Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 06-06/55-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения индивидуальным предпринимателем <_> рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 3 и пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <_> (ходатайство от 09.10.2018)
УСТАНОВИЛА:
В Омское УФАС России поступили обращения физического лица (вх. N 7790 от 06.09.2018, вх. N 7832 от 07.09.2018) по факту размещения <_> на сайте https://omsk.mlsn.ru/ информации о продаже объекта недвижимости c признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Из обращения следует, что в августе 2018 года на сайте https://www.avito.ru/omsk заявителем было размещено частное объявление о продаже квартиры:
"Продам квартиру
1-к квартира 37 м\x{00b2} на 4 этаже 10-этажного панельного дома
1 500 000 руб.
Омск, р-н Советский, микрорайон Городок Нефтяников, улица Энтузиастов, 49".
объявлению были приобщены фотоизображения объекта недвижимости.
Через какое-то время заявитель обнаружил на сайте https://omsk.mlsn.ru/ объявление о продаже его квартиры, также сопровождаемое фотографиями:
"1 500 000 руб.
1-комн., 37 м\x{00b2}, 4/10 эт.
Омск, ул. Энтузиастов, 49".
Все данные характеристики объекта недвижимости (этаж, площадь квартиры, стоимость и др.), а также фотографии квартиры были взяты из объявления заявителя, размещенного на сайте https://www.avito.ru/omsk.
В качестве контактного лица (продавца) было указано агентство недвижимости <_> в лице специалиста по недвижимости <_>, с которым заявитель не заключал договор о продаже своей квартиры, а также не давал согласия на использование фотографий своей квартиры.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей <_> зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 26.01.2016 с присвоением ОГРНИП <_>.
Определением от 20.09.2018 Омским УФАС России в отношении ИП <_> было возбуждено дело N 06-06/55-2018 по признакам нарушения пункта 3 и пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная выше информация по своему содержанию, способу распространения адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования (1-комнатной квартире), что способствует продвижению его на рынке, то есть в полной мере обладает всеми признаками рекламы.
На запрос Омского УФАС России <_> представлены пояснения по вышеуказанному факту: "Обзванивала собственников с сайта авито с предложением помочь продать квартиру, соответственно по согласию собственников записывала и скачивала информацию, (описание продажи квартиры) по неосторожности скачала и описание объекта Энтузиастов 49, и вывели в рекламу_ Убрала сразу же как только появился доступ к интернету".
Как следует из представленных материалов, у ИП <_> отсутствовали договорные отношения с собственником рекламируемого жилого помещения, дающие ей право представления интересов заявителя при реализации рассматриваемого объекта недвижимости, включая право рекламировать объект недвижимости.
Таким образом, потребитель, желающий приобрести рекламируемый объект недвижимости, и обратившийся с этой целью к лицу, указанному в рекламе в качестве продавца объекта недвижимости <_>, фактически не имел возможности приобрести объект рекламирования у данного лица, что свидетельствует о признаках нарушения требований пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с которым недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Кроме того, рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения о продавце рекламируемого товара, поскольку из содержания рекламной информации следует, что продавцом вышеуказанной квартиры является специалист по недвижимости <_>, что не соответствует действительности.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Рекламодателем указанной рекламы, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом, является индивидуальный предприниматель <_>.
На основании вышеизложенного, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ИП <_> пункта 3 и пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при размещении рекламы объекта недвижимости на сайте https://omsk.mlsn.ru.
Учитывая, что в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется, что подтверждается скриншотом страницы с сайта https://omsk.mlsn.ru, Комиссией Омского УФАС России сделан вывод о нецелесообразности выдачи ИП <_> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу, размещенную индивидуальным предпринимателем <_> на сайте https://omsk.mlsn.ru, ненадлежащей, нарушающей требования пункта 3 и пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать индивидуальному предпринимателю <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с устранением нарушения в добровольном порядке.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 09 октября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 октября 2018 г. N 06-06/55-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.10.2018