Резолютивная часть решения оглашена 04 октября 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 09 октября 2018 года г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 19.12.2017 N 77 в составе:
Председатель комиссии:
<...>;
Члены комиссии:
<...>;
<...>;
в присутствии представителя Заказчика - МУП г. Нижневартовска "ПРЭТN3" (далее по тексту - Заказчик), по доверенности <...>;
в присутствии представителя Заявителя - ООО "РСУ-23" (далее по тексту - Заявитель) по доверенности <...>;
в присутствии представителей заинтересованного лица ООО "Нижневартовсклифт" по доверенности <...>; по доверенности<...>;
рассмотрев жалобу ООО "РСУ-23" (вх. от 25.09.2018 N 1408-ж),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба ООО "РСУ-23" на действия заказчика - МУП г. Нижневартовска "ПРЭТN3", при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования МКД, расположенных в жилом фонде ЖЭУ-20 МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3", извещение 31806901719.
Заявитель считает, что:
1) Среди требований к участникам открытого запроса предложений, указанных в разделе 16 Информационной карты отсутствует требование о членстве участников открытого запроса предложений в саморегулируемой организации и наличии соответствующего свидетельства СРО на выполнение монтажных и пусконаладочных работ, при этом наличие указанного свидетельства учитывается в критериях оценки заявок, в порядке предусмотренном разделом 17 Информационной карты.
2) Порядок оценки и сопоставления заявок, критерии оценки, величины значимости этих критериев не соответствуют действующему законодательству и фактически установлены для обеспечения приоритетности заявок некоторых участников.
3) В извещении о проведении открытого запроса предложений отсутствует Положение о закупках МУП г. Нижневартовска "ПРЭТN3", так же отсутствует на сайте Заказчика.
4) В качестве обеспечения Заявки и в последующем контракта Заказчиком установлен безальтернативный залог денежных средств, а так же противоречащие законодательству размеры обеспечения.
На основании изложенного заявитель просит:
-исключить из критериев оценки наличия у участника торгов свидетельства СРО, размера уставного капитала;
-привести порядок оценки заявок участников в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 NОб утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части соотношения ценовых и не ценовых критериев оценки заявок;
-опубликовать на сайте МУП г. Нижневартовска ПРЭТN3 действующее Положение о закупках, а так же в единой информационной системе;
-привести конкурсную документацию в части обеспечения заявок и обеспечения исполнения договора в соответствии с требованием Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с учетом особенностей субъектов МСП;
- признать жалобу обоснованной;
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1)осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2)неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3)предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4)осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5)неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 27.09.2018 N 02/ОВ-5329). Рассмотрение жалобы назначено на 04.10.2018 г.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Производственный ремонтно - эксплуатационный трест N3" утвержденным приказом N414 от 31.07.2018 директором муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Производственный ремонтно - эксплуатационный трест N3" (далее-Положение о закупке).
07.09.2018 опубликовано извещение N 31806901719 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования МКД, расположенных в жилом фонде ЖЭУ-20 МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3". Дата окончания срока заявок - 25.09.2018.
1) В соответствии с пунктом 8 части 1.9.1 Положения о закупках, в документации о конкурентной закупке (извещении о проведении запроса котировок) устанавливаются следующие обязательные требования к участникам закупки, участник имеет необходимые разрешения, лицензии, является членом саморегулируемой организации с необходимым уровнем ответственности. Данное требование предъявляется, если выполнение работ, услуг, поставку товаров, которые являются предметом закупки, может осуществлять только лицо, соответствующее указанным требованиям.
В соответствии с пунктом 4.3.3 части 4.3 Положения о закупках, критериями оценки заявок на участие в запросе предложений могут быть:
1) цена;
2) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;
3) расходы на эксплуатацию товара;
4) расходы на техническое обслуживание товара;
5) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
6) срок, на который предоставляются гарантии качества товара, работ, услуг;
7) деловая репутация участника закупок;
8) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
9) квалификация участника закупки;
10) квалификация работников участника закупки.
Для каждого критерия оценки в конкурсной документации устанавливается его значимость. Совокупная значимость критериев оценки должна составлять 100 процентов.
