВЭОС в размере более 15000 шт., поставленная АО "ГЛОНАСС" в августе 2017 г., покрыла спрос, в связи с чем дефицитная ситуация была устранена. При этом, в адрес ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" было поставлено ООО "ВМР" 290 Устройств в период с 12.07.2018 по 13.10.2018 (том 11, л. 284-289), остальные Устройства реализовывались большому количеству организаций и физических лиц (том 8, л. 274-312; том 11, л. 244-283).
ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ" сообщило (том 11, л. 4-5), что имело договорные отношения с ООО "ВЛАД ИМПОРТ", которому в рамках агентского договора оказывало консультационные услуги в области проведения проверок на техническое соответствие автомобилей, а также посреднические услуги по привлечению испытательной лаборатории ООО "ЦИАТ" в целях проведения оценки технического соответствия автомобилей.
При этом, ООО "ВЛАД ИМПОРТ" осуществляло содействие взаимодействию ООО "КОНСАЛТ СТАНДАРТ" и ООО "АВТОЛЭНД-ДВ", в рамках которого ООО "КОНСАЛТ СТАНДАРТ" оказывало ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" те же услуги. ООО "КОНСАЛТ СТАНДАРТ" подчеркнуло, что с остальными участниками настоящего дела общество каких-либо отношений не имело.
ООО "ЦИАТ" сообщило (том 11, л. 8-9), что не имело каких-либо отношений с участниками дела, кроме ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ", передачу бланков СБКТС в адрес ООО "ВЛАД ИМПОРТ" не осуществляло. ООО "ЦИАТ" как испытательная лаборатория в рамках договора с ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ" (том 11, л. 215-218) проводило оценку соответствия единичных транспортных средств требованиям ТР ТС 018/2011, по результатам которой выдавало СБКТС.
ООО "ВЛАД ИМПОРТ" сообщило (том 11, л. 11-92), что является таможенным брокером; не имело никаких отношений с участниками настоящего дела, кроме ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ" и ООО "АВТОЛЭНД-ДВ", а именно: передавало в ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ" данные о потенциальных клиентах на получение СБКТС, в том числе об ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" (том 11, л. 190).
На основании агентского договора по привлечению клиентов с ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ", ООО "ВЛАД ИМПОРТ" привлекло ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" в качестве клиента ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ" по оказанию последним услуг по организации оценки соответствия автомобилей, в том числе выдаче СБКТС. Результатом привлечения клиентов стало заключение договора между ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ" (как исполнителем) и ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" (как заказчиком). ООО "ВЛАД ИМПОРТ" осуществляло взаимодействие между данными лицами, включая передачу СБКТС (том 11, л. 118-119).
ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" сообщило (том 11, л. 320; протокол заседания: том 11, л. 320), что общество было зарегистрировано 23.06.2017, при этом первая закупка СБКТС у ООО "ВМР" была осуществлена 12.07.2017. ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" является таможенным брокером.
Вместе с услугами брокера общество в рамках агентских договоров с клиентами оказывало посреднические услуги по приобретению, установке и активации Устройств. В этих целях, на сайте ООО "ВМР" была размещена реклама, в которой говорилось, что при таможенном оформлении автомобиля через ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" установка Устройства осуществляется без очереди.
Когда клиент обращался в ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" для таможенного оформления автомобиля, который, как правило, на момент обращения находился на пути в Российскую Федерацию, ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" направляло заявку в ООО "ВМР" на приобретение и активацию Устройства, заявку в ООО "РЕАЛКОМ ДВ" на установку Устройства, заявку через ООО "ВЛАД ИМПОРТ" в ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ" на получение СБКТС. К моменту, когда автомобиль попадал на территорию таможенных органов, подходила очередь на данные процедуры.
ООО "РЕАЛКОМ ДВ" сообщило (том 11, л. 322; протокол заседания: том 11, л. 320), что ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" направляло по телефону или электронной почте заявку на установку Устройства, сообщая модель и марку автомобиля и согласовывая время установки.
Комиссия, проанализировав материалы, полученные в ходе проведения вышеуказанных проверок, сведения и документы, представленные участниками дела к приобщению к материалам дела, а также заслушав доводы участников дела на заседаниях, приходит к следующим выводам:
ООО "ВМР" получило от АО "ГЛОНАСС" крупную партию УВЭОС в августе 2017 г., при этом в дефицитный период (апрель-май 2017 г.) общее количество полученных УВЭОС не превысило 2000 шт., что не покрывало спрос на импортированные автомобили с начала 2017 г.;
ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" зарегистрировано 23.06.2017 и приобрело первые УВЭОС 12.07.2017, в то время как большая часть заявлений, свидетельствующих о дефиците УВЭОС в г. Владивостоке, была направлена в ФАС России с апреля по май 2017 г.;
ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" приобрело у ООО "ВМР" с июня по декабрь 2017 г. 290 УВЭОС, при этом ООО "ВМР" реализовало за этот же период около 25000 УВЭОС большому количеству физических и юридических лиц;
ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" при оказании услуг таможенного брокера в момент поступление заявки на таможенное оформление автомобиля направляло заявку в ООО "ВМР" на приобретение и активацию Устройства, заявку в ООО "РЕАЛКОМ ДВ" на установку Устройства, заявку через ООО "ВЛАД ИМПОРТ" в ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ" на получение СБКТС.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что между ООО "АВТОЛЭНД-ДВ", ООО "ВМР", ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ", ООО "РЕАЛКОМ ДВ" и ООО "ВЛАД ИМПОРТ" не было заключено соглашение, приведшее к дефициту УВЭОС в г. Владивостоке. При этом, дефицит в апреле-мае 2017 г. возник по причине недостаточного количества Устройств, полученных ООО "ВМР" от АО "ГЛОНАСС".
Взаимодействие ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" с остальными ответчиками сводилось к оптимизации временных издержек, связанных с процедурой получения, установки и активации УВЭОС, а именно: ООО "АВТОЛЭНД-ДВ" осуществлял занятие очереди на данные процедуры вместо своих клиентов по агентскому договору.
Таким образом, Комиссия полагает, что в действиях ООО "АВТОЛЭНД-ДВ", ООО "ВМР", ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ", ООО "РЕАЛКОМ ДВ" и ООО "ВЛАД ИМПОРТ" отсутствуют признаки нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Рассмотрение дела N 1-00-59/00-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "ВМР", ООО "АВТОЛЭНД-ДВ", ООО "РЕАЛКОМ ДВ", ООО "ВЛАД ИМПОРТ", ООО "КОНСАЛТСТАНДАРТ" на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Председатель Комиссии ____________________А.Н. Голомолзин
Члены Комиссии ____________________Е.А. Заева
____________________А.И. Давыдова
____________________С.Г. Котельников
____________________А.Ю. Шапошников
____________________В.В. Баринов
____________________Л.С. Джиоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 сентября 2018 г. N 1-00-59/00-11-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.09.2018