Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;
|
Алышова А.Е. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Можейкин М.А. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
от подателя жалобы: ООО "Свет и Музыка Н" - <...> (по доверенности);
от заказчика - МКУК Блюдчанского сельсовета Чановского р-на Новосибирской области - <...> (директор);
рассмотрев жалобу ООО "Свет и Музыка Н" на действия аукционной комиссии заказчика - МКУК Блюдчанского сельсовета Чановского р-на Новосибирской области при проведении электронного аукциона N 0351300187718000001 на поставку кресел театральных для МКУК Блюдчанского сельсовета Чановского района Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 760000,00 рублей, размещен в ЕИС 26.08.2018,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Свет и Музыка Н" с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика - МКУК Блюдчанского сельсовета Чановского р-на Новосибирской области при проведении электронного аукциона N 0351300187718000001 на поставку кресел театральных для МКУК Блюдчанского сельсовета Чановского района Новосибирской области.
Суть жалобы ООО "Свет и Музыка Н" заключается в нижеследующем.
ООО "Свет и Музыка Н" обжалует действия аукционной комиссии заказчика, связанные с признанием его заявки несоответствующей в связи с отсутствием в составе аккредитационных данных: фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортных данных такого лица или данных иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии).
Податель жалобы полагает, что на участников не возлагается обязанность представления таких данных.
Тем не менее, ООО "Свет и Музыка Н" представило информацию, предусмотренную ч. 11 ст. 24.1 ФЗ N 44-ФЗ в составе второй части заявки.
И, таким образом, по мнению подателя жалобы, у аукционной комиссии заказчика отсутствовали основания для признания заявки ООО "Свет и Музыка Н" несоответствующей.
На жалобу ООО "Свет и Музыка Н" от заказчика - МКУК Блюдчанского сельсовета Чановского р-на Новосибирской области поступили следующие возражения.
При проведении электронного аукциона на поставку кресел театральных для МКУК Блюдчанского сельсовета Чановского района Новосибирской области был применен национальный режим, а именно, установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1072).
Заказчик установил в числе требований к составу вторых частей заявок требование о представление одного из четырех, предусмотренных Постановлением N 1072 документов, подтверждающих страну производства товаров.
Документ, подтверждающий страну производства товара, в составе заявки ООО "Свет и Музыка Н" представлен не был. На основании указанного, аукционная комиссия заказчика приняла решение о признании заявки ООО "Свет и Музыка Н" не соответствующей требованиям аукционной документации.
Изучив доводы подателя жалобы, возражения заказчика Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что основанием принятия решения аукционной комиссией заказчика явились иные обстоятельства, отличные от изложенных в жалобе ООО "Свет и Музыка Н", а именно, податель жалобы полагал, что основанием признания его заявки несоответствующей явилось непредставление оператором электронной площадки документов и информации, предусмотренных п. 2 ч. 11 ст. 24.1 ФЗ N 44-ФЗ, в то время как по информации, представленной заказчиком, заявка была признана несоответствующей в связи с тем, что в составе второй части заявки участника не был представлен документ, требование к представлению которого было установлено в документации в соответствии с требованиями статьи 14 ФЗ N 44-ФЗ и Постановления N 1072.
В связи с изложенным, довод жалобы признан необоснованным.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ N 44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно ч. 8 ст. 69 ФЗ N 44-ФЗ протокол подведения итогов электронного аукциона должен содержать полную информацию о принятом аукционной комиссией заказчика решении о не соответствии заявок требованиям, установленным документацией, а именно, обоснование этого решения с указанием положений ФЗ N 44-ФЗ, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Протокол подведения итогов электронного аукциона не содержал указания на то, какие именно документы не были представлены в составе второй частей заявки либо какая информация отсутствовала в составе аккредитационных данных участника закупки.
Таким образом, заказчик нарушил ч. 8 ст. 69 ФЗ N 44-ФЗ.
Заказчик установил требование к показателю обивки "устойчивость к отслаиванию" в соответствии с ISO 12945-2/97. Указанный ГОСТ был заменен на ISO 12945-2-2012. Вместе с тем, ни один из указанных стандартов не содержит показателя "устойчивость к отслаиванию", а, следовательно, ссылка на приведенный в документации стандарт не является правомерной. Заказчиком нарушен п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Ряд показателей обивки, а именно, "сопротивляемость к разрыву", "прочность продольного провисания", "коэффициент удлинения" не содержат указания на технические регламенты, документы, применяемые в национальной системе стандартизации, откуда они были взяты, притом, что указанные показатели являются техническими, функциональными характеристиками товара. Заказчиком нарушен п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ.
ФАС России в своем письме от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Вместе с тем, раздел N 3 описания объекта закупки содержит ряд требований, противоречащих указанной выше позиции ФАС России.
Описание объекта закупки содержит требование к конкретным значениям показателей: "сопротивляемость к разрыву" - 1980,2 Н, "прочность продольного провисания" - 976 Н, "коэффициент удлинения" - 49,8%.
Описание объекта закупки в совокупности с инструкцией по заполнению первых частей обязывает участников закупки в составе первых частей заявок представить единственное значение по каждому из приведенных выше показателей.
Описание объекта закупки не содержит обоснования установления требований именно к таким конкретным значениям показателей.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что установление требований к конкретным значениям показателей, становящимся известными по результатам испытаний конкретной партии товара, не отвечают требованиям ФЗ N 44-ФЗ и позиции ФАС России, так как такие требования влекут искусственное ограничение числа участников закупки.
Заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Контракт согласно п. 9.2 проекта контракта рассчитан на срок до 31.12.2018 г.
