Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии Попов В.Г. - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Михина Н.Н. - государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Лисенко С.А. -государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N 238-91Р по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "ГИНЕКОЛОГИЯ N 1" (ИНН 3666219270, ОГРН 1173668028104, КПП 366601001, дата регистрации 18.05.2017) (далее - ООО "ГИНЕКОЛОГИЯ N 1"), обществом с ограниченной ответственностью "СитиВидение" (ИНН 3662255430, ОГРН 1173668054075, КПП 3662255430, дата регистрации 20.10.2017) (далее - ООО "СитиВидение") требований части 7 статьи 24 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии: представителя ООО "ГИНЕКОЛОГИЯ N 1" <_>, <_> ООО "СитиВидение" <_>
УСТАНОВИЛА:
Воронежским УФАС России 16.05.2018 г. в ходе мониторинга соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе выявлен факт распространения следующей информации: "клиника ГИНЕКОЛОГИЯ N 1 УЗИ Лабораторная диагностика Хирургическое лечение (473) 228 66 00 ул. Карла Маркса, 92".
Рассматриваемая информация размещена с использованием рекламной конструкции в виде электронного экрана с постоянно меняющимися (2-5сек.) и повторяющимися изображениями, содержащими в том числе, информацию рекламного характера.
Указанная рекламная конструкция расположена (установлена) на ул. Кольцовской, рядом с домом N 52 (магазин ткани РЕНЕССАНС, салон сотовой связи МЕГАФОН.ru), о чем государственным инспектором Михиной Н.Н. в присутствии сотрудников Воронежского УФАС России Лисенко С.А., Панкратьевой Е.В. составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы с фотоприложениями на 6 (шести) листах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса неопределенного круга лиц.
Согласно пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе является клиника "ГИНЕКОЛОГИЯ N 1" и медицинские услуги, оказываемые в клинике.
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемой рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и получения консультации специалистов.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "ГИНЕКОЛОГИЯ N 1" (ул. Карла Маркса, 92, г. Воронеж), поскольку указанное Общество зарегистрировано и оказывает медицинские услуги по адресу, указанному в рассматриваемой рекламе.
Определением от 18.05.2018 г. N 238-91Р в отношении ООО "ГИНЕКОЛОГИЯ N 1" возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе". Дело назначено к рассмотрению на 10 часов 00 минут 30.05.2018 г.
30.05.2018 г. в ходе рассмотрения дела N 238-91Р, а также из предоставленных ООО "ГИНЕКОЛОГИЯ N 1" материалов (договор N 18/04/01-1 от 01.04.2018 об оказании услуг по распространению рекламы на наружных электронных табло; медиапланы от 01.04.2018 и 01.05.2018 на размещение рекламно-информационных материалов на городской сети видеоэкранов; акт N 16/04-1 от 30.04.2018 выполненных работ) Комиссией установлено, что ООО "СитиВидение" является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
Определением от 30.05.2018 г. исх. N 03-16/2938 об отложении рассмотрения дела N 238-91Р, ООО "СитиВидение" привлечено к участию в рассмотрении указанного дела. Срок рассмотрения дела N 238-91Р продлен до 18.08.2018 г. определением от 30.05.2018 г. исх. N 03-16/2939.
20.06.2018 г. в ходе рассмотрения дела, ООО "ГИНЕКОЛОГИЯ N 1" и ООО "СитиВидения" признали свою вину. Представители указанных Обществ пояснили, что нарушение ФЗ "О рекламе" допущено впервые и не умышленно.
Комиссия, ознакомившись с материалами дела N 238-91Р, изучив предоставленные материалы, принимая во внимание пояснения лиц, участвующих в деле пришла к следующим выводам.
Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура).
Перечень медицинских услуг разделен на два раздела: "А" и "В", построенные по иерархическому принципу.
Раздел "A" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
В разделе "A" вышеуказанной Номенклатуры обозначают определенный тип медицинской услуги: 04 - регистрация звуковых сигналов, издаваемых или отражающихся органами или тканями с их последующей расшифровкой и описанием.
