Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение порядка проведения торгов (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
|
- |
начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ГСК "Микрорайон N 12" (далее - ООО "ГСК "Микрорайон N 12", Заявитель) на неправомерные действия Администрации города Челябинска (далее - Администрация) при организации торгов,
в присутствии:
- <_>, являющейся представителем ООО "ГСК "Микрорайон N 12" по доверенности N 7 от 10.09.2018 (на заседании Комиссии до объявления перерыва - 13.09.2018);
- <_>, являющейся представителем ООО "ГСК "Микрорайон N 12" по доверенности N 7 от 10.09.2018;
- <_>, являющейся представителем Администрации по доверенности N 11-01-44/138 от 07.06.2018, а также Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет) N 11424 от 17.04.2018;
- <_>, являющейся представителем Комитета по доверенности N 30325 от 13.09.2018,
- <_>, являющейся представителем Комитета градостроительства и архитектуры (на заседании Комиссии до объявления перерыва - 13.09.2018),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "ГСК "Микрорайон N 12" на неправомерные действия Администрации при организации открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, площадью 5533 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, р-н Советский, ул. Курчатова, д. 11, для строительства разноэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и многоуровневой автостоянкой (срок аренды 66 месяцев), лот N 1 (далее - Аукцион, торги).
В качестве доводов Заявитель указал следующее.
1. На земельном участке, являющемся предметом Аукциона по Лоту N 1, расположена автостоянка, которая, в соответствии с представленным Заявителем Техническим заключением N 7-92 от 19.09.2018 по результатам обследований автостоянки, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, район Советский, ул. Курчатова, 9, подготовленным Обществом с ограниченной ответственностью "Южно-Уральский академический центр" (далее - Техническое заключение), является сооружением, состоящим из нескольких строений: забора, шлагбаума, строения для размещения охраны, наружного освещения, которые имеют связь с землей.
Согласно подпункту 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, в случае, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
С учетом изложенного Заявитель указывает, что Администрацией неправомерно принято решение о проведении Аукциона в отношении указанного земельного участка.
2. Из жалобы также следует, что для земельного участка по Лоту N 1 отсутствует проект планировки территории, в связи с чем, по мнению Заявителя, возможно строительство любого объекта, соответствующего территориальному зонированию - общественно-деловая зона, что может повлечь увеличение количества лиц, подавших заявки на участие в Аукционе по Лоту N 1.
Установление в извещении о проведении торгов вида разрешенного использования земельного участка "Для строительства разноэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и многоуровневой автостоянкой" влечет сокращение количества участников торгов ввиду того, что установление данного вида разрешенного использования создает необоснованные препятствия претендентам на участие в торгах, поскольку строительство именно разноэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и многоуровневой автостоянкой требует значительных финансовых вложений, ограничивает круг лиц, заинтересованных в строительстве иного объекта на спорном земельном участке, что может повлиять на принятие потенциальным претендентом решения об отказе участвовать в Аукционе.
По мнению Заявителя, такие действия Администрации могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции и, соответственно, свидетельствуют о наличии признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Администрацией представлены документы и пояснения (вх. N 12600 от 13.09.2018, N 13190 от 25.09.2018,).
В соответствии с Распоряжением заместителя Главы города по правовым и имущественным вопросам от 18.07.2018 N 8380-е "О продаже на аукционе права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, р-н Советский, ул. Курчатова, 11, для строительства разноэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и многоуровневой автостоянкой" организатором торгов является Комитет.
При организации и проведении Аукциона Комитет руководствовался Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), ЗК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
1. По доводам, изложенным в жалобе Заявителя, поясняет, что в извещении о проведении Аукциона указано, что земельный участок свободен от застройки, на части земельного участка имеется автостоянка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0000000:45242, часть которого входит во вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 74:36:0000000: 55837, являющимся предметом Лота N 1 по Аукциону.
Автостоянка, присутствующая на земельном участке, не является зданием, строением или сооружением в понимании статей 130-131 ГК РФ, а также пункта 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2099 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", что также подтверждается Решением Арбитражного суда Челябинской области (далее - АС ЧО) от 19.10.2016 по делу N А76-17301/2016, на основании которого Общество с ограниченной ответственностью "Агросервис" (далее - ООО "Агросервис"), с которым ранее у Комитета был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:45242, обязано освободить названный земельный участок путем демонтажа и вывоза конструкций.
К Техническому заключению, представленному Заявителем, представители Администрации и Комитета, отнеслись критически, поскольку, по их мнению, организация, осуществившая дачу Технического заключения, не обладает полномочиями по подготовке и даче таких заключений. Как указали представители Комитета и Администрации, полномочиями по даче заключения об отнесении объектов к недвижимому имуществу (здание, строение или сооружение) обладают только кадастровые инженеры.
Таким образом, по мнению Администрации и Комитета, требования подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ не применимы в данном рассматриваемом случае.
2. По доводу Заявителя относительно установления определенного вида разрешенного использования земельного участка поясняет следующее.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Схема расположения земельного участка, являющегося предметом Аукциона по Лоту N 1, утверждена Распоряжением администрации от 10.04.2018 N 1005-е "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и присвоении адреса объекту адресации".
