Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии:
Бжассо К.Р. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Члены комиссии:
Сафронова О.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Довлатов А.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
в отсутствие надлежащим образом уведомленного ООО "ДВК групп" (далее - Заявитель), в присутствии представителя Организатора торгов АО "Оздоровительный комплекс "Орбита" М.Н.В. (доверенность N 356 от 13.09.2018), В.С.С. (доверенность б/н от 28.09.2018), П.В.С. (доверенность б/н от 28.09.2018 (далее - Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении торгов на право заключения договора на оказание комплекса услуг по организации питания для гостей АО "ОК "Орбита" (извещение N 31806859473 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба на действия ООО "ДВК групп" АО "Оздоровительный комплекс "Орбита" при организации и проведении торгов на право заключения договора на оказание комплекса услуг по организации питания для гостей АО "ОК "Орбита" (извещение N 31806859473 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы назначено на 01.10.2018 в 10-15 часов.
Заявитель указывает, что Организатор торгов в закупочной документации установил требования противоречащие нормам действующего законодательства.
Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает доводы необоснованными и противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
Комиссия по делу N 269-Т/2018, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
Закупочная деятельность Организатора торгов регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (Закон о закупках), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Ростелеком".
По представленной информации Организатора торгов, установлено следующее.
Организатором торгов 27.08.2018 на сайте zakupki.gov.ru была опубликована документация о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по организации питания для гостей АО "ОК "Орбита".
По доводам, касающихся неточности в указании сроков предоставления Участникам разъяснений положений Документации о закупке. Указанное обстоятельство не лишало Участников возможности подать запрос и получить разъяснения, кроме того, неточность в датах на данный момент устранена.
При указании в документации даты начала срока предоставления Участникам разъяснений положений Документации о закупке и даты окончания срока предоставления Участникам разъяснений положений Документации о закупке была допущена техническая ошибка.
Допущенная Организатором закупки техническая ошибка не препятствовала Заявителю подать запрос на разъяснение и получить ответ. Кроме того установлено, что Заявитель воспользовался своим правом и 20.09.2018 г. подал запрос на разъяснение, при этом в запросе отсутствовала информация об ошибке в установленных датах, т.е. Заявитель понимал наличие возможности подать запрос и воспользовался данной возможностью. Ответ на запрос был опубликован в тот же день, 20.09.2018 г. Таким образом, у любого заинтересованного лица была возможность подать запрос и получить на него ответ.
26.09.2018 г. в Единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о продлении сроков закупки. Указанным извещением была установлена следующая дата окончания срока подачи заявок: "04" октября 2018 года 23:45:00 (время московское). Исходя из продления срока подачи заявок были изменены этапы проведения закупок и указанные в документации сроки. В п. 10 Информационной карты раздела II документации указана следующая информация: "Дата начала срока предоставления Участникам разъяснений положений Документации о закупке: "19" сентября 2018 года. Дата окончания срока предоставления Участникам разъяснений положений Документации о закупке: "01" октября 2018 года". Таким образом, техническая ошибка в документации была исправлена.
Показатель "Наличие у руководителя или регионального менеджера предприятия специального профильного высшего образования (технология продукции и организация общественного питания)" в соcтаве критерия "Квалификация персонала" не ограничивает конкуренцию и не противоречит Закону о закупках.
Наличие у руководителя или регионального менеджера предприятия специального профильного высшего образования (технология продукции и организация общественного питания) является не самостоятельным критерием, а частью критерия "Квалификация персонала". Величина значимости указанного критерия (вес критерия) при расчете рейтинга составляет 15 %. Максимальное количество баллов по критерию - 100, из них на долю показателя о наличии у руководителя или регионального менеджера предприятия специального профильного высшего образования приходится максимум 25 баллов, что не является решающим
Указанный показатель о наличии у руководителя или регионального менеджера специального профильного образования служит исключительно целям оценки заявок. Отсутствие сведений по этому показателю в составе заявки участника не является основанием для отклонения данной заявки.
