Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "СИГНАЛ СК" (далее - Заявитель) на действия администрации Павловского сельского поселения Павловского района при проведении электронного аукциона: "Очистные сооружения канализации ст. Павловской Краснодарского края" (извещение N 0318300538218000122) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "СИГНАЛ СК" указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: требования к материалам установлены Заказчиком с нарушением ч.1 ст.33, п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением экономики администрации МО Павловский район проводился электронный аукцион: "Очистные сооружения канализации ст. Павловской Краснодарского края" (извещение N 0318300538218000122). Заказчик - администрация Павловского сельского поселения Павловского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 193 885 600,00 рублей.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.2) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация электронного аукциона содержит Приложение к Описанию объекта закупки, где в "Сведениях о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам и эксплуатационным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
В Разделе "Инструкция по заполнению заявки" документации электронного аукциона описаны требования к заполнению (оформлению) заявки участником аукциона.
Согласно ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчику направлен запрос N 1621 "Разъясните пожалуйста с какой целью вами установлены требования к трубам полиэтиленовым:
169 |
Труба |
Наименование полиэтилена: должно быть не ПЭ 63. Значение SDR: 9; 6; 7.4. Номинальный размер DN/OD: требуется 25 мм. Изготовлена в соответствии с ГОСТ, регламентирующим данный вид товара: требуется соответствие. Номинальная толщина стенки e: от 2,8 мм. Описание и назначение - необходима напорная труба из полиэтилена, предназначена должна быть для трубопроводов, транспортирующих воду. |
170 |
Труба |
Описание и назначение - необходима напорная труба из полиэтилена, предназначена должна быть для трубопроводов, транспортирующих воду. Наименование полиэтилена: требуется, чтобы было не ПЭ 63. Значение SDR: 9; 6; 7.4. Номинальный размер DN/OD: требуется 20 мм. Изготовлена в соответствии с ГОСТ, регламентирующим данный вид товара: требуется соответствие. Номинальная толщина стенки e: не должна быть более 3,4 мм. |
171 |
Труба |
Наименование полиэтилена: должно быть не ПЭ 63. Значение SDR: 9; 6; 7.4. Номинальный размер DN/OD: требуется 32 мм. Изготовлена в соответствии с ГОСТ, регламентирующим данный вид товара: требуется соответствие. Номинальная толщина стенки e: должна быть не >5,4 мм. Описание и назначение - необходима напорная труба из полиэтилена, предназначена должна быть для трубопроводов, транспортирующих воду. |
172 |
Труба |
Описание и назначение - необходима напорная труба из полиэтилена, предназначена должна быть для трубопроводов, транспортирующих воду. Наименование полиэтилена: должно быть ПЭ 80. Значение SDR: необходим 11 и 13.6. Номинальный размер DN/OD: должен быть 32 мм. Изготовлена в соответствии с ГОСТ, регламентирующим данный вид товара: требуется соответствие. |
Если ведомость ресурсов Внутренние сети водопровода и канализации (Приложение N 3.2 к Разделу 2 "Описание объекта закупки") не предусматривает применение этих материалов (указано со знаком "минус"):
99 |
ТСЦ-507-0588 |
Трубы напорные из полиэтилена низкого давления среднего типа, наружным диаметром: 25 мм |
10 м |
-1,1148 |
100 |
ТСЦ-507-0589 |
Трубы напорные из полиэтилена низкого давления среднего типа, наружным диаметром: 32 мм |
10 м |
-1,501 |
101 |
ТСЦ-507-0622 |
Трубы напорные из полиэтилена низкого давления тяжелого типа, наружным диаметром: 20 мм |
10 м |
-1,6182 |
Остальные ведомости ресурсов также не предусматривают использования этих труб, так откуда они взялись в описании объекта закупки?".
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
20.09.2018 г. Заказчиком в ЕИС был размещен ответ на запрос разъяснений.