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утверждённым Решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13, земельный участок расположен в зоне Б.1 "Общественно-деловая территориальная зона (многофункциональная)", для которой установлен, в том числе вид разрешенного использования такой, как многоквартирные дома.
Обязанность по формированию земельного участка для строительства объектов капитального строительства в соответствии со всеми видами разрешенного использования, установленными для конкретной территориальной зоны, согласно застройки муниципального образования, при отсутствии утвержденной документации по планировке территории, у уполномоченного органа отсутствует.
Также указывает, что в извещении о проведении Аукциона до потенциальных участников доведена вся информация, на участие в аукционе поданы 3 заявки, что свидетельствует об обеспечении конкуренции и доступа на рынок в сфере отношений по предоставлению земельных участков с целью размещения объектов капитального строительства в соответствии с разрешенным видом его использования.
На заседании Комиссии представителями Комитета пояснено, что Аукцион проведен, победитель определен, однако договор не заключен, ввиду рассмотрения настоящей жалобы.
Кроме того, в материалы дела по жалобе N 17-07-18.1/18 представлены письменные пояснения Комитета градостроительства и архитектуры Администрации города Челябинск (далее - Комитет градостроительства).
Комитет градостроительства указывает, что одной из его задач является осуществление деятельности по реализации полномочий органа местного самоуправления в области градостроительства, направленной на обеспечение устойчивого градостроительного развития территории города в соответствии с основными принципами законодательства о градостроительной деятельности.
Земельный участок с кадастровым номером 74:36:0000000:55837 является частью планировочной структуры жилого района в Советском районе города Челябинска.
Решение о строительстве многоквартирного жилого комплекса с этажностью 14-25 этажей со встроенными нежилыми помещениями и многоуровневой автостоянкой (до 3 надземных этажей) принято исходя из градостроительной значимости участка, расположенного на пересечении трех магистральных улиц: Блюхера, Курчатова и Воровского. Указанный транспортный узел представляет собой значительное открытое пространство, вследствие чего здание, предусмотренное к строительству на указанном участке с одной стороны, работающей на дальние ракурсы восприятия, с другой стороны, достаточно значимой как по высоте, так и по объему, чтобы являться композиционным центром открытого пространства, сформированного указанными улицами. При этом, решение о строительстве именно многоквартирного дома обусловлено наличием вблизи планируемого здания нескольких высотных административных зданий, ввиду чего на данной территории отсутствует фактическая потребность в строительстве офисного здания.
Учитывая изложенное, в целях максимального пополнения бюджета города Комитетом градостроительства было принято решение о формировании земельного участка на аукцион с разрешённым видом использования.
Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Распоряжением заместителя Главы города по правовым и имущественным вопросам от 18.07.2018 N 8380-е "О продаже на аукционе права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, р-н Советский, ул. Курчатова, 11, для строительства разноэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и многоуровневой автостоянкой" принято решение о продаже на аукционе права на заключение договора аренды указанного земельного участка.
Извещение о проведении Аукциона размещено 15.08.2018 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, на официальном сайте Администрации - www.cheladmin.ru и на официальном сайте Комитета - www.kuizo.ru, а также опубликовано в средствах массовой информации "Вечерний Челябинск" выпуск от 15.08.2018 N 61 (12171).
Дата начала приема заявок - 16.08.2018, дата окончания - 13.09.2018.
Датой и временем проведения Аукциона является 18.09.2018 в 10:00.
Начальная цена по Лоту N 1 составляет 7 650 694 рубля, шаг аукциона 229 500 рублей.
Согласно представленным документам, на участие в Аукционе по Лоту N 1 поступило 3 заявки, по результатам рассмотрения которых составлен Протокол N 33 рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков от 17 сентября 2018 года. Установлено, что заявителями по Лоту N 1 представлены все необходимые документы, задаток оплачен и поступил на лицевой счет Комитета в установленный срок, указанный в извещении о проведении аукциона, в связи с чем все 3 претендента допущены к участию в аукционе.
18 сентября 2018 года Комитетом проведен Аукцион, о чем составлен Протокол N 22 о результатах открытого аукциона, по Лоту N 1 победителем признано ООО "Домострой" с предложенной ценой 22 109 194 рубля.
В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Также стоит отметить, что частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Из документов, представленных Заявителем совместно с жалобой, из пояснений представителей ООО "ГСК "Микрорайон N 12", озвученных на заседании Комиссии, следует, что указанным лицом заявка на участие в Аукционе не подавалась.
Доводы и сведения, изложенные в жалобе, а также озвученные представителями Заявителя на заседаниях Комиссии, сводятся к несогласию с действиями Администрации по принятию решения о проведении Аукциона в отношении рассматриваемого земельного участка, на котором размещена автостоянка, с указанием определенного вида разрешенного использования, что не свидетельствует о нарушении организатором торгов, в данном случае Комитетом, порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Таким образом, изложенные обстоятельства не позволяют признать жалобу обоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ГСК "Микрорайон N 12" на действия Администрации города Челябинска при организации торгов в форме открытого аукциона по Лоту N 1 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка , площадью 5533 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, р-н Советский, ул. Курчатова, д. 11, для строительства разноэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и многоуровневой автостоянкой (срок аренды 66 месяцев), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 сентября 2018 г. N 17-07-18.1/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.10.2018