Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<_> - временно исполняющего обязанности руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<_> - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью "АРИС-Омск" (далее - ООО "АРИС-Омск", Заявитель) на действия открытого акционерного общества "Омский аэропорт" (далее - ОАО "Омский аэропорт", Заказчик, Организатор торгов, Ответчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания комплекса услуг по уборке объектов ОАО "Омский аэропорт" (извещение N 31806862578 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - Запрос предложений, Закупка).
при участии представителя ООО "АРИС-Омск" - <_> (доверенность от 18.09.2018, б/н, личность удостоверена паспортом);
при участии представителя ОАО "Омский аэропорт" - <_> (доверенность от 09.04.2018, N 48, личность удостоверена паспортом),
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 19.09.2018 N 8194) на действия ОАО "Омский аэропорт" при проведении Запроса предложений.
В обоснование своей позиции Заявитель указывают следующее.
28.08.2018 Заказчиком размещено извещение о проведении Запроса предложений. В установленные сроки ООО "АРИС-Омск" направило заявку на участие в Закупке.
В соответствии с протоколом N 118-1 подведения итогов открытого запроса предложений в электронной форме, единой комиссией принято решение отклонить заявку Заявителя на основании пп. "а" п. 13 документации о запросе предложений в электронной форме на право заключения договора оказания комплекса услуг по уборке объектов ОАО "Омский аэропорт", утвержденной генеральным директором ОАО "Омский аэропорт" от 28.08.2018 (далее - Документация). К справке о наличии у участника закупки квалифицированного персонала, состоящего с ним в трудовых или гражданско-правовых отношениях, который будет привлечен для оказания услуг, являющихся предметом закупки (далее - Справка о персонале), не приложены копии трудовых (гражданско-правовых) договоров, заключенных ООО "АРИС-Омск" с Матвеевой Еленой Тимофеевной, Лапичцой Еленой Николаевной, Рябцевой Натальей Анатольевной, что является нарушением п. 9 Документации и приложения к Документации N 1 (форма N 4).
Заявитель считает, что действия по отклонению его заявки на участие в Закупке являются неправомерными, так как все документы были приложены к заявке в полном объеме.
ООО "АРИС-Омск" также указывает, что в Справке о персонале в написании сведений были допущены технические ошибка и описка:
- в написании отчества относительно Матвеевой. Верное написание: Матвеева Елена Алексеевна (вместо Тимофеевны);
- в написании фамилии Ляпичцая. Верное написание: Лапицкая.
В составе заявки приложены скан-копия трудового договора N 1-111 от 01.09.2008 и скан-копии дополнительных соглашений (N 1 от 01.04.2011, N 2 от 31.07.2011, N 3 от 29.09.2013) к договору N 1-111 от 01.09.2008, из которых следует, что договор заключен между ООО "ОМС-Омск" (с 13.11.2012 ООО "АРИС-Омск", подтверждено свидетельством государственной регистрации юридического лица и свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц) и Кутькиной Натальей Анатольевной, которая после расторжения брака взяла фамилию Рябцева (данная фамилия фигурирует в дополнительных соглашениях к договору N 1-111 от 01.09.2008, представленных в заявке).
На основании изложенного, Заявитель просит антимонопольный орган отменить протокол N 118-1 подведения итогов открытого запроса предложений в электронной форме и признать действия единой комиссии по отклонению заявки ООО "АРИС-Омск" неправомерными.
На заседании Комиссии 27.09.2018 представитель Заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе.
2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 24.09.2018 N 05-8182э Ответчиком представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов.
На заседании Комиссии 27.09.2018 представитель Ответчика с доводами жалобы не согласилась, высказалась согласно возражениям на жалобу, отметив следующее.
2.1. В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, если такие действия (бездействия) нарушают права и законные интересы участника закупки.
С учетом императивного характера нормы и установленного перечня в части 10 статьи 3 Закона о закупках, жалоба ООО "АРИС-Омск" не содержит оснований для обжалования, следовательно, не может быть рассмотрена в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
2.2. В соответствии с п. 8 Документации к участнику закупки предъявлялось требование - наличие квалифицированного персонала, состоящего с ним в трудовых или в гражданско-правовых отношениях, в количестве и составе, необходимом и достаточном для оказания услуг по предмету закупки. Подтверждением данного факта является Справка о персонале, составленная в соответствии с формой N 4 и с учетом требований, установленных Документацией, с обязательным приложением копий трудовых, гражданско-правовых договоров.
Согласно п. 9 Документации, участник должен подготовить заявку, не противоречащую требованиям Документации. Ответственность за допущенные при подготовке заявки на участие в запросе предложений технические и арифметические ошибки возлагается на участника закупки.
ООО "АРИС-Омск" в Справке о персонале указало уборщиц Матвееву Елену Тимофеевну, Лапичцую Елену Николаевну и ответственную за уборку Рябцеву Наталью Анатольевну, однако копии трудовых (гражданско-правовых) договоров, заключенных Заявителем с указанными лицами, не представило.