Следует принимать во внимание, что установленный критерий "Квалификация персонала" тесно связан с предметом Закупки, а именно - оказание комплекса услуг по организации питания для гостей. Указанные услуги связаны со здоровьем гостей оздоровительного комплекса и некачественное их оказание способно вызвать серьезные негативные последствия. При этом целью регулирования Закона о закупках является, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (ч. 1 ст. 1 223-ФЗ).
Таким образом, возможность получения более высокого балла Участниками, руководитель или региональный менеджер которых имеет профильное образование, служит удовлетворению потребностей заказчика. Указанный критерий применяется ко всем Участникам в равной степени и не ограничивает конкуренцию.
Показатель "Предоставление гарантийного письма об обязательном направлении на повышение квалификации работников по специальности повар", "официант", которые будут работать на объектах заказчика" в составе критерия Квалификация персонала".
Предоставление гарантийного письма об обязательном направлении на повышение квалификации работников по специальности "повар", "официант", которые будут работать на объектах заказчика также является не самостоятельным критериев а частью критерия "Квалификация персонала". Величина значимости указанного критерия (вес критерия) при расчете рейтинга составляет 15 %. Максимальное количество баллов по критерию - 100, из них на долю показателя о предоставлении гарантийного письма приходится максимум 25 баллов, что является решающим.
Указанный показатель о предоставлении гарантийного письма также как и другие показатели в составе критерия "Квалификация персонала" служит исключительно целям оценки заявок. Отсутствие сведений по этому показателю в составе заявки участника н является основанием для отклонения данной заявки.
Установленный критерий "Квалификация персонала" тесно связан с предметом Закупки, а именно - оказание комплекса услуг по организации питания для гостей. Указанные услуги связаны со здоровьем гостей оздоровительного комплекса и некачественное их оказание способно вызвать серьезные негативные последствия. При этом, целью регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Таким образом, возможность получения более высокого балла Участниками, предоставившими гарантийные письма об обязательном направлении на повышение квалификации работников по специальности "повар", "официант", которые будут работать на объектах заказчика служит удовлетворению потребностей заказчика, т.к. квалификация именно этих специалистов оказывает непосредственное влияние на качество и безопасность предоставляемых услуг по организации питания. Указанный критерий применяется ко всем Участникам в равной степени. Для Участников, "повара" и "официанты", которые уже имеют максимальный разряд и не нуждаются в повышении квалификации, нет никаких препятствий предоставить гарантийное письмо в составе заявки. Кроме того, в случае возникновения вопросов Участники могут обратиться с запросом о разъяснении положении документации.
Довод Заявителя о дополнительных финансовых обязательствах, связанных с направлением сотрудников на повышение квалификации не свидетельствует об ограничении конкуренции и положений Закона о закупках. Каждый Участник, как субъект предпринимательской деятельности, оценивает все связанные с участием в закупочной процедуре закупки издержки и самостоятельно принимает решение о целесообразности участия. При этом, на момент подачи заявки Участники не несут никаких дополнительных затрат, так как при определении победителя закупки оценивается только наличие/отсутствие гарантийного письма, составленного в произвольной форме.
Установленное в п. 31 раздела II "Информационная карта" Документации право заказчика запросить оригиналы заведенные копии документов, указанных в пунктах 27, 28 раздела 11 "Информационная карты" Документации применяется в равной степени ко всем Участникам, т.к. в указанном пункте установлено, что срок предоставления документов устанавливается Заказчиком одинаковым для всех Участников/Победителей, которым был направлен Запрос.
Заявителем не представлено доказательств зависимости участия в закупке от волеизъявления Заказчика в связи с правом запросить оригиналы или нотариально заверенные копии документов, указанных в пунктах 27, 28 раздела "Информационная карта" Документации.
В пункте 27 раздела II "Информационная карта" Документации перечислены документы, включаемые Участником в состав Заявки (требования к содержанию Заявки). В пункте 28 раздела II "Информационная карта" Документации перечислены документы, предоставляемые: победителем Закупки, участником, которому присвоен номер по результатам Закупки, если Победитель закупки будет признан уклонившимся от заключения Договора.
