Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 сентября 2018 года
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии Попов В.Г. - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Михина Н.Н. - государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Лисенко С.А. - государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N 435-152р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Стекляшка" (ИНН 3664100664, юр. адрес: Воронежская обл., г. Воронеж, пр-кт. Революции, д. 35, 394000, далее - ООО "Стекляшка"), индивидуальным предпринимателем <_> (<_>, далее - ИП <_>), требований пунктов 2, 8 части 3 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии: представителей ООО "Стекляшка" - <_>, <_>, <_>, представителей ИП <_> - <_>, <_>, <_>,
УСТАНОВИЛА:
01.08.2018 г. Воронежским УФАС России установлено распространение на д. 35 пр-кт. Революции, (г. Воронеж) слева от летней веранды кафе-бара "BARak O'Mama" рекламной конструкции (баннера), следующего содержания: "С 14 июня по 15 июля. Болей за любимую команду в фан-зоне "BARak O'Mama". LED экран 4х3 метра с разрешением FullHD. 23 телевизора по всему периметру бара. Акция "угадай счет" и получи подарок от бара. Подробности акции узнай у своего официанта или в группе VK @BARAKOMAMABAR. Успей забронировать стол 255-00-99. Расписание матчей ЧМ 2018 по футболу (приведена таблица группового этапа ЧМ 2018 группы А,B,C,D,E,F,G,H). Матчи серии Плейофф (1/8-1/4) с 30 июня по 7 июля. Матч полуфинала (1/2) 10 и 11 июля /21:00. Финал 15 июля/18:00". Указанная информация сопровождается изображениями: эмблемой чемпионата мира по футболу FIFA 2018 (товарный знак NN 552416, 552415), изображением кубка мира по футболу (товарный знак N 759208), официальных наименований мероприятий и обозначений FIFA (FIFA WORLD CUP - товарный знак NN 734366, 613159, 487225), (RUSSIA 2018 - товарный знак NN 434255, 471195, 471074) (далее вместе - рассматриваемая информация).
Воронежским УФАС России установлено, что хозяйственную деятельность в кафе-баре "BARak O'Mama" (г. Воронеж, пр-кт. Революции, д. 35) осуществляют: Общество с ограниченной ответственностью "Стекляшка" (г. Воронеж, проспект Революции, д. 35, 394000, ИНН 3664100664) и Индивидуальный предприниматель <_>.
Учитывая наличие в действиях ООО "Стекляшка" и ИП <_> признаков нарушения требований пунктов 2, 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", Определением N 435 - 152р от 13.08.2018 г. (исх. N 03-16/4178) рассмотрение дела в отношении указанных лиц назначено на 14 ч. 00 мин. (мск) 06.09.2018 г.
Указанным определением, в целях всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела N 435 - 152р, Воронежским УФАС России у ООО "Стекляшка" и ИП <_> были истребованы необходимые сведения, в том числе, информация о разрешениях, выданных в соответствии со статьей 19 ФЗ "О рекламе", на размещение рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Воронеж, пр-кт. Революции, д 35 слева от летней веранды кафе-бара "BARak O'Mama".
30.08.2018 г. от ООО "Стекляшка" и ИП <_> поступили сведения (вх. NN 01-11/1960, 01-10/577 соответственно), истребованные Определением N 435 - 152р от 13.08.2018 г. При этом, информация о разрешениях, выданных в соответствии со статьей 19 ФЗ "О рекламе", на размещение рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Воронеж, пр-кт. Революции, д 35 слева от летней веранды кафе-бара "BARak O'Mama", предоставлена не была.
06.09.2018 г. в ходе рассмотрения дела N 435 - 152р, представители ООО "Стекляшка" и ИП <_> поддержали позиции, изложенные в пояснениях указанных хозяйствующих субъектов и заявили, что рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламы является ИП <_>.
Комиссия, ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные лицами, участвующими в деле, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (мероприятиям, проводимым в кафе-баре "BARak O'Mama" в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению на рынке (далее - рассматриваемая реклама).
Согласно части 6 статьи 40 ФЗ "О рекламе", требования к рекламе, особенности размещения, распространения рекламы в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года устанавливаются Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 07.06.2013 N 108-ФЗ (далее - ФЗ "О подготовке и проведении ЧМ FIFA 2018").
В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ "О подготовке и проведении ЧМ FIFA 2018", использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 18 ФЗ "О подготовке и проведении ЧМ FIFA 2018", реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к мероприятиям, FIFA и (или) Оргкомитету "Россия-2018", в том числе в качестве спонсора, партнера, вещателя, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг или в любом ином качестве, а также о рекомендациях, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" объекта рекламирования, признается недостоверной.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, а также, о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций (пункт 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе").
