Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместителя руководителя ФАС России
Члены Комиссии:
Никитина Т.Е. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Ларина В.В. - начальник отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Сиразутдинова А.Ф. - консультант отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев материалы о распространении рекламы презервативов "Durex", в эфире федеральных телеканалов в 2017 году,
в присутствии лица, участвующего в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "Рекитт Бенкизер." (адрес: ул. Шлюзовая наб., д.4, г. Москва, 115114, ОГРН 1037705023300, ИНН 7705495411, КПП 770501001; дата регистрации: 28.03.2003) - [...];
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступили многочисленные обращения граждан о факте распространения в эфире федеральных телеканалов рекламы презервативов "Durex", под условными наименованиями "Social-STI Kate" и "Social-STI Tom" (далее- "Ролик 1" и "Ролик 2"), в 2017 году.
Данная реклама представляет собой два видео ролика в которых сообщается:
Ролик 1: "Хочешь познакомиться с девушкой? Как тебе Вика? Очаровательная. Романтичная. Весёлая. И у неё сифилис...Она не знает об этом... Когда тебе нравится девушка, ты об этом не думаешь. Практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией. Ходи на свидание с Дюрекс".
Ролик 2: ""Хочешь познакомиться с парнем? Как тебе Руслан? Спортивный. Харизматичный. Уверен в себе. И у него гонорея...Он не знает об этом... Когда тебе нравится парень, ты об этом не думаешь. Практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией. Ходи на свидание с Дюрекс".
При этом утверждение "Практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией" сопровождается сноской: "*Методические рекомендации N 33 "Как родить здорового ребёнка"/Департамент здравоохранения г. Москвы. - М.:2014.-С.9".
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 11 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о результатах исследований и испытаний.
Из смысла рекламы презервативов "Durex" вытекает, что примерно 50% населения России было заражено заболеванием, передающимся половым путем, что противоречит официальной статистике Минздрава России.
В обоснование содержащейся в рекламе информации ООО "Рекитт Бенкизер" представлены "Методические рекомендации N 33 "Как родить здорового ребёнка"/Департамент здравоохранения г. Москвы". Указанные Методические рекомендации не содержат статистических данных о заболеваемости, передаваемой преимущественно половым путем.
Также ООО "Рекитт Бенкизер" в обоснование использования ссылок на "Методические рекомендации N 33 "Как родить здорового ребёнка" как о результатах проведенных исследований в рекламе презервативов "Durex" ("Ролик 1" и "Ролик 2") в эфире федеральных телеканалов в 2017 году представлены следующие документы:
- письмо Департамента здравоохранения города Москвы N10-15-41747/18ДСП от 28.08.2018 содержащее информацию об инфекциях, инфекционных заболеваниях, способах инфицирования и их последствиях для человека. Последний абзац данного письма Департамента здравоохранения города Москвы содержит вывод, что методические рекомендации сформированы на основе результатов научных исследований, решений научных конференций, научно-практических семинаров, методических советов и т. п. По вопросам научной деятельности, носят исключительно рекомендательный характер, и не являются нормативным актом в сфере здравоохранения, а также федеральной формой статистической отчетности;
письмо Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы" исх.N1319И-18 от 24.08.2018 г., из которого следует, что Методические рекомендации Департамента здравоохранения города Москвы хоть и не являются закрытым документом, но ориентированы прежде всего на врачей-специалистов столичной медицинской сети, и не предполагают использования текста в рекламных и коммерческих целях. Как любой научно-методический труд они могут рассматриваться только в контексте всего произведения целиком, и лишаются смысловой полноты при вырывании отдельных фраз из контекста.
Доводы ООО "Рекитт Бенкизер", изложенные в пояснениях к делу N3-5-6/00-08-18, с ссылками на указанные выше письма Департамента здравоохранения города Москвы, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы", Комиссией приняты во внимание, но не являются подтверждением использования ООО "Рекитт Бенкизер" статистических данных о заболеваемости населения, передаваемыми преимущественно половым путем, обосновывающие утверждение "Практически каждый второй россиянин был заражен половой инфекцией", содержащееся в рекламе презервативов "Durex".
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации показатель первичной заболеваемости, передаваемой преимущественно половым путем (далее - ЗППП) имеет стойкую тенденцию к снижению. По данным федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения за 2007 г. указанный показатель составлял 649 952 случая (457,3 на 100 тыс. населения), в 2017 г. - 206 963 случая (141,0 на 100 тыс. населения) или 0,1% населения Российской Федерации (вх.N70326/18 от 07.05.2018).
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или сведениях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые факты/сведения.
Таким образом реклама презервативов "Durex", размещенная в эфире федеральных каналов в 2017 году, содержит нарушение пункта 11 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в части содержания не соответствующих действительности сведений о результатах исследований и испытаний.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.
В поступивших в ФАС России многочисленных обращениях граждане возмущены информацией, содержащейся в рекламе презервативов "Durex", и указывают, что она оскорбляет и уничижает их достоинство, как граждан Российской Федерации, поскольку из рекламы презервативов "Durex" можно сделать вывод, что в России отсутствует система медицинского обслуживания населения, пропаганда здорового образа жизни, что россияне безответственно относятся к здоровью своему и окружающих, что в России низкая система организации здравоохранения.
ООО "Рекитт Бенкизер" с указанной позицией не согласно и представило в материалы дела N3-5-6/00-08-18 Лингвистическое заключение, подготовленное Старшим научным сотрудником отдела культуры русской речи Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук, а также исследование, проведенное Фондом содействия изучению общественного мнения "ВЦИОМ" по восприятию рекламных роликов презервативом "Durex".
Исходя из результатов проведенных лингвистического и социологического исследований, следует вывод об отсутствии в рекламных роликах презервативов "Durex" сведений/смыслового содержания, порочащего честь, достоинство или деловую репутацию третьих лиц.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в телевизионной рекламе презервативов "Durex", распространявшейся в эфире федеральных телеканалов в 2017 году, отсутствует нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 11 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно Договору NРНРА-161226-0015Ф от 26.12.2016, заключенному между ООО "Национальный рекламный альянс" (Компания) и ООО "Рекитт Бенкизер" (Заказчик), Заказчик обязуется заказать услуги по проведению рекламных компаний путем размещения в эфире одного или нескольких телеканалов общероссийской (федеральной) и/или орбитальной региональной рекламы согласно одному или нескольким типам размещения.
Таким образом, рекламодателем указанной рекламы презервативов "Durex" является ООО "Рекитт Бенкизер". (юридический адрес: ул. Шлюзовая наб., д.4, г. Москва, 115114, ОГРН 1037705023300, ИНН 7705495411, КПП 770501001; дата регистрации: 28.03.2003).
На основании пункта 11 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 11 часть 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу презервативов "Durex", распространявшуюся на федеральных телевизионных каналах в 2017-18 гг., поскольку в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения о результатах исследований и испытаний.
2. Выдать ООО "Рекитт Бенкизер" (адрес: ул. Шлюзовая наб., д.4, г. Москва, 115114, ОГРН 1037705023300, ИНН 7705495411, КПП 770501001; дата регистрации: 28.03.2003) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Рекитт Бенкизер" (адрес: ул. Шлюзовая наб., д.4, г. Москва, 115114, ОГРН 1037705023300, ИНН 7705495411, КПП 770501001; дата регистрации: 28.03.2003).
Решение изготовлено в полном объеме 11 сентября 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров
Члены Комиссии Т.Е. Никитина
В.В Ларина
А.Ф. Сиразутдинова
2018-109970(1)
2018-109970(1)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 августа 2018 г. N 3-5-6/00-08-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.09.2018