Пунктом 17 раздела 2 "Информационная карта" Документации о закупке, установлен Порядок оценки и сопоставления Заявок, критерии оценки и сопоставления Заявок, величины значимости этих критериев, согласно которому следует:
Наименование критерия |
Наличие квалификации |
Количество баллов |
Наличие свидетельства СРО на выполнение монтажных работ (монтаж лифтов) и пусконаладочных работ (пусконаладочные работы лифтов) |
Да |
30 |
Нет |
0 |
Пунктом 16 раздела 2 "Информационная карта" Документации о закупке, установлены требования к участникам и перечень документов, предоставляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям, в которых отсутствует требование о членстве участников открытого запроса предложений в саморегулируемой организации и наличие свидетельства СРО на выполнение монтажных и пусконаладочных работ, однако Заказчик оценивает данный критерий в соответствии с пунктом 17 раздела 2 "Информационная карта" Документации о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Установление критерия "Наличие свидетельства СРО на выполнение монтажных работ (монтаж лифтов) и пусконаладочных работ (пусконаладочные работы лифтов)" в Порядке оценки и сопоставления Заявок, критерии оценки и сопоставления Заявок, величины значимости этих критериев, является нарушением частью 6 статьи 3 Закона о закупках, в связи с тем, что в Документации о закупке, а так же в Положении о закупках, отсутствует требование о предоставлении документов о членстве участников в саморегулируемой организации и о наличие свидетельства СРО на выполнение монтажных и пусконаладочных работ, но оценивается при оценки и сопоставлении Заявок.
Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что данный довод жалобы обоснован.
2) Заявитель утверждает, что Порядок оценки и сопоставления заявок, критерии оценки, величины значимости этих критериев не соответствуют действующему законодательству и фактически установлены для обеспечения приоритетности заявок некоторых участников. При этом ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, вышеуказанное Постановление Правительства распространяет свое действие на закупки проводимые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Открытый запрос предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования МКД, расположенных в жилом фонде ЖЭУ-20 МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3", извещение 31806901719, проводился в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", действие вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085, не распространяется на данную закупку.
3)Заявитель указывает, что в извещении о проведении открытого запроса предложений отсутствует Положение о закупках МУП г. Нижневартовска "ПРЭТN3", так же отсутствует на сайте Заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках, положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что Положение о закупках Заказчика, размещено в единой информационной системе 10.09.2013, последнее изменение в Положение о закупке размещено 14.09.2018.
Вышеуказанную информацию можно отследить по ссылке: http://zakupki.gov.ru/223/clause/public/order-clause/info/documents.html? d-6842228-p=1&versioned=&clauseInfoId=341840&clauseId=18328&activeTab=1.
Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что данный довод жалобы не обоснован.
4) В качестве обеспечения Заявки и в последующем контракта Заказчиком установлен безальтернативный залог денежных средств, а так же противоречащие законодательству размеры обеспечения.
В соответствии с пунктом 1.8.6 Положения о закупках, если начальная (максимальная) цена договора превышает 100 000 (сто тысяч) руб., то Заказчик вправе установить в документации о закупке (извещении о закупке) требование о предоставлении участниками обеспечения заявки на участие в закупке в размере не менее 0,5 % и не более 15 % процентов начальной (максимальной) цены договора.
В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должен быть указан конкретный размер такого обеспечения, сроки и порядок его внесения, порядок, сроки и случаи возврата обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии.
Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств (на счет, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке), предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, за исключением проведения закупки в соответствии со ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке осуществляется участником закупки из числа предусмотренных Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
Обеспечение заявки на участие в закупке не возвращается участнику в следующих случаях:
1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом N 223-ФЗ, до заключения договора Заказчику обеспечения исполнения договора (если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования об обеспечении исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).
Заказчик возвращает обеспечение заявки в течение десяти рабочих дней:
- с даты получения требования о возврате обеспечения;
- со дня заключения договора - победителю закупки и участнику закупки, заявке которого присвоено второе место после победителя;
- со дня подписания итогового протокола закупки - допущенным к закупке участникам, заявкам которых присвоены места ниже второго;
- со дня подписания протокола, указанного в п. 1.10.3 или п. 1.10.4 настоящего Положения, - участникам закупки, которым отказано в допуске к участию в процедуре закупки либо которые отстранены от такой закупки на любом этапе ее проведения;
- со дня окончания приема заявок - участникам закупки, заявки которых в соответствии с настоящим Положением оставлены без рассмотрения, а также участникам, отозвавшим свои заявки;
- со дня принятия решения об отказе от проведения закупки - всем участникам, предоставившим обеспечение заявки на участие в закупке.
Оператор электронной площадки осуществляет возврат обеспечения заявки в соответствии со своим регламентом.
