Я, заместитель руководителя ФАС России <...>, рассмотрев протокол и материалы дела N 4-14.33-1361/00-08-18 об административном правонарушении, возбужденного в отношении генерального директора ООО "ЭТП" (ОГРН 1111690052099, ИНН 1655218458, адрес: 420097, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Достоевского, д. 66), в отсутствии представителя ООО "ЭТП", надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Комиссии ФАС России от 08.05.2018 по делу N 1-14-13/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства действия ООО "ЭТП" (ОГРН 1111690052099, ИНН 1655218458, адрес: 420097, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Достоевского, д. 66), выразившиеся в информировании пользователей электронной площадки http://etprf.ru, что на указанной электронной площадке реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru, соответствующая директиве Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 N 8583п-П13, вводящими в заблуждение относительно возможности предоставления услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа, признаны актом недобросовестной конкуренции, противоречащим статье 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона "О защите конкуренции").
Принимая решение, Комиссия ФАС России исходила из следующих обстоятельств.
"АСТ ГОЗ" (далее также - Заявитель) осуществляет деятельность по предоставлению услуг электронной торговой площадки (www.astgoz.ru) в сфере государственного оборонного заказа.
ООО "ЭТП" (далее также - Общество) осуществляет деятельность по предоставлению услуг электронной торговой площадки (http://etprf.ru) в сфере государственного оборонного заказа с 2012 года, что подтверждается представленными Обществом в материалы дела документами.
Таким образом, Заявитель и Общество являются хозяйствующими субъектами - конкурентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на товарном рынке предоставления услуг электронной торговой площадки в сфере государственного оборонного заказа.
Согласно директиве Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 N 8583п-П13, утвержденной Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым, предусмотрена обязанность осуществления рядом государственных компаний и их дочерними и зависимыми обществами конкурентных закупок исключительно в электронной форме с применением автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа.
Заявитель является оператором специализированной электронной площадки АСТ ГОЗ (www.astgoz.ru), которая является единственной в Российской Федерации электронной торговой площадкой, техническое задание на создание которой согласовано с ФСБ России и ФАС России в пределах их полномочий, модель угроз безопасности информации согласована ФСБ России, а выданный аттестат подтверждает ее соответствие требованиям по безопасности информации ФСТЭК России.
Вместе с тем, Заявителем был выявлен факт рассылки оператором электронной площадки ООО "ЭТП" (http://etprf.ru) в личные кабинеты всех зарегистрированных на указанной электронной площадке организаций уведомления, содержащего информацию, вводящую в заблуждение относительно возможности предоставления услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа. Со ссылкой на вышеуказанную директиву Общество информирует пользователей о том, что на электронной площадке http://etprf.ru реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru, соответствующая данной директиве, и призывает не путать ее с аналогичными системами.
Как следует из пояснений, данных на заседании Комиссии ФАС России 20.03.2018 представителем ООО "АСТ ГОЗ", директива Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 N 8583п-П13 носит гриф "ДСП" и Обществу не направлялась. Заявитель был ознакомлен с содержанием указанной директивы, поскольку он является оператором специализированной электронной площадки АСТ ГОЗ, которого непосредственно касается директива.
Тем не менее, Обществом была распространена информация следующего содержания: "В соответствии с директивой от 24.11.2017 N 8583п-П13 о неразмещении рядом организаций сведений о поставщиках по результатам закупок в открытом доступе, на электронной площадке ETPRF.RU реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru (далее - АСТ ГОЗ), соответствующая данной директиве. В случае, если организация входит в указанный в директиве перечень, по вопросам, связанным с АСТ ГОС, для оперативной настройки сервисов и во избежание путаницы с аналогичными системами, просим обращаться к Вашему персональному консультанту _". Распространение указанной информации подтверждено представлением Общества письма соответствующего содержания от 14.12.2017 N 224/1.
ФАС России было направлено ООО "ЭТП" предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 25.12.2017 N ИА/90800/17, срок исполнения которого истек 22.01.2018.
По сведениям, поступившим от ООО "ЭТП", указанное предупреждение исполнено частично путем прекращения рассылки третьим лицам, в том числе через личные кабинеты пользователей, уведомлений о том, что на электронной площадке реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказ. Также ООО "ЭТП" направило всем зарегистрированным на электронной площадке http://etprf.ru пользователям сообщение, исключающее какое-либо уведомление о возможной путанице с аналогичными системами. Однако ООО "ЭТП" отказалось размещать на своем интернет-сайте информацию для неопределенного круга лиц о том, что данная электронная площадка не предоставляет услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа, поскольку такая информация не будет соответствовать действительности. С момента создания ООО "ЭТП" (дата регистрации 20.07.2011) для предприятий государственного оборонного заказа осуществляет торги в автоматизированной системе.
На основании изложенного был издан приказ ФАС России от 30.01.2018 N 112/18 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "ЭТП" (ОГРН 1111690052099, ИНН 1655218458, адрес: 420097, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Достоевского, д. 66) статьи 14.2 Закона "О защите конкуренции".
В представленных письменных пояснениях Общество указывало, что в соответствии с пунктом 2 директивы от 24.11.2017 N 8583п-П13 конкурентные закупки осуществляются исключительно в электронной форме с применением автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа. Из содержания данного пункта следует, что закупки должны осуществляться с помощью автоматизированной системы, но при этом не указано, что необходимо отражать какие-либо идентификационные данные такой системы, которые позволили бы отличить ее от других подобных систем. Согласно анализу, проведенному патентным поверенным РФ N 908 Бусаревым Г.Г., словесное обозначение "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" не является охраноспособным и не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. ООО "ЭТП", в свою очередь, в информационном письме указало, по какому именно электронному адресу на электронной площадке ООО "ЭТП" реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа (http://astgoz.etprf.ru), что не является нарушением действующего антимонопольного законодательства и не противоречит директиве от 24.11.2017 N 8583п-П13.
