Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту - Комиссия),
в присутствии представителя заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис" (далее - ООО "Мегаполис", заявитель),
от заказчика, акционерного общества "Сахаэнерго" представителой по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Мегаполис" на действия (бездействие) заказчика, организатора акционерного общества "Сахаэнерго" (далее - АО "Сахаэнерго", заказчик), при проведении закупки у единственного источника на право заключения договора оказания услуг "Автомобильная перевозка угля по маршруту п.Усть-Куйга - п.Депутатский Усть-Янского района" (извещение N31806926814), нарушающих законодательство о закупках,
у с т а н о в и л а:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Мегаполис" на действия (бездействие) АО "Сахаэнерго" при проведении закупки у единственного источника на право заключения договора оказания услуг "Автомобильная перевозка угля по маршруту п.Усть-Куйга - п.Депутатский Усть-Янского района" (извещение N31806926814), нарушающих законодательство о закупках.
Из содержания жалобы следует, что АО "Сахаэнерго" провело обжалуемую закупку с нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о закупке продукции для нужд АО "Сахаэнерго", путем проведения закупки способом поставки у единственного источника АО "Энерготрансснаб".
Согласно доводам заявителя, ранее данная закупка была проведена 09.06.2018 за N 31806592055 в форме открытого одноэтапного конкурса (ЭТП) на "Право заключения договора на автомобильную перевозку угля по маршруту п.Усть-Куйга - п.Депутатский Усть-Янского района для нужд АО "Сахаэнерго" (ГКПЗ N379.1)", однако была признана несостоявшейся, ввиду отклонения всех поступивших заявок, в том числе от участника АО "Энерготрансснаб", в связи с чем проведение ее в данном случае как поставка у единственного источника неправомерно, поскольку АО "Энерготрансснаб" не соответствует требованиям заказчика.
На рассмотрении жалобы по существу ООО "Мегаполис" поддержало заявленные требования, представители АО "Сахаэнерго" с доводами заявителя не согласились, огласив возражения, изложенные в письме от 26.09.2018 N 29/03, а также дополнительно приобщив документ - предостережение о недопустимости нарушения закона от 31.08.2018 года, выданное Прокуратурой Усть-Янского района Республики Саха (Якутия).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках). В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
АО "Сахаэнерго" провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке продукции для нужд АО "Сахаэнерго", утвержденного Советом директоров АО "Саханерго" протоколом от 27.03.2018 N 4 (далее - Положение).
В силу части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
Согласно части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
В соответствии со статьей 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Так, пунктами 4.1, 4.7, 5.10, 7.1.4 Положения предусмотрен способ проведения закупки у единственного источника.
Согласно пункту 4.7.1 Положения в зависимости от инициативной стороны закупка у единственного источника может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения иных предложений.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с пунктом 2.7.1.15 Положения на официальном сайте размещаются следующие информация и материалы, в том числе иная информация, подлежащая размещению на официальном сайте в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также иная информация, которую заказчик посчитает необходимой разместить на официальном сайте при условии технической возможности такого размещения.
Как следует из материалов дела, 17.09.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31806926814 о проведении закупки на право заключения Договора подряда по лоту N 738.1 Автомобильная перевозка угля по маршруту п.Усть-Куйга - п.Депутатский Усть-Янского района у единственного источника (АО Энерготрансснаб), проект договора и техническое задание.
Предмет заключаемого по результатам закупки у единственного источника договора является - автомобильная перевозка угля по маршруту п.Усть-Куйга - п.Депутатский Усть-Янского района в объеме согласно техническим требованиям и проекту договора - приложения N 1 и 2 к извещению. Начальная (максимальная) цена договора составляет 74 370 400,00 рублей (без учета НДС).
В соответствии с пунктом 6 извещения требования к закупаемым у единственного источника услугам (далее также - продукция), в том числе, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика определены в технических требованиях и проекте договора - приложениях N 1 и N 2 к настоящему извещению.
В соответствии с пунктом 8 извещения участник закупки, у которого заказчик осуществляет закупку у единственного источника, подтвердил свое соответствие требованиям заказчика.
Договор N738.1 на перевозку каменного угля автомобильным видом транспорта между АО "Сахаэнерго" и АО "Энерготрансснаб" заключен 19 сентября 2018 года.