Согласно Медицинской энциклопедии (dic.academic.ru), Ультразвукова\x{0301}я Диагно\x{0301}стика - это распознавание патологических изменений органов и тканей организма с помощью ультразвука. Основана на принципе эхолокации - приеме сигналов посланных, а затем отраженных от поверхностей раздела тканевых сред, обладающих различными акустическими свойствами. Ультразвуковое исследование (эхография, сонография) относится к неионизирующим методам исследования.
Таким образом, Ультразвуковое исследование (УЗИ) относится к медицинской услуге, которая может быть выполнена с применением ультразвуковой аппаратуры, регистрирующей звуковые сигналы, которые в последствие могут быть расшифрованы и описаны.
Раздел "B" вышеуказанной Номенклатуры включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В разделе "B" обозначают определенный тип медицинской услуги:
03 - сложные диагностические услуги (методы исследования: лабораторный, функциональный, инструментальный, рентгенорадиологический и другие), формирующие диагностические комплексы.
Согласно Медицинской энциклопедии (dic.academic.ru), Лабораторная диагностика (греч, diagnostikos способный распознавать) - раздел клинической диагностики, изучающий методы оценки физиологических и распознавания и оценки патологических состояний и заболеваний, основанный на исследованиях клеточного и химического состава, физико-химических и биологических свойств тканей и жидкостей организма, а также методы обнаружения возбудителей заболеваний.
Таким образом, Лабораторная диагностика является медицинской услугой.
Согласно Медицинской энциклопедии (dic.academic.ru), Хирурги\x{0301}ческое лече\x{0301}ние (лечение с использованием хирургического метода лечения) - метод лечения заболеваний путём разъединения и соединения тканей в ходе хирургической операции.
В связи с чем, "Хирургическое лечение" относится к медицинской услуге.
В Номенклатуре отсутствует понятие такой медицинской услуги как "Хирургическое лечение", в связи с чем, указанную медицинскую услугу необходимо отнести к 23 Разделу класса "А" (23 - диагностика и лечение, не обозначенные в других рубриках).
Вышеперечисленные медицинские услуги имеют ряд противопоказаний к их проведению.
В соответствии с Федеральным Законом от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.
Согласно предоставленной ООО "ГИНЕКОЛОГИЯ N 1" информации, Комиссией установлено, что у указанного Общества имеется лицензия N ЛО-36-01-003133 от 30.11.2017 на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), организации здравоохранения и общественному здоровью, ультразвуковой диагностике.
Целью размещения в рекламе предупредительной информации является обеспечение правильного приема лекарственных препаратов, получения медицинских услуг и надлежащей эксплуатации медицинской техники.
Частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Рассматриваемая реклама не содержит предусмотренного ФЗ "О рекламе" предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, в связи с чем, рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО "ГИНЕКОЛОГИЯ N 1" и ООО "СитиВидение" части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается, согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе", ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", несет рекламораспространитель.
Комиссией установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "ГИНЕКОЛОГИЯ N 1", рекламораспространителем ООО "СитиВидение".
В связи с тем, что на момент рассмотрения дела N 238-91Р в материалах дела отсутствует информация об устранении указанными Обществами допущенного нарушения, Комиссии находит основания для выдачи предписания об устранении допущенного ООО "ГИНЕКОЛОГИЯ N 1" и ООО "СитиВидение" нарушения части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "клиника ГИНЕКОЛОГИЯ N 1 УЗИ Лабораторная диагностика Хирургическое лечение (473) 228 66 00 ул. Карла Маркса, 92", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "ГИНЕКОЛОГИЯ N 1" (ИНН 3666219270, ОГРН 1173668028104, КПП 366601001, дата регистрации 18.05.2017) предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством Российской Федерации о рекламе, а именно путем внесения в текст рекламы предупреждения о наличии противопоказаний и получения консультации специалистов.
3. ООО "СитиВидение" (ИНН 3662255430, ОГРН 1173668054075, КПП 3662255430, дата регистрации 20.10.2017) предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством Российской Федерации о рекламе, а именно путем внесения в текст рекламы предупреждения о наличии противопоказаний и получения консультации специалистов.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "20" июня 2018 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии В.Г. Попов
Члены Комиссии Н.Н. Михина
С.А. Лисенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 20 июня 2018 г. N 238-91Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.06.2018