В соответствии с пунктами 19, 20 раздела 2 "Информационной карты" Документации о закупках, установлен Размер обеспечения Заявки, срок и порядок его предоставления: 5 % от начальной (максимальной) цены договора (цене Лота), Обеспечение предоставляется на счет ЭТП. Обеспечение исполнения договора, размер, срок и порядок его предоставления: Требуется размер обеспечения: 20% от цены договора. Форма обеспечения: залог денежных средств. Валюта обеспечения: Российский рубль. Банковские реквизиты для осуществления перевода следующие:
Получатель: МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N3"; ИНН 8603007924; КПП 860301001; ОГРН 1028600938871; Банковские реквизиты: Р/с 40702810400000003208; К/с 30101810000000000742. Банк: Акционерное общество Нижневартовский городской банк "Ермак".
В платежном поручении в графе "Наименование платежа" необходимо указать: "Обеспечение исполнения договора по Открытому запросу предложений, закупка N ___ (указать номер закупки в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru), Лот N 1, НДС не облагается".
Обеспечение исполнения договора установлено в размере 20% от цены договора.
Вместе с тем, Положением о закупках, не предусмотрено установление обеспечения исполнения договора при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования МКД, расположенных в жилом фонде ЖЭУ-20 МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3", извещение 31806901719. Таким образом, установление обеспечения исполнения договора - необоснованно.
Согласно пункту 21 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г., в случае противоречия между содержанием положения о закупке и документации о закупке применению подлежит положение о закупке.
Как следует из материалов жалобы, в положении о закупках установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. Вместе с тем документация о закупке, в нарушение условий положения о закупке, содержала требование об обеспечении договора.
По смыслу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является локальным документом заказчика, который регламентирует его закупочную деятельность.
При этом в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке (часть 10 статьи 4 Закона о закупках).
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что довод заявителя обоснован, так как Заказчиком установлено не обоснованное требование в Документации о закупках, об обеспечении договора в размере 20% от цены договора, так как Положением о закупках, не предусмотрено обеспечение договора при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования МКД, расположенных в жилом фонде ЖЭУ-20 МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3".
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, Заказчик, предъявлял к участникам закупки требования, не предусмотренные Положением о закупке, что является нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РСУ-23" на действия заказчика - МУП г. Нижневартовска "ПРЭТN3", при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования МКД, расположенных в жилом фонде ЖЭУ-20 МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3", извещение 31806901719, обоснованной в части доводов NN 1,4.
2. Признать жалобу ООО "РСУ-23" на действия заказчика - МУП г. Нижневартовска "ПРЭТN3", при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования МКД, расположенных в жилом фонде ЖЭУ-20 МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3", извещение 31806901719, необоснованной в части доводов NN 2,3.
3. Признать в действиях МУП г. Нижневартовска "ПРЭТN3", выразившихся в установлении критерия "Наличие свидетельства СРО на выполнение монтажных работ (монтаж лифтов) и пусконаладочных работ (пусконаладочные работы лифтов)" в Порядке оценки и сопоставления Заявок, критерии оценки и сопоставления Заявок, величины значимости этих критериев", которое отсутствует Документации о закупке, а так же в Положении о закупках, но оценивается при оценки и сопоставлении Заявок, нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.
4. Признать в действиях МУП г. Нижневартовска "ПРЭТN3" , выразившихся в предъявлении к участникам закупки требований, не указанных в Положении о закупке, нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.
5. Выдать МУП г. Нижневартовска "ПРЭТN3" обязательное для исполнения предписание.
6. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 28
04.10.2018 г. г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 19.12.2017 N 77 в составе:
Председатель комиссии:
<...>;
Члены комиссии:
<...>
<...>;
на основании своего решения от 02.10.2018 года, вынесенного по жалобе ООО "РСУ-23" (вх. от 25.09.2018 N 1408-ж), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N3" в срок до 31.10.2018 года:
1.Отменить все протоколы, составленные в ходе проведения открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования МКД, расположенных в жилом фонде ЖЭУ-20 МУП г. Нижневартовска "ПРЭТ N 3", извещение N31806901719;
2.Вернуть закупку N 31806901719 на стадию рассмотрения заявок;
3.Разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в извещение и документацию открытого конкурса в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
4.В срок до 01.11.2018 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов;
5. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на ведущего специалиста - эксперта Воронцову О.В.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 4 октября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.10.2018