Согласно пояснениям АО "Сахаэнерго" единоличным исполнительным органом управления общества является ПАО "Якутскэнерго" (решение Совета директоров АО "Сахаэнерго" от 30.03.2018 протокол N5). Так, протоколом совещания ПАО "Якутскэнерго" об организации переработки в п. Усть-Куйга и автомобильной перевозки по маршруту п. Усть-Куйга - п. Депутатский, и приказом от 08.08.2018 N01 АО "Сахаэнерго" дано поручение о необходимости направления на ЦЗК материалов проведения внеплановой закупки у единственного источника АО "Энерготрансснаб", поскольку согласно приказу ПАО "РусГидро" от 05.07.2018 N473 "Об утверждении каталога корпоративных сервисных услуг ПАО "РусГидро" АО "Энерготрансснаб" является подконтрольной организацией общества на оказание услуг грузовых перевозок.
Частью 1 статьи 1 Закона о закупках определены цели регулирования настоящего Федерального закона, в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Как указано выше, согласно положениям Закона о закупках заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений), а также иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 Закона о закупках.
Наряду с данными способами заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке возможность закупки товаров, работ, услуг в том числе у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при этом должен быть установлен порядок закупки указанным способом.
Согласно пункту 7.1.4 Положения действия, предпринимаемые при закупке у единственного источника, определяются заказчиком самостоятельно, в зависимости от условий, требующих такой закупки в соответствии с разделом 5.10, а также в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 5.10 Положения определен перечень случаев проведения такой закупки, в том числе согласно пункту 5.10.1.4 закупки у единственного источника могут осуществляться на основании утвержденной Советом директоров общества ГКПЗ или решения ЦЗК общества в следующих случаях, в том числе при реализации стратегических решений органов управления обществом, и в таких случаях, как закупки у профильных сервисных специализированных обществ Группы РусГидро.
Приказом N473 от 05.07.2018 ПАО "РусГидро" "Об утверждении каталога корпоративных сервисных услуг ПАО "РусГидро"" в целях оптимизации закупочной деятельности общества утвержден каталог корпоративных сервисных услуг и порядок применения каталога, согласно которому АО "Энерготрансснаб" оказывает услуги грузовых перевозок.
Приказом N01 от 08.08.2018 "О заключении договоров с АО "Энерготрансснаб" для обеспечения безусловного завоза топливно-энергетических ресурсов для выработки электрической и тепловой энергии АО "Сахаэнерго" в ОЗП 2018-2019 гг., на основании пункта 5.10.1.4 Положения о реализации стратегических решений органов управления обществом и таких случаях, как закупки у профильных сервисных специализированных обществ Группы РусГидро, руководствуясь приказом ПАО "РусГидро" от 05.07.2018 N473 "Об утверждении каталога корпоративных сервисных услуг ПАО "РусГидро", протоколом рабочего совещания у генерального директора ПАО "Якутскэнерго" N21 от 07.08.2018 г. приказано:
- в связи со срочностью и признанием конкурентной процедуры закупки по лоту N 379.1 несостоявшейся, направить на рассмотрение центральной закупочной комиссии АО "Сахаэнерго" материалы вопроса о согласовании проведения внеплановой закупки на выполнение автомобильной перевозки угля по маршруту п. Усть_Куйга - п. Депутатский Усть-Янского района, способом у единственного источника, контрагент АО "Энерготрансснаб".
- заключить с АО "Энерготрансснаб" договор на оказание услуг по хранению и погрузо-разгрузочных работ каменного угля в п. Усть-Куйга, как у единственного участника закупочной процедуры, в связи с признанием закупки по лоту N380.1 несостоявшейся.
Протоколом N761/37 заседания центральной закупочной комиссии АО "Сахаэнерго" от 06.09.2018 решено согласовать проведение внеплановой закупки по лоту N738.1 "Автомобильная перевозка угля по маршруту п. Усть-Куйга - п. Депутатский Усть-Янского района" способом поставки у единственного источника АО "Энерготрансснаб".
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия считает, что действия АО "Сахаэнерго" по проведению закупки на право заключения договора оказания услуг "Автомобильная перевозка угля по маршруту п.Усть-Куйга - п.Депутатский Усть-Янского района" (извещение N31806926814) путем проведения способом поставки у единственного источника не противоречат Закону о закупках, в виду соответствия пункту 5.10.1.4 Положения, в связи с чем признает жалобу ООО "Мегаполис" необоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Руководствуясь статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис" на действия (бездействие) заказчика, организатора акционерного общества "Сахаэнерго" при проведении закупки у единственного источника на право заключения договора оказания услуг "Автомобильная перевозка угля по маршруту п.Усть-Куйга - п.Депутатский Усть-Янского района" (извещение N31806926814) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 октября 2018 г. N 03-94/18.1-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.10.2018