При этом Общество обращало внимание на то, что согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Общество не занимается размещением государственного оборонного заказа в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а работает лишь в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", то есть размещает заказы в обеспечение исполнения государственного оборонного заказа, а не непосредственно государственный оборонный заказ.
Однако Комиссия ФАС России отметила, что в силу того, что Общество является профессиональным участником товарного рынка предоставления услуг электронной торговой площадки, в том числе в сфере государственного оборонного заказа, оно осведомлено о наличии на указанном рынке Заявителя, осуществляющего оказание аналогичных услуг электронной торговой площадки. Краткое фирменное наименование ООО "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" - ООО "АСТ ГОЗ" было известно Обществу, что им не отрицалось. При соблюдении необходимой степени заботливости и осмотрительности Общество должно было бы избегать использования аналогичной аббревиатуры, которое могло бы ввести в заблуждение пользователей электронных площадок.
Вместе с тем, наличие сведений о грифе "ДСП", присвоенном директиве от 24.11.2017 N 8583п-П13, а также о том, что Общество не являлось субъектом рассылки указанной директивы, никак не опровергнутых Обществом, свидетельствует о недопустимости использования данного документа для обоснования возможности осуществления определенных видов деятельности со стороны Общества.
Более того, 27.11.2017 Правительством Российской Федерации было принято постановление N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление N 1428). В соответствии с пунктом 3 постановления N 1428 в первоначальной редакции заказчикам при осуществлении закупки в соответствии с постановлением N 1428 необходимо проводить закрытые аукционы с применением автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа.
06.12.2017 постановлением Правительства Российской Федерации N 1476 были внесены изменения в постановление N 1428. Указанными изменениями определен оператор специализированной электронной площадки, на котором заказчикам предписано проводить закрытые аукционы, а именно общество с ограниченной ответственностью "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" - ООО "АСТ ГОЗ", являющее Заявителем по делу.
Таким образом, на момент выдачи ФАС России предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 25.12.2017 N ИА/90800/17, и тем более на момент его получения Обществом - 12.01.2018 и окончания срока его исполнения - 22.01.2018, Обществу как профессиональному участнику соответствующего товарного рынка должна была стать очевидной ошибочность вышеприведенного информационного сообщения пользователям электронной площадки Общества.
Однако Общество только частично исполнило предупреждение ФАС России от 25.12.2017 N ИА/90800/17.
Вместе с тем, довод Общества о том, что оно размещает заказы в обеспечение исполнения государственного оборонного заказа, а не непосредственно государственный оборонный заказ, не был принят Комиссией ФАС России в связи с тем, что такой вывод невозможно сделать, ознакомившись с содержанием информационного сообщения Общества пользователям.
При этом после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в ФАС России поступило письмо ООО "ЭТП" от 26.02.2018 N 41/1, согласно которому предупреждение ФАС России от 25.12.2017 N ИА/90800/17 выполнено в полном объеме, в том числе в части опубликования на сайте http://etprf.ru информации для неопределенного круга лиц с опровержением ранее разосланного уведомления.
В силу статьи 14.2 Закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение.
Согласно части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ООО "ЭТП" имелась возможность не информировать пользователей электронной площадки http://etprf.ru, что на указанной электронной площадке реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru, соответствующая директиве Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 N 8583п-П13, что вводит в заблуждение относительно возможности предоставления услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа, однако ООО "ЭТП" осознанно такие действия предприняло. Таким образом, вина ООО "ЭТП" в совершенном административном правонарушении установлена.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается решением Комиссии ФАС России от 08.05.2018 по делу N 1-14-13/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства, протоколом об административном правонарушении от 30.08.2018 N 4-14.33-1361/00-08-18, а также другими материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Действия ООО "ЭТП" по выполнению после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства предупреждения ФАС России от 25.12.2017 N ИА/90800/17 в полном объеме, в том числе в части опубликования на сайте http://etprf.ru информации для неопределенного круга лиц с опровержением ранее разосланного уведомления, квалифицированы как обстоятельство, смягчающее административную ответственность ООО "ЭТП", предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО "ЭТП" за совершенное административное правонарушение, не установлено.
Малозначительность в совершенном ООО "ЭТП" административном правонарушении не установлена. Таким образом, основания для освобождения ООО "ЭТП" от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
В соответствии с КоАП РФ размер административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 КоАП РФ, исчисляется согласно примечанию к статье 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 примечаний к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
В силу положения части 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, размер штрафа за административное правонарушение, совершенное ООО "ЭТП" (ОГРН 1111690052099, ИНН 1655218458, адрес: 420097, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Достоевского, д. 66), исчислить в размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, а именно 250 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 4.2, статьей 4.3, частью 1 статьи 14.33, статьей 23.48, статьей 29.7, статьей 29.9 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
1. Применить к ООО "ЭТП" (ОГРН 1111690052099, ИНН 1655218458, адрес: 420097, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Достоевского, д. 66) меры административной ответственности в виде штрафа за недобросовестную конкуренцию в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Получатель: Межрегиональное операционное УФК (для ФАС России л/с 04951001610)
ИНН 7703516539 КПП 770301001
КБК 161 1 16 02010 01 6000 140
ОКТМО 45380000
Банк получателя: Операционный департамент Банка России г. Москва
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (499) 755 23 24.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 5 октября 2018 г. N 4-14.33-1361/00-08-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.10.2018