Материалами дела N 435 - 152р установлено, что ООО "Стекляшка" и ИП <_> не имеют законных оснований для использования символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (эмблемы чемпионата мира по футболу FIFA 2018 (товарный знак NN 552416, 552415), изображения кубка мира по футболу (товарный знак N 759208), официальных наименований мероприятий и обозначений FIFA (FIFA WORLD CUP - товарный знак NN 734366, 613159, 487225, RUSSIA 2018 - товарный знак NN 434255, 471195, 471074). FIFA или уполномоченными организациями FIFA лицам не предоставлялось право на использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года ООО "Стекляшка" и ИП <_>.
Рассматриваемая реклама нарушает требование пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" поскольку, формирует у потребителей рекламы (неопределенного круга лиц) несоответствующее действительности представление о причастности/принадлежности кафе-бара "BARak O'Mama" к проводимому чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года.
Рассматриваемая реклама нарушает требование пункта 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" поскольку, содержит не соответствующие действительности сведения о правах кафе-бара "BARak O'Mama" на использование изображений: эмблемы чемпионата мира по футболу FIFA 2018 (товарный знак NN 552416, 552415), изображения кубка мира по футболу (товарный знак N 759208), официальных наименований мероприятий и обозначений FIFA (FIFA WORLD CUP - товарный знак NN 734366, 613159, 487225), (RUSSIA 2018 - товарный знак NN 434255, 471195, 471074).
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются мероприятия, проводимые в кафе-баре "BARak O'Mama" в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018. При этом, в рассматриваемой рекламе отсутствуют указания на то, какой именно хозяйствующий проводит мероприятия в кафе-баре "BARak O'Mama" (г. Воронеж). Материалами дела подтверждается, а представителями сторон аргументированно не оспаривается факт того, что спорная реклама распространялась как в интересах ИП <_>, так и в интересах ООО "Стекляшка", одновременно ведущих свою предпринимательскую деятельность по адресу: г. Воронеж, пр-кт. Революции, д. 35. Рассматриваемая реклама направленна на привлечение внимания к мероприятиям, проводимым в кафе-баре "BARak O'Mama" как ООО "Стекляшка", так и ИП <_>.
Следовательно, именно ООО "Стекляшка" и ИП <_>. являются рекламодателями рассматриваемой рекламы.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе, пунктов 2,8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Учитывая положение, пунктов 2,8 части 3 статьи 5, часть 6 статьи 40 ФЗ "О рекламе", части 3 статьи 18 ФЗ "О подготовке и проведении ЧМ FIFA 2018", Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама, распространяемая на рекламной конструкции (баннере) расположенном на д. 35 пр-кт. Революции, (г. Воронеж) слева от летней веранды кафе-бара "BARak O'Mama", является ненадлежащей.
Комиссия находит основания для выдачи рекламодателям рассматриваемой рекламы ООО "Стекляшка" и ИП <_> предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на рекламной конструкции (баннере) расположенном на д. 35 пр-кт. Революции, (г. Воронеж) слева от летней веранды кафе-бара "BARak O'Mama" следующего содержания: "С 14 июня по 15 июля. Болей за любимую команду в фан-зоне "BARak O'Mama". LED экран 4х3 метра с разрешением FullHD. 23 телевизора по всему периметру бара. Акция "угадай счет" и получи подарок от бара. Подробности акции узнай у своего официанта или в группе VK @BARAKOMAMABAR. Успей забронировать стол 255-00-99. Расписание матчей ЧМ 2018 по футболу (приведена таблица группового этапа ЧМ 2018 группы А,B,C,D,E,F,G,H). Матчи серии Плейофф (1/8-1/4) с 30 июня по 7 июля. Матч полуфинала (1/2) 10 и 11 июля /21:00. Финал 15 июля/18:00". Указанная информация сопровождается изображениями: эмблемой чемпионата мира по футболу FIFA 2018 (товарный знак NN 552416, 552415), изображением кубка мира по футболу (товарный знак N 759208), официальных наименований мероприятий и обозначений FIFA (FIFA WORLD CUP - товарный знак NN 734366, 613159, 487225), (RUSSIA 2018 - товарный знак NN 434255, 471195, 471074), поскольку указанная реклама нарушает требования пунктов 2,8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", а именно, формирует у потребителей рекламы (неопределенного круга лиц) несоответствующее действительности представление о причастности/принадлежности кафе-бара "BARak O'Mama" к проводимому чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года.
2. Выдать ООО "Стекляшка" предписание о прекращении нарушения требований пунктов 2,8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы.
3. Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения требований пунктов 2,8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии В.Г. Попов
Члены Комиссии Н.Н. Михина
С.А. Лисенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 6 сентября 2018 г. N 435-152р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.09.2018