Резолютивная часть решения объявлена 6 сентября 2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме 20 сентября 2018 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N Р-23/18 по признакам нарушения пунктов 1, 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) по факту распространения рекламы, содержащей недостоверные сведения,
У С Т А Н О В И Л А:
По результатам рассмотрения переданного по подведомственности из ФАС России обращения от 03.05.2018 (вх. N 307 ФАС) гражданки Косулиной Н.А. о распространении в аптеке "Максавит" рекламной информации, содержащей недостоверные сведения, в мае 2018 года установлено, что в торговых витринах аптеки "Максавит", а также на кассе аптеки, расположенной в помещении по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 34, помещение 1, размещается информация следующего содержания: "Цены всегда ниже!".
Как указывает заявитель, цены в аптеке на определенные препараты завышены в сравнении с иными аптечными учреждениями. В частности, заявитель указывает, что препарат "Но-шпа" в аптеке "Максавит" стоит 101 руб. 50 коп. (приложен кассовый чек от 11.04.2018), в другой аптеке (аптека "Аптечный склад") цена на данный препарат значительно ниже - 78 руб. (приложен кассовый чек от 11.04.2018).
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по указанному адресу, является ООО "АЛТЕЯ" (ОГРН 1105257005336 ИНН/КПП 5257118934/526201001, 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 39, помещение 14).
Определением от 01.06.2018 по признакам нарушения пунктов 1, 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в отношении ООО "АЛТЕЯ" возбуждено настоящее дело.
ООО "АЛТЕЯ" в своих пояснениях от 22.06.2018 N 76 и от 23.08.2018 N 105 указало, что данное оформление не является рекламой, поскольку отсутствует объект рекламирования. Оформление размещалось только внутри аптеки, период размещения с 20.03.2018 по текущее время. Также указало, что в тексте "Цены всегда ниже" отсутствуют сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями или реализуются другими продавцами, а также отсутствует сравнение товаров с товарами конкурента, поэтому требования пунктов 1, 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе не нарушены.
Изучив материалы и представленные доказательства, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
С 20.03.2018 по настоящее время в аптеке "Максавит", расположенной в помещении по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 34, пом. 1 на торговых стеклянных витринах аптеки, а также на кассе аптеки размещается реклама следующего содержания: "Цены всегда ниже!".
Согласно статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).
В данном случае, рассматриваемая реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена, прежде всего, на продвижение реализуемых аптекой товаров и привлечение клиентов, указанное в рекламе словосочетание "Цены всегда ниже!" воспринимается не просто как информация, а именно как реклама, поскольку информация о сниженных ценах формирует интерес потребителей к аптеке "Максавит", реализуемым ею лекарственным препаратам и способствует их продвижению на соответствующем рынке розничной реализации лекарственных средств. Цены на товары - один из ведущих факторов конкурентной борьбы, поэтому указание на низкие цены в аптеке привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования и способно сформировать интерес потребителей к рекламируемой аптеке и ее ассортименту.
Таким образом, рассматриваемая информация, размещенная в аптеке "Максавит", расположенной по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 34, помещение 1, с учетом целевой направленности и манеры исполнения является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В рекламе аптеки "Максавит" содержится следующее утверждение: "Цены всегда ниже".
Однако, цены в аптеке на определенные препараты завышены по сравнению с иными аптечными учреждениями. В частности, согласно кассовым чекам от 11.04.2018 препарат "Но-шпа" в аптеке "Максавит" стоит 101 руб. 50 коп., в другой аптеке (аптека "Аптечный склад") цена на данный препарат значительно ниже - 78 руб.
Объективных подтверждений, свидетельствующих о достоверности сведений, размещенных в вышеуказанной рекламе, ООО "АЛТЕЯ" не представлено.
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что аптека "Максавит" соответствует указанным в рекламе показателям и что, по сравнению с конкурентами, в данном месте цены всегда ниже.
С учетом изложенного, указанная реклама в силу пунктов 1, 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе является недостоверной.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.
Согласно договору аренды недвижимого имущества N 2112-2017/АЛ от 21.12.2017 нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 34, помещение 1 находится у ООО "АЛТЕЯ" в аренде.
В соответствии с договором N 1 от 05.12.2016 заключенным между ООО "АЛТЕЯ" и ООО "Рекламный мастер НН" Заказчик (ООО "АЛТЕЯ") поручает, а Исполнитель (ООО "Рекламный мастер НН") принимает на себя обязательства по выполнению и монтажу своими силами и средствами изготовление информационных вывесок, согласно техническим заданиям, утвержденных Заказчиком (п. 1.1 договора). Согласно пункту 2.2.1 договора N 1 от 05.12.2016 Заказчик осуществляет расчеты с Исполнителем в соответствии с условиями оплаты, оговоренными в дополнительном приложении к договору.
ООО "Рекламный мастер НН" выполнены работы по изготовлению и монтажу рекламы. ООО "АЛТЕЯ" выставлен счет на оплату N 45 от 07.03.2018 за внутреннее оформление аптеки по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, 34.
Согласно счет-фактуры N 50 от 15.03.2018 работы приняты ООО "АЛТЕЯ" полностью, претензий не выставлялись.
Таким образом, ООО "АЛТЕЯ" является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы. ООО "Рекламный мастер НН" является рекламопроизводителем.
Доводы ООО "АЛТЕЯ" об отсутствии нарушений законодательства о рекламе ввиду того, что в информации "Цены всегда ниже" не указан объект рекламирования, а в рекламной фразе "Низкие цены здесь" не приведена сравнительная характеристика объекта рекламировании с иными товарами, отклоняются.
Понятие "всегда ниже" (применительно к цене) имеет значение "постоянно, во всякое время ниже", лексическое значение наречия "всегда" позволяет сделать вывод о том, что действие данного слогана не имеет временных ограничений.
Как разъяснено в пункте 2 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара.
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительной отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
В рассматриваемом случае, поскольку информация о низкой цене размещена непосредственно над витринами с лекарственными препаратами, она однозначно вызывает у потребителя ассоциацию с ценой на лекарственные средства, предлагаемые к продаже данной аптекой.
Неоднократно повторяющиеся надписи "Цены всегда ниже" содержат определенную сравнительную характеристику, указывающую на преимущество аптеки, расположенной по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 34, помещение 1, а также на ее большую привлекательность для потребителей по сравнению с другими аптеками.
Используемая обществом фраза подразумевает, что цены на товары, предлагаемые к продаже в данной аптеке, постоянно ниже, чем цены на аналогичные товары в других аптеках города. При этом повторяющаяся информация "Цены всегда ниже" используется именно в целях рекламы, тем самым привлекая потребителей к данной аптеке.
Доказательств устранения нарушения в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать ненадлежащей рекламу аптеки "Максавит" следующего содержания: "Цены всегда ниже!", распространяемой с 20.03.2018 по настоящее время в торговых витринах аптеки, а также на кассе аптеки, расположенной в помещении по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 34, помещение 1, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Выдать ООО "АЛТЕЯ" предписание о прекращении нарушения пунктов 1, 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, и представить доказательства устранения нарушения в 2-х недельный срок со дня получения предписания.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии К.И. Мурзин
А.Н. Мясникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 6 сентября 2018 г. N Р-23/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.09.2018