Участники, подающие заявки в электронном виде через электронную торговую площадку, предоставляют заверенную электронную копию всех необходимых документов. При этом, оригиналы указанных документов есть в наличии у Участников. Подавая заявку на участие в закупке, Участники ознакамливаются со всеми условиями закупочной документации. Зная о предусмотренном в пункте 31 раздела II "Информационная карта" документации праве заказчика запросить оригиналы или нотариально заверенные копии документов, участник соглашается с данным условием документации. При этом, возможность участия в закупке не ограничена, так как на момент подачи заявки оригиналы или нотариально заверенные копии документов не требуются.
Право Заказчика о запросе рязъяснений.
Целью установления вышеуказанной возможности для заказчика является необходимость в случае выявления в документах, представленных в составе Заявки Участника неточностей, ошибок или противоречий уточнить информацию путем получения от Участника документов, необходимых для подтверждения соответствия Участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых Участником закупки, требованиям закупочной документации.
Такое условие не приводит к ограничению конкуренции, а наоборот, ее поддерживает, поскольку позволяет Заказчику не отклонять участника, допустившего неточности, ошибки или противоречия в составе документов представленных в составе заявки, а допустить его в случае предоставления им необходимых разъяснений, уточняющих сведения, содержащиеся в заявке участника, не изменяя и не дополняя ее содержание.
Доказательств злоупотребления правом со стороны Организатора торгов с целью допустить определенного участника к участию в Закупке и не допустить иных участников в жалобе не содержится. Сам по себе факт наличия права запросить документы и информацию не является нарушением, поскольку не затрагивает права и законные интересы участников закупки.
Отсутствие возможности запросить у участников документы или информацию в подтверждение соответствия участника и предлагаемых им товаров/работ/услуг требованиям закупочной документации приведет ограничению количества участников закупки, поскольку Заказчик будет вынужден отклонять заявки участников, содержащие ошибки, неточности или противоречия, устранимые без необходимости изменения или дополнения заявки.
При этом, указанные условия не являются неизмеряемыми и не имеют дискриминационного характера. Установление вышеуказанных положений закупочной документации не может привести к нарушению прав участников закупки и к ограничению конкуренции.
Обработка персональных данных производится в соответствии с требованиями законодательства. Требование о предоставлении в составе заявки документов, содержащих персональные данные, не ограничивает конкуренцию, поскольку не является критерием допуска к участию в закупке. Данное требование применяется в равной степени ко всем участникам закупки.
В качестве обоснования незаконности включения Заказчиком требования о подтверждении квалификации персонала, Заявитель ссылается на положения трудового законодательства и законодательства о защите персональных данных, согласно которым предоставление третьим лицам персональных данных возможно только с согласия субъекта персональных данных.
При этом, порядок и условия обработки персональных данных и, в частности, передачи их третьим лицам регламентированы пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных и статьей 88 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из положений указанных норм следует, что законодательством не установлен запрет на передачу персональных данных физических лиц (в частности, работников), но установлены ограничения в виде необходимости получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
В свою очередь, форма заявки на участие в открытом запросе предложений, содержащаяся в составе закупочной документации, предусматривает подтверждение участником закупки факта уведомления субъектов персональных данных об осуществлении обработки их персональных данных и факта получения согласия на это, в том числе на передачу персональных данных третьим лицам.
Выдержка из формы заявки в составе документации (раздел 3, стр. 33):
"Настоящим подтверждаем, что субъекты персональных данных, указанные в нашей Заявке и приложениях к ней надлежащим образом уведомлены об осуществлении обработки их персональных данных АО "ОК "Орбита" с целью участия (наименование Участника Открытого запроса предложений) в Открытом запросе предложений в электронной форме на право заключения договора на (указать наименование закупки). Также подтверждаем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации нами было получено согласие на обработку персональных данных физических лиц, указанных в нашей Заявке, в том числе право предоставления таких данных третьим лицам".
