Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: <...>,
членов Комиссии: <...>, <...>,
рассмотрев дело N 3-24-118/77-18, возбужденное в отношении ООО "Редакция вестника "Здоровый образ жизни" (ОГРН 1027700091319, ИНН 7701179461), ООО "Торговый дом "Гудмэн" (ОГРН 1135012001981, ИНН 5012078191) по факту распространения в выпуске газеты "ЗОЖ" N 23 (589) декабрь 2017 рекламы лекарственного препарата для ветеринарного использования "АСД фракция 2" с признаками нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии представителей ООО "Редакция вестника "Здоровый образ жизни", ООО "Торговый дом "Гудмэн",
УСТАНОВИЛА:
Дело N 3-24-118/77-18 возбуждено в отношении ООО "Редакция вестника "Здоровый образ жизни", ООО "Торговый дом "Гудмэн" по факту распространения в выпуске газеты "ЗОЖ" N 23 (589) декабрь 2017 рекламы лекарственного препарата для ветеринарного использования "АСД фракция 2" с признаками нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, заслушав доводы представителей, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
ООО "Редакция вестника "Здоровый образ жизни" является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 02.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027700091319, ИНН 7701179461, КПП 771001001.
ООО "Торговый дом "Гудмэн" является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 27.03.2013 за основным государственным регистрационным номером 1135012001981, ИНН 5012078191, КПП 500101001.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Реклама размещалась в газете Здоровый образ жизни - вестник "ЗОЖ", зарегистрированном как печатное средство массовой информации (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77 59504 от 10.10.2014), учредителем является ООО "Редакция вестника "Здоровый образ жизни", территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Спорная реклама содержала, в частности, следующие сведения:
"В связи с участившимися случаями выявления подделок АСД Фракция 2, горячая линия АСД-Инфо сообщает: 1: буквы и цифры индивидуального номера флакона на оригинальной голографической этикетке должны быть видны на просвет; 2 серия и дата выпуска должны соответствовать индивидуальному номеру флакона. Проверьте подлинность вашего флакона АСД фракция 2: позвоните на бесплатную горячую линию АСД-Инфо 8-800-200-27-32 и назовите индивидуальный номер флакона, серию и дату выпуска! Если подлинность флакона не подтверждается, воздержитесь от покупки, а уже купленную продукцию верните продавцу и потребуйте возврата денег или замены на оригинальный препарат. Сообщайте специалистам ООО "ТД Гудмэн" на бесплатную горячую линию АСД-ИНФО 8-800-200-27-32 о случаях продаж подделок АСД фракция 2. ПРИОБРЕТАЙТЕ ТОЛЬКО ПОДЛИННЫЙ АСД ФРАКЦИЯ 2! Подробнее на сайте asdinfo.ru и по телефону 8-800-200-27-32", данный текст сопровождается изображением флакона лекарственного средства для ветеринарного назначения "АСД фракция 2".
В настоящем случае, исходя из текста рекламы, объектом рекламирования выступает лекарственное средство для ветеринарного назначения "АСД фракция 2" (свидетельство о регистрации N 02-3-31.12-2370NПВР-3-1.2/00910 от 22.10.2014.
На основании изложенного, спорная информация является рекламой лекарственного средства для ветеринарного назначения.
Довод сторон по делу о том, что в настоящем случае отсутствовала реклама самого лекарственного средства, а рассматриваемая информация является сообщением о возможных подделках препарата и инструкцией как их выявить.
Однако, сам факт информирования потребителей о возможных подделках лекарственного средства для ветеринарного использования не может исключать рекламный характер рассматриваемой информации, так как внимание потребителей также привлекается и к самому лекарственному средству, как к качественной оригинальной продукции.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В настоящем случае в рекламе отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к его применению, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
На основании вышеизложенного Комиссией Московского УФАС России при распространении рассматриваемой рекламы установлен факт нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Размещение спорной рекламы осуществлялось на основании договора на оказание услуг по размещению рекламных материалов N 4/2016 от 15.043.2016, заключенного между ООО "Редакция вестника "Здоровый образ жизни" и ООО ТД "Гудмэн".
Таким образом, распространителем рассматриваемой рекламы является ООО "Редакция вестника "Здоровый образ жизни", а рекламодателем ООО ТД "Гудмэн", что сторонами по делу не оспаривается.
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Редакция вестника "Здоровый образ жизни" и ООО ТД "Гудмэн" факта нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.
Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу необходимости выдачи ООО "Редакция вестника "Здоровый образ жизни" и ООО ТД "Гудмэн" предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "Редакция вестника "Здоровый образ жизни", ООО ТД "Гудмэн" нарушившими часть 7 статьи 24 Закона о рекламе при распространении в выпуске газеты "ЗОЖ" N 23 (589) декабрь 2017 рекламы лекарственного препарата для ветеринарного использования "АСД фракция 2".
2. Выдать ООО "Редакция вестника "Здоровый образ жизни", ООО ТД "Гудмэн" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 37 Закона о рекламе.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии |
<...> |
|
<...> |
<...>,
(495) 784 75 05 (доб. <...>)
ИГ/40559/18 от 22.08.2018
ООО "Торговый дом "Гудмэн"
Агрогородок ул., вл. 62,
Московская обл., г. Балашиха,
д. Черное, 143921
ПРЕДПИСАНИЕ N 364
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"05" июня 2018 г. г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: <...>,
членов Комиссии: <...>, <...>,
на основании своего Решения по делу N 3-24-118/77-18 о признании ООО Редакция вестника "Здоровый образ жизни", ООО "Торговый дом "Гудмэн" нарушившим часть 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) при распространении в выпуске газеты "ЗОЖ" N 23 (589) декабрь 2017 рекламы лекарственного препарата для ветеринарного использования "АСД фракция 2",
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Торговый дом "Гудмэн" в десятидневный срок со дня получения настоящего Предписания прекратить распространение рекламы лекарственного препарата для ветеринарного использования "АСД фракция 2" с нарушением части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
2. ООО "Торговый дом "Гудмэн" в трехдневный срок со дня исполнения настоящего Предписания представить в адрес Московского УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего Предписания.
Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии |
<...> |
|
<...> |
|
|
Исполнитель: <...>, (495) 784-75-05 (доб. <...>
ИГ/41053/18 от 27.08.2018
ООО "Редакция вестника "Здоровый образ жизни"
Армянский пер, д. 1/13/6, стр. 2,
г. Москва, 101000
Главпочтамп, а/я 216,
г. Москва, 101000
ПРЕДПИСАНИЕ N 363
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"05" июня 2018 г. г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: <...>,
членов Комиссии: <...>, <...>,
на основании своего Решения по делу N 3-24-118/77-18 о признании ООО Редакция вестника "Здоровый образ жизни", ООО "Торговый дом "Гудмэн" нарушившим часть 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) при распространении в выпуске газеты "ЗОЖ" N 23 (589) декабрь 2017 рекламы лекарственного препарата для ветеринарного использования "АСД фракция 2",
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Редакция вестника "Здоровый образ жизни" в десятидневный срок со дня получения настоящего Предписания прекратить распространение рекламы лекарственного препарата для ветеринарного использования "АСД фракция 2" с нарушением части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
2. ООО "Редакция вестника "Здоровый образ жизни" в трехдневный срок со дня исполнения настоящего Предписания представить в адрес Московского УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего Предписания.
Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии |
<...> |
|
<...> |
|
|
Исполнитель:<...>., (495) 784-75-05 (доб. <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 июня 2018 г. N 3-24-118/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.08.2018