Ведомостью объемов работ (Приложение N1.2 к Разделу 2) предусмотрена организация сетей водоснабжения на основе полиэтиленовых труб диаметром 20 мм, 25 мм, 32 мм. Помимо труб также предусмотрено использование тройников, муфт, кранов и т.п. указанных выше диаметров. В ведомости ресурсов (Приложение N3.2 к Разделу 2) информация об указанных труб, помимо позиций N99-101, приведена в позициях:
N пп |
Код ресурса |
Наименование ресурса |
48 |
507-0588 |
Трубы напорные из полиэтилена низкого давления среднего типа, наружным диаметром: 25 мм |
49 |
507-0589 |
Трубы напорные из полиэтилена низкого давления среднего типа, наружным диаметром: 32 мм |
50 |
507-0622 |
Трубы напорные из полиэтилена низкого давления тяжелого типа, наружным диаметром: 20 мм |
86 |
ССЦ N 2 (2014), 507-3336 |
Труба полипропиленовая д/водопровода д-20 мм |
87 |
ССЦ N 2 (2014), 507-3337 |
Труба полипропиленовая д/водопровода д-25 мм |
88 |
ССЦ N 2 (2014), 507-3338 |
Труба полипропиленовая д/водопровода д-32 мм |
В соответствии с ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Из пояснений Заказчика следует, что работы выполняются на основании технической документации (ведомости объемов работ, проектная часть, сведения о товарах и материалах используемых при выполнении работ). Сметная часть не устанавливает требования к производству работ и требования к товарам и материалам. Сметы определяют (обосновывают) стоимость работ.
При производстве работ Заказчиком установлены требования к полиэтиленовым трубам в связи с тем, что данный материал более устойчив к воздействию химических веществ и качественно переносит низкие температуры.
Данные доводы не соответствуют положениям ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации: строки ведомости ресурсов 86, 87 и 88 указывают на необходимость использовать трубы из полипропилена; строки 48, 49 и 50 ведомости ресурсов уравновешены строками 99, 100 и 101, и суммарное количество полиэтиленовых труб диаметром 20, 25 и 32 мм равно нолю.
В нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной Заказчиком размещены разъяснения положений документации электронного аукциона, изменяющие суть требований, установленных Заказчиком по указанным позициям.
Аналогичное нарушение допущено Заказчиком и в описании объекта закупки по поз.11 "Бетон", где класс прочности на сжатие: требуется В3,5, при этом в соответствии с приложениями к описанию объекта закупки "Бетон" класса В3,5 исключен и заменен на бетон класса В10 и В15:
В Приложении 3.15 "Ведомости ресурсов" установлено:
111 |
ТСЦ-401-0061 |
Бетон тяжелый, крупность заполнителя: 20 мм, класс В3,5 (М50) |
м3 |
-6,12 |
112 |
ТСЦ-401-0064 |
Бетон тяжелый, крупность заполнителя: 20 мм, класс В10 (М150) |
м3 |
6,12 |
В Приложении 3.10 "Ведомости ресурсов" установлено:
49 |
ТСЦ-401-0061 |
Бетон тяжелый, крупность заполнителя: 20 мм, класс В3,5 (М50) |
м3 |
-0,612 |
50 |
ТСЦ-401-0064 |
Бетон тяжелый, крупность заполнителя: 20 мм, класс В10 (М150) |
м3 |
0,612 |
В Приложении 3.8 "Ведомости ресурсов" установлено:
16 |
ТСЦ-401-0061 |
Бетон тяжелый, крупность заполнителя: 20 мм, класс В3,5 (М50) |
м3 |
-11,73 |
17 |
ТСЦ-401-0066 |
Бетон тяжелый, крупность заполнителя: 20 мм, класс В15 (М200) |
м3 |
11,73 |
Из пояснений Заказчика следует, что ввиду многочисленных корректировок технической документации допущена техническая ошибка.
Таким образом, данной требование установлено Заказчиком в нарушение положений п.1), п.2) ч.1, ч.2 ст.33, п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На участие в закупке не подано ни одной заявки.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СИГНАЛ СК" обоснованной.
Признать в действиях Заказчика - администрации Павловского сельского поселения Павловского района нарушения ч.3 ст.7, п.1), п.2) ч.1, ч.2 ст.33, п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318300538218000122).
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 октября 2018 г. N ЭА-1659/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.10.2018