Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С <_> - врио руководителя управления,
Члены Комиссии:
В<_> - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
Е<_> - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
А<_> - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
рассмотрев дело N 20-ФАС22-АМ/08-18 по признакам нарушения АО "Барнаульская горэлектросеть" (ИНН 2221008019, 656015, ОГРН 1022200903383, г. Барнаул, ул. Деповская, д. 19) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в навязывании МУП "ДЕЗ N 1" Ленинского района г. Барнаула (ИНН 2223050506, 656044, г. Барнаул, ул. Попова, д. 54) невыгодных условий договора энергоснабжения для категории "Прочие потребители" N 4330 от 09.02.2018 г., путем несогласования пункта 5.1. вышеуказанного договора в редакции потребителя,
в присутствии представителя АО "БГЭС" - Г<_> по доверенности от 20.12.2017 N 11-юр и отсутствии представителей МУП "ДЕЗ N 1" Ленинского района г. Барнаула
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрение поступило письменное обращение МУП "ДЕЗ N 1" Ленинского района г. Барнаула (вхд. N 185184 от 03.05.2018 г.) в отношении АО "Барнаульская горэлектросеть" (далее - АО "БГЭС") по вопросу, связанному с установлением условий договора энергоснабжения для категории "прочие потребители" N 4330.
Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю, следует, что 11.01.2018 г. МУП "ДЕЗ N 1" Ленинского района г. Барнаула обратилось в адрес АО "Барнаульская горэлектросеть" с намерением заключить контракт энергоснабжения на поставку электрической энергии на 2018 - 2019 г.г. в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44).
15.02.2018 г. МУП "ДЕЗ N 1" Ленинского района г. Барнаула был получен проект договора от АО "БГЭС", с рядом условий которого предприятие было не согласно, в связи с чем в адрес АО "БГЭС" был направлен Протокол разногласий к договору энергоснабжения для категории "прочие потребители" N 4330 от 09.02.2018 г. (далее - Протокол разногласий).
Так, п. 5.1. в условиях договора, предложенного АО "БГЭС", изложен в следующей редакции: "Расчеты за электрическую энергию (мощность) производятся по свободным (нерегулируемым) ценам (далее цена) в соответствии с порядком определения цены, установленным положениями действующих на момент оплаты Федеральных законов, иных нормативных актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.
Расчеты за электрическую энергию (мощность) производятся по регулируемым ценам (тарифам) по тем точкам поставки, в которых электрическая энергия (мощность) используется Абонентом на коммунально-бытовые нужды.
В случае, если в ходе исполнения настоящего договора вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий обязательные правила в порядке определения цены по договору, или уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов принят акт об установлении новой обязательной цены, стороны с момента введения его в действие при осуществлении расчетов по договору обязаны применять новый порядок определения цены и (или) новую цену".
В Протоколе разногласий МУП "ДЕЗ N 1" Ленинского района г. Барнаула были внесены изменения по условиям договора, в том числе, потребитель предложил дополнить п. 5.1. абзацем 4, в следующей редакции: "Ориентировочно общая цена Контракта составляет 760 000,00 рублей (семьсот шестьдесят тысяч рублей 00 копеек)".
Протоколом согласования к протоколу разногласий к договору энергоснабжения N 4330 от 09.02.2018 г. АО "БГЭС" вышеуказанный пункт оставлен без согласования, т.е. предложено изложить его в редакции ЭСО.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" установлена обязанность муниципальных унитарных предприятий с 01.01.2017 г. осуществлять закупки в соответствии с требованиями Федерального закона N 44.
В силу ч. 2 ст. 34 Федерального закона N 44 при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 103 Федерального закона N 44 в реестр контрактов включается, в том числе объект закупки, цена контракта и срок его исполнения, цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта.
В силу п. 2 "Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками", утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 24.11.2014 N 136н, для заказчика предусмотрена обязанность формирования информации для Федерального казначейства, в целях предоставления информации, необходимой для включения контракта в реестр контрактов.
Согласно вышеперечисленным нормам МУП "ДЕЗ N 1" Ленинского района г. Барнаула является вышеуказанным заказчиком.
Таким образом, для включения договора энергоснабжения на поставку электрической энергии МУП "ДЕЗ N 1" Ленинского района г. Барнаула в реестр контрактов, требуется отразить в контракте энергоснабжения на поставку электрической энергии информацию, указанную в п. 6 ч. 2 ст. 103 Федерального закона N 44, т.е. цену контракта энергоснабжения в денежном значении.
Т.к. АО "БГЭС" отклонило предложение заявителя о дополнении заключаемого договора в п. 5.1. абзацем 4, в следующей редакции: "Ориентировочно общая цена Контракта составляет 760 000,00 рублей (семьсот шестьдесят тысяч рублей 00 копеек)", МУП "ДЕЗ N 1" Ленинского района г. Барнаула обратилось в УФАС по Алтайскому краю с вышеуказанным заявлением.
Из письменной позиции АО "БГЭС", представленной в антимонопольный орган и поддержанной представителем общества в ходе рассмотрения настоящего дела в заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю, следует, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) цена договора энергоснабжения не относится к существенным условиям.
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определятся по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правыми актами (статья 422 ГК РФ), т.е. включение в договор условия, не предусмотренного нормой какого-либо закона ли правового акта, возможно только соглашению сторон.
АО "БГЭС" приобретает на оптовом рынке электрическую энергию в полном объеме по свободным (нерегулируемым) ценам, рассчитанным ОАО "АТС", реализует приобретенную электрическую энергию на розничном рынке, за исключением населения и приравненных к нему группам, также по свободной цене, которая определяется ежемесячно. Таким образом, у АО "БГЭС" отсутствует возможность определить стоимость электрической энергии заранее, до окончания расчетных периодов, и как следствие, на момент заключения договора и установить такую цену в договоре эннргоснабжения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия управления ФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки электрической энергии в нежилые помещения МУП "ДЕЗ N1" Ленинского района г. Барнаула, на основании которого установлено, что АО "БГЭС" занимает доминирующее положение на рынке поставки электрической энергии для заявителя.
Исходя из вышеперечисленного, на АО "БГЭС" распространяются требования пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Далее, частью 2 статьи 34 Федерального закона N 44установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта (далее - Перечень), установлен постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 и является исчерпывающим.
При этом в Перечень не входят услуги, предоставляемые субъектами естественных монополий и гарантирующими поставщиками.
В соответствии с частью 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, при этом в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков исходя из цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.
Учитывая вышеизложенные нормы права, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к выводу о том, что у АО"БГЭС" отсутствуют законные основания для установления в договоре энергоснабжения как твердой, так и ориентировочной цены контракта, в связи с чем, в рассмотренных действиях АО "БГЭС" отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, в настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающий исключение из предмета правового регулирования Федерального закона N 44 осуществление закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если закупки осуществляются без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом принятых поправок в соответствии с частью 12 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) до 01.10.2018 года государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления в 2018 году закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Законом о закупках.
Таким образом, унитарные предприятия вне зависимости от сферы деятельности могут осуществлять закупки за счет собственных средств в соответствии с Законом о закупках.
Руководствуясь статьями 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N 20-ФАС22-АМ/08-18 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО "Барнаульская горэлектросеть" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных действиях АО "Барнаульская горэлектросеть".
Председатель Комиссии С<_>
Члены Комиссии В<_>
Е<_>
А<_>
Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня принятия решения. Также решение Комиссии может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 3 октября 2018 г. N 20-ФАС22-АМ/08-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.10.2018