Документация об электронном аукционе содержит требование к сроку действия банковской гарантии как обеспечения исполнения контракта по 31.12.2018 г.
Согласно ч. 3 ст. 96 ФЗ N 44-ФЗ срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Таким образом, заказчиком была нарушена ч. 3 ст. 96 ФЗ N 44-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 05.09.2018 г. N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1072) было разработано и принято в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на период с 01.12.2017 г. по 01.12.2019 г. в виде запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств.
Также Постановление N 1072 предусматривает исключения, которые позволяют закупать иностранные товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности. В пп. а, б, в указаны случаи, позволяющие закупать для государственных и муниципальных нужд товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящие из иностранных государств.
Пункт 2 Постановления N 1072 предусматривает, что для случаев, являющихся исключениями из п. 1, а именно, пп. а, б, в в целях подтверждения производства товара необходимо в составе вторых частей заявок участников представить один из указанных ниже документов:
копию специального инвестиционного контракта, заверенную руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.
Однако для подтверждения производства товара, страной происхождения которого является Российская Федерация, документы, указанные в Постановлении не требуются, поскольку запрет установлен только в отношении иностранных товаров.
Вместе с тем, документация об электронном аукционе требует представления указанных документов во всех случаях, в том числе при предложении товара российского происхождения (п. 16.2.7 документации об электронном аукционе).
Установив требования к составу вторых частей заявок о представлении, в том, числе в случае предложения товаров, произведенных в РФ, документов, подтверждающих страну их производства, предусмотренных п. 2 Постановления, заказчик нарушил ч. 5 ст. 66 ФЗ N 44-ФЗ и требования Постановления Правительства РФ N 1072.
Документация об электронном аукционе содержит ограничение для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СОНКО).
В числе требований к составу второй части заявок заказчик установил требование к представлению декларации об обладании статусом СМП и СОНКО.
Вместе с тем, в составе заявки ИП Кузнецова С.А. декларация принадлежности к СМП и СОНКО отсутствует.
Вместе с тем, заявка данного участника была признана соответствующей требованиям документации.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России директор заказчика, являвшийся председателем аукционной комиссии, подтвердил, что заявки участников были представлены в контролирующий орган в полном объеме.
Комиссия Новосибирского УФАС России делает вывод о том, что заявка ИП Кузнецова С.А. была признана соответствующей в нарушение ч. 1 ст. 69 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ N 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Свет и Музыка Н" на действия аукционной комиссии заказчика - МКУК Блюдчанского сельсовета Чановского р-на Новосибирской области при проведении электронного аукциона N 0351300187718000001 на поставку кресел театральных для МКУК Блюдчанского сельсовета Чановского района Новосибирской области необоснованной.
Признать заказчика нарушившим пп. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч. 5 ст. 66, ч. 8 ст. 69, ч. 3 ст. 96 ФЗ N 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ N 1072.
Признать аукционную комиссию нарушившей ч. 1 ст. 69 ФЗ N 44-ФЗ.
Выдать аукционной комиссии, заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-255
26 сентября 2018 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Алышова А.Е. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Можейкин М.А. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании своего решения N 08-01-489 от 01.10.2018 г. по жалобе ООО "Свет и Музыка Н" на действия аукционной комиссии заказчика - МКУК Блюдчанского сельсовета Чановского р-на Новосибирской области при проведении электронного аукциона N 0351300187718000001 на поставку кресел театральных для МКУК Блюдчанского сельсовета Чановского района Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 760000,00 рублей, размещен в ЕИС 26.08.2018,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику - МКУК Блюдчанского сельсовета Чановского р-на Новосибирской области необходимо:
Прекратить нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать требования к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей товаров (материалов), которые могут быть известны по результатам проведения определенных испытаний, а также прекратить устанавливать требования к конкретным значениям показателей, которые могут быть известны по результатам проведения определенных испытаний, ведущие к ограничению числа участников закупки;
Прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить не устанавливать при использовании в описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки требования о соответствии их техническим регламентам, документам, применяемым в национальной системе стандартизации;
Прекратить нарушение ч. 5 ст. 66 ФЗ N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ N 1072, а именно, надлежащим образом установить требования к составу вторых частей заявок, прекратить требовать документы, предусмотренные п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.09.2017 г. N 1072, в случае, если участником предлагается товар, страной происхождения которого является Российская Федерация;
Прекратить нарушение ч. 8 ст. 69 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить не включать в протокол подведения итогов полную информацию о принятом аукционной комиссией заказчика решении о не соответствии заявок требованиям, установленным документацией, а именно, обоснование этого решения с указанием положений ФЗ N 44-ФЗ, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
Прекратить нарушение ч. 3 ст. 96 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, устанавливать надлежащий срок действия банковской гарантии как обеспечения исполнения контракта;
Внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе в соответствии с решением N 08-01-491 от 26.09.2018 г. и настоящим предписанием.
Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0351300187718000001 в соответствии с ФЗ N 44-ФЗ.
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок аукционной комиссии заказчика - МКУК Блюдчанского сельсовета Чановского р-на Новосибирской области необходимо:
Прекратить нарушение ч. 1 ст. 69 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить признавать соответствующими заявки участников, состав которых не отвечает требованиям документации об электронном аукционе и ФЗ N 44-ФЗ, в том числе, в случае непредставления декларации, подтверждающей обладание лицом статуса СМП и СОНКО.
Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 16.10.2018 г. с приложением подтверждающих документов.
Оператору электронной торговой площадки - обеспечить возможность исполнения требований решения Комиссии Новосибирского УФАС России N 08-01-491 от 26.09.2018 г. и настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
Согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26 сентября 2018 г. N 08-01-491
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.10.2018