Таким образом, обработка персональных данных, содержащихся в документах, подтверждающих квалификацию персонала участника, предполагается только при наличии на это согласия субъекта персональных данных, получение которого, в соответствии с требованиями действующего законодательства, относится к компетенции участника закупки (работодателя).
Законный характер требования Заказчика о предоставлении необходимых персональных данных для определения соответствия участников закупки требованиям, необходимым для оказания услуг подтверждается в том числе Письмом Минэкономразвития России от 02.10.2015 N ОГ-Д28-12951, в котором указано, что для определения соответствия участников закупки требованиям, необходимым для выполнения работ, оказания услуг, поставки товара, заказчик вправе требовать необходимые персональные данные участника закупки, если такие требования установлены в положении о закупке и документации о закупке, с учетом ограничений, установленных статьей 88 Трудового кодекса Российской Федерации.
Ссылка Заявителя на то, что установление в качестве критерия оценки заявок участников критерия "Квалификация персонала" ограничивает количество участников, также не является обоснованной.
В соответствии с пунктом 31 закупочной документации, по результатам рассмотрения Заявок Закупочная комиссия не допускает Участника Открытого запроса предложений в том числе, в следующих случаях: а) не соответствия Участника требованиям, установленным пунктом 16 раздела II "Информационная карта" Документации; б) непредставления требуемых согласно настоящей Документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений о Участнике или о предлагаемых товарах, работах, услугах; в) несоответствия Заявки (в том числе представленного технико-коммерческого предложения) требованиям настоящей Документации; г) применение предложенного в Заявке коэффициента снижения, приведёт к превышению начальной (максимальной) цены, указанной в Извещении о закупке.
Соответственно, отсутствие у участника закупки на момент подачи заявки квалифицированного персонала, равно как и непредставление участником документов, подтверждающих наличие персонала, не является основанием для отклонения заявки участника.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках основными целями регулирования указанного Закона являются в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, в товарах, работах, услугах, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также эффективное использование денежных средств. Качество питания, а также общий профессиональный уровень персонала, является основным критерием оценки деятельности АО "ОК "Орбита" со стороны отдыхающих.
Для Заказчика крайне важно, чтобы к моменту начала оказания услуг по договору, который является предметом закупки, у Исполнителя был квалифицированный и обученный персонал. Это объясняется тем, что любые сбои в организации питания в оздоровительном комплексе, вызванные отсутствием необходимого персонала, либо недостаточной квалификацией персонала, чреваты для Заказчика существенными репутационными и финансовыми потерями. При этом, не смотря на особенную важность для Заказчика своевременного наличия квалифицированного персонала у Исполнителя, данный критерий не является критерием допуска к участию в закупке, а применяется только для оценки заявок участников. Даже не имея персонала на момент подачи заявки и получив 0 баллов по данному критерию, участник может стать победителем, получив более высокие баллы по остальным критериям оценки заявок участников.
При этом, действия Заказчика могут быть признаны нарушающими законодательства в части ограничения конкуренции только в том случае, если будет доказано, что какое-либо условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.
Учитывая, что Заявителем не представлено доказательств того, что указанный критерий установлен Заказчиком с целью обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, действия Заказчика не нарушают требования действующего законодательства, а жалоба Заявителя в этой части также является необоснованной.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Комиссией Краснодарского УФАС России при рассмотрении дела N 239-Т/2018 установлено следующее.
Установление в закупочной документации требования не противоречат требованиям статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не установлено.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ДВК Групп" (эл/п. 9228 от 21.09.2018) на действия организатора торгов АО "Оздоровительный комплекс "Орбита" при организации и проведении торгов на право заключения договора на оказание комплекса услуг по организации питания для гостей АО "ОК "Орбита" (извещение N 31806859473 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
Заместитель председателя комиссии: К.Р. Бжассо
Члены комиссии: О.А. Сафронова
А.Н. Довлатов
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 октября 2018 г. N 269-Т/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.10.2018