В составе заявки ООО "АРИС-Омск" имеются копии трудовых договоров, заключенных с Матвеевой Еленой Алексеевной (N 26/2018 от 02.04.2018), Лапицкой Еленой Николаевной (N 6/2018 от 20.02.2018), Кутькиной Натальей Анатольевной (N 1-111 от 01.08.2008).
На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
3. Из представленных материалов и информации следует, что 28.08.2018 в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" (далее - ЕИС) были размещены документы и информация о Закупке, в том числе: извещение о проведении Закупки, Документация.
Согласно извещению N 31806862578 о проведении Запроса предложений предметом Закупки является право на заключение договора оказания комплекса услуг по уборке объектов ОАО "Омский аэропорт".
Прием заявок на участие в Запросе предложений осуществлялся Заказчиком с 28.08.2018 по 06.09.2018.
Дата начала рассмотрения заявок: 06.09.2018.
Дата подведения итогов Запроса предложений: 10.09.2018.
В соответствии с протоколом N 118-1 подведения итогов открытого запроса предложений в электронной форме от 10.09.2018 на участие в закупке поступило пять заявок (ООО "КлинСиб", ООО "АРИС-Омск", ООО "Кристанваль-Омск", ООО "Д4 групп", ООО "СВИП-Сервис").
Заявки ООО "Кристанваль-Омск", ООО "Д4 групп", ООО "СВИП-Сервис" признаны соответствующими требованиям Документации, заявки ООО "КлинСиб", ООО "АРИС-Омск" отклонены.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной исходя из следующего.
4.1. В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Согласно п. 13 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
На стадии предварительного ознакомления с жалобой ООО "АРИС-Омск" Омское УФАС России не могло сделать однозначные выводы о соблюдении Заказчиком при отказе Заявителю в допуске к участию в Закупке положений Закона о закупках, Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Омский аэропорт" N П-36-01-17 (утвержденного Советом директоров ОАО "Омский аэропорт", протокол N 5/2017 от 21.12.2017). В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения, жалоба Заявителя принята к рассмотрению по существу.
4.2. В силу п. 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пп. 10 п. 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии
В соответствии с п. 8 Документации одним из дополнительных требований к участнику закупки является наличие квалифицированного персонала, состоящего с ним (с участником) в трудовых или гражданско-правовых отношениях, в количестве и составе, необходимом и достаточном для оказания услуг по предмету закупки.
Согласно п. 9 Документации участник закупки должен подготовить заявку в строгом соответствии с требованиями Документации таким образом, чтобы заявка не содержала никаких условий, противоречащих требованиям Документации. Ответственность за допущенные при подготовке заявки на участие в запросе предложений технические и арифметические ошибки, в том числе ошибки, связанные с расчетами стоимости оказываемых услуг и/или суммы НДС, возлагается на участника закупки.
В силу пп. "а" п. 13 Документации по итогам отборочной стадии единая комиссия по осуществлению закупок в отношении каждого участника принимает решение о допуске к дальнейшему участию в запросе предложений либо об отказе в допуске. Одним из оснований является несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению требованиям Документации.
В соответствии с Формой N 4 (приложение N 1 к Документации), вместе со справкой о наличии у участника закупки квалифицированного персонала, состоящего с ним в трудовых или гражданско-правовых отношениях, который будет привлечен для оказания услуг, являющихся предметом закупки, участником предоставляются копии трудовых (гражданско-правовых) договоров на каждого из перечисленных в Форме 4 сотрудника.
Ответчиком в материалы настоящего дела представлена заявка ООО "АРИС-Омск", в составе которой имеется Справка о персонале. В ней указаны уборщицы Матвеева Елена Тимофеевна, Лапичцая Елена Николаевна и ответственная за уборку Рябцева Наталья Анатольевна. Однако, копии трудовых (гражданско-правовых) договоров с данными сотрудницами ООО "АРИС-Омск" не представило. Это является нарушением Формы N 4, пп. 8, 9 Документации, что, в свою очередь, влечет отклонение заявки на участие в Запросе предложений в соответствии с пп. "а" п. 13 Документации.
Установлено, что в составе заявки Заявителя на участие в Запросе предложений имеются копии трудовых договоров, заключенных с Матвеевой Еленой Алексеевной (трудовой договор N 26/2018 от 02.04.2018), Лапицкой Еленой Николаевной (трудовой договор N 6/2018 от 20.02.2018) и Кутькиной Натальей Анатольевной (трудовой договор N 1-111 от 01.08.2008).
Комиссия Омского УФАС России, оценив действия единой комиссии, связанные с отказом в принятии представленной Заявителем Справки о персонале, считает, что единой комиссией принято обоснованное решение об отказе в допуске ООО "АРИС-Омск" к участию в Запросе предложений.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "АРИС-Омск" на действия открытого акционерного общества "Омский аэропорт" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания комплекса услуг по уборке объектов ОАО "Омский аэропорт".
2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 24.09.2018 N 05-8182э.
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